Совершенствование правовых основ 
в деятельности систем органов местного 
самоуправления участвующих в реализации 
прав несовершеннолетних
    Сегодня в Российской 
Федерации не менее 70% работы 
местных органов занимает решение 
вопросов, связанных с осуществлением 
государственных функций в различных 
отраслях хозяйства. Особое место 
в деятельности местного самоуправления 
занимают вопросы, связанные с 
реализацией прав несовершеннолетних.
    Положительно зарекомендовала 
себя практика создания при органах опеки 
и попечительства комиссий по защите прав 
детей, в состав которых рекомендуется 
включать заместителя главы муниципального 
образования по социальным вопросам для 
рассмотрения таких сложных или спорных 
вопросов по опеке и попечительству над 
детьми, как дача разрешений на сделки 
с жилыми помещениями и иным имуществом, 
споры о воспитании детей, осуществление 
родителем своих прав при раздельном проживании 
родителей и так далее.
    Особое внимание 
следует обратить на работу 
органов опеки и попечительства 
по выявлению детей-сирот и 
детей, оставшихся без попечения 
родителей. В настоящее время действует 
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об 
основных гарантиях прав ребенка в Российской 
Федерации", в соответствии с которым 
органы местного самоуправления имеют 
возможность принимать превентивные меры 
в отношении детей, оказавшихся в трудной 
жизненной ситуации, что, по мнению специалистов, 
в свою очередь, сможет оказать влияние 
на снижение числа детей, оставшихся без 
родительского попечения 
    Для того чтобы 
осуществлять профилактику социального 
сиротства и защиту прав и 
интересов каждого ребенка, необходимо 
взаимодействие муниципальных органов 
и учреждений. К сожалению, ведомственные 
барьеры затрудняют процесс объединения 
усилий органов местного самоуправления 
в работе с несовершеннолетними. 
Для того чтобы наладить эффективное 
взаимодействие всех органов 
местного самоуправления, нужно 
создание нормативно-правовых механизмов, 
которые обеспечат комплексное 
решение проблем несовершеннолетних, 
защиты их прав, социальной адаптации 
в обществе.
    В настоящее 
время в большинстве органов 
опеки и попечительства всю 
работу по защите прав несовершеннолетних 
выполняет, как правило, один 
специалист (инспектор) по охране детства. 
Это приводит к тому, что удается выполнять 
только самую неотложную работу, как правило, 
связанную с представительством интересов 
несовершеннолетнего в суде, подготовкой 
заключений (зачастую непрофессиональных, 
в связи с отсутствием необходимых для 
этого навыков и знаний), по запросу суда 
и т.д.
    Следует отметить 
одно обстоятельство, связанное 
с характером вопросов опеки 
и попечительства. Закон "Об 
общих принципах..." от 6 октября 
2003 г. отнес опеку и попечительство 
к вопросам местного значения. 
В 2009 г. были внесены изменения, 
однако местное самоуправление 
по-прежнему имеет возможность 
решать вопросы опеки и попечительства.
    Также к органам 
защиты конституционных прав 
несовершеннолетних относятся орган 
управления социальной защитой 
населения, орган управления, орган 
по делам молодежи, орган управления 
образованием инспекции по делам 
несовершеннолетних ОВД.
    Для обеспечения 
и реализации прав несовершеннолетних 
в субъектах Российской Федерации 
необходимо создать департаменты 
(управления) по делам семьи, которые 
явились бы связующим звеном 
между органами местного самоуправления 
и органами исполнительной власти 
субъектов Российской Федерации 
в обеспечении прав несовершеннолетних. 
Основные функции департамента: 
обеспечение реализации прав 
несовершеннолетнего в различных 
сферах жизни общества, проведение 
пропагандистской работы среди 
населения по объяснению необходимости 
воспитания детей в семье, а 
также обеспечение прав семьи, 
материнства и детства
    Муниципальные комиссии 
по делам несовершеннолетних и защите 
их прав образуются органами местного 
самоуправления, в их состав могут входить 
представители государственных и муниципальных 
органов и учреждений системы профилактики 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, 
предусмотренной Законом Российской Федерации 
"Об основах системы профилактики безнадзорности 
и правонарушений несовершеннолетних", 
имеющие опыт работы с несовершеннолетними, 
а также представители иных государственных 
и муниципальных органов и организаций 
независимо от их организационно-правовой 
формы и формы собственности.
    Члены муниципальных 
комиссий по делам несовершеннолетних 
и защите их прав имеют право в установленном 
законодательством Российской Федерации 
порядке посещать расположенные на соответствующих 
территориях учреждения системы профилактики 
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 
для обследования условий воспитания, 
обучения и содержания в них несовершеннолетних. 
Учет несовершеннолетних, нуждающихся 
в устройстве, осуществляется в порядке, 
установленном нормативными правовыми 
актами органов местного самоуправления.
    Одно из важнейших 
полномочий местного самоуправления, 
связанное с реализацией прав 
несовершеннолетних, - это образование. 
Муниципальная система образования 
- это совокупность всех образовательных 
учреждений, независимо от их 
форм собственности и административного 
подчинения, находящихся на территории 
данного муниципального образования, 
взаимодействующих между собой 
и муниципальными органами управления 
образованием в интересах населения 
территории муниципального образования, 
ее комплексного развития <
        Анализ 
практики соблюдения прав детей 
в системе муниципального образования 
подтвердил: права детей в системе 
образования соблюдаются лишь 
частично. Один из основных факторов, 
препятствующих более полной 
реализации прав детей в образовательных 
учреждениях, - низкий уровень правовой 
культуры всех участников образовательного 
процесса. Причины нарушения прав 
детей связаны с существующими 
условиями деятельности образовательных 
учреждений и со стереотипами 
в области содержания образования 
и его организации .
    В целях обеспечения 
прав несовершеннолетних, обучающихся 
в муниципальных образовательных 
учреждениях, необходимо принимать 
конструктивные меры по защите 
их прав. Несовершеннолетнему, поступившему 
на учебу в муниципальное общеобразовательное 
учебное заведение, должны быть 
созданы условия для доступного 
и качественного образования, 
обеспечена безопасность, полноценное 
питание. В настоящее время 
остро стоит вопрос о соблюдении 
санитарно-гигиенических норм в 
школах.
    Таким образом, 
деятельность органов местного 
самоуправления по реализации 
и защите прав, свобод и законных 
интересов несовершеннолетних проводится 
в следующих направлениях:
    1. Обеспечение 
охраны общественного порядка.
    2. Общая защита 
прав несовершеннолетних.
    3. Вопросы опеки 
и попечительства.
    4. Вопросы образования.
    К сожалению, пока 
из-за недостаточной правовой и организационной 
оформленности органов местного самоуправления 
сотрудники муниципальных органов опеки 
и попечительства не в состоянии в полной 
мере осуществлять социальный патронаж 
неблагополучных семей, обеспечивать 
полноценную защиту прав и интересов детей, 
выявлять и ставить на профилактический 
учет семьи. Именно это послужило причиной 
очередных изменений в этом вопросе в 
июле 2009 
    В муниципальных 
образовательных учреждениях также 
наблюдаются проблемы финансово-организационного 
характера. Не полностью проработан 
механизм эффективного взаимодействия 
между муниципальными и государственными 
органами в сфере прав несовершеннолетних.
    В сфере реализации 
прав несовершеннолетних деятельность 
органов местного самоуправления 
не носит системного характера. 
Для улучшения ситуации предлагается:
    - принятие соответствующих 
муниципальных актов;
    - введение должностей 
специалистов по защите прав 
несовершеннолетних в муниципальных 
образованиях;
    - совершенствование 
практики совместных рейдов, проводимых 
органами внутренних дел совместно 
с органами опеки и попечительства;
    - совершенствование 
работы муниципальных образовательных 
учреждений по предоставлению 
образования, информированию о 
возможных противоправных деяниях 
в отношении несовершеннолетних, 
улучшение питания, прекращение 
практики "рекомендации" родителям 
перевести ребенка на домашнее 
обучение;
    - органы местного 
самоуправления совместно с ОВД, 
органами государственной власти 
субъектов должны выявлять несовершеннолетних, 
не получающих основное общее 
образование, выяснять причины 
этого и предпринимать установленные 
законом меры;
    - органы местного 
самоуправления, ведающие вопросами 
опеки, должны налаживать взаимодействие 
с ОВД  в сфере профилактики противоправного 
поведения в отношении несовершеннолетних;
    - увеличение финансирования 
муниципальных программ отдыха 
и досуга несовершеннолетних;
    - сокращение очередей 
в детские дошкольные учреждения 
путем увеличения количества 
мест в них, предусмотреть денежные 
выплаты по уходу родителям, 
стоящим в подобных очередях;
    - стимулирование 
жилищных муниципальных программ 
в отношении несовершеннолетних.
Необходимо развитие взаимодействия 
органов местного самоуправления с 
общественными объединениями, религиозными, 
правозащитными организациями и 
иными государственными структурами 
в сфере защиты материнства и 
детства при координирующей роли 
органов местного самоуправления.
    Необходима разработка 
органами местного самоуправления 
собственных муниципальных программ 
в области защиты материнства 
и детства с учетом соответствующих 
региональных и федеральных программ.
    Для защиты 
прав несовершеннолетних матерей 
и оказания им юридической, 
психологической и иных видов 
помощи создать в крупных муниципальных 
образованиях специальные муниципальные 
центры. В остальных муниципальных 
образованиях проводить курсы, 
семинары для несовершеннолетних 
матерей.
    Сегодня можно 
говорить о необходимости, учитывая 
остроту проблемы, создания в 
крупных муниципальных образованиях 
муниципальных центров помощи 
несовершеннолетним матерям. Другие 
муниципальные образования могли 
бы использовать иные организационно-правовые 
формы помощи несовершеннолетним 
матерям (организация различных 
курсов, пунктов, проведение семинаров 
и т.д.).