Совершенствование правовых основ
в деятельности систем органов местного
самоуправления участвующих в реализации
прав несовершеннолетних
Сегодня в Российской
Федерации не менее 70% работы
местных органов занимает решение
вопросов, связанных с осуществлением
государственных функций в различных
отраслях хозяйства. Особое место
в деятельности местного самоуправления
занимают вопросы, связанные с
реализацией прав несовершеннолетних.
Положительно зарекомендовала
себя практика создания при органах опеки
и попечительства комиссий по защите прав
детей, в состав которых рекомендуется
включать заместителя главы муниципального
образования по социальным вопросам для
рассмотрения таких сложных или спорных
вопросов по опеке и попечительству над
детьми, как дача разрешений на сделки
с жилыми помещениями и иным имуществом,
споры о воспитании детей, осуществление
родителем своих прав при раздельном проживании
родителей и так далее.
Особое внимание
следует обратить на работу
органов опеки и попечительства
по выявлению детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей. В настоящее время действует
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации", в соответствии с которым
органы местного самоуправления имеют
возможность принимать превентивные меры
в отношении детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, что, по мнению специалистов,
в свою очередь, сможет оказать влияние
на снижение числа детей, оставшихся без
родительского попечения
Для того чтобы
осуществлять профилактику социального
сиротства и защиту прав и
интересов каждого ребенка, необходимо
взаимодействие муниципальных органов
и учреждений. К сожалению, ведомственные
барьеры затрудняют процесс объединения
усилий органов местного самоуправления
в работе с несовершеннолетними.
Для того чтобы наладить эффективное
взаимодействие всех органов
местного самоуправления, нужно
создание нормативно-правовых механизмов,
которые обеспечат комплексное
решение проблем несовершеннолетних,
защиты их прав, социальной адаптации
в обществе.
В настоящее
время в большинстве органов
опеки и попечительства всю
работу по защите прав несовершеннолетних
выполняет, как правило, один
специалист (инспектор) по охране детства.
Это приводит к тому, что удается выполнять
только самую неотложную работу, как правило,
связанную с представительством интересов
несовершеннолетнего в суде, подготовкой
заключений (зачастую непрофессиональных,
в связи с отсутствием необходимых для
этого навыков и знаний), по запросу суда
и т.д.
Следует отметить
одно обстоятельство, связанное
с характером вопросов опеки
и попечительства. Закон "Об
общих принципах..." от 6 октября
2003 г. отнес опеку и попечительство
к вопросам местного значения.
В 2009 г. были внесены изменения,
однако местное самоуправление
по-прежнему имеет возможность
решать вопросы опеки и попечительства.
Также к органам
защиты конституционных прав
несовершеннолетних относятся орган
управления социальной защитой
населения, орган управления, орган
по делам молодежи, орган управления
образованием инспекции по делам
несовершеннолетних ОВД.
Для обеспечения
и реализации прав несовершеннолетних
в субъектах Российской Федерации
необходимо создать департаменты
(управления) по делам семьи, которые
явились бы связующим звеном
между органами местного самоуправления
и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
в обеспечении прав несовершеннолетних.
Основные функции департамента:
обеспечение реализации прав
несовершеннолетнего в различных
сферах жизни общества, проведение
пропагандистской работы среди
населения по объяснению необходимости
воспитания детей в семье, а
также обеспечение прав семьи,
материнства и детства
Муниципальные комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав образуются органами местного
самоуправления, в их состав могут входить
представители государственных и муниципальных
органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
предусмотренной Законом Российской Федерации
"Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних",
имеющие опыт работы с несовершеннолетними,
а также представители иных государственных
и муниципальных органов и организаций
независимо от их организационно-правовой
формы и формы собственности.
Члены муниципальных
комиссий по делам несовершеннолетних
и защите их прав имеют право в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке посещать расположенные на соответствующих
территориях учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
для обследования условий воспитания,
обучения и содержания в них несовершеннолетних.
Учет несовершеннолетних, нуждающихся
в устройстве, осуществляется в порядке,
установленном нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления.
Одно из важнейших
полномочий местного самоуправления,
связанное с реализацией прав
несовершеннолетних, - это образование.
Муниципальная система образования
- это совокупность всех образовательных
учреждений, независимо от их
форм собственности и административного
подчинения, находящихся на территории
данного муниципального образования,
взаимодействующих между собой
и муниципальными органами управления
образованием в интересах населения
территории муниципального образования,
ее комплексного развития <
Анализ
практики соблюдения прав детей
в системе муниципального образования
подтвердил: права детей в системе
образования соблюдаются лишь
частично. Один из основных факторов,
препятствующих более полной
реализации прав детей в образовательных
учреждениях, - низкий уровень правовой
культуры всех участников образовательного
процесса. Причины нарушения прав
детей связаны с существующими
условиями деятельности образовательных
учреждений и со стереотипами
в области содержания образования
и его организации .
В целях обеспечения
прав несовершеннолетних, обучающихся
в муниципальных образовательных
учреждениях, необходимо принимать
конструктивные меры по защите
их прав. Несовершеннолетнему, поступившему
на учебу в муниципальное общеобразовательное
учебное заведение, должны быть
созданы условия для доступного
и качественного образования,
обеспечена безопасность, полноценное
питание. В настоящее время
остро стоит вопрос о соблюдении
санитарно-гигиенических норм в
школах.
Таким образом,
деятельность органов местного
самоуправления по реализации
и защите прав, свобод и законных
интересов несовершеннолетних проводится
в следующих направлениях:
1. Обеспечение
охраны общественного порядка.
2. Общая защита
прав несовершеннолетних.
3. Вопросы опеки
и попечительства.
4. Вопросы образования.
К сожалению, пока
из-за недостаточной правовой и организационной
оформленности органов местного самоуправления
сотрудники муниципальных органов опеки
и попечительства не в состоянии в полной
мере осуществлять социальный патронаж
неблагополучных семей, обеспечивать
полноценную защиту прав и интересов детей,
выявлять и ставить на профилактический
учет семьи. Именно это послужило причиной
очередных изменений в этом вопросе в
июле 2009
В муниципальных
образовательных учреждениях также
наблюдаются проблемы финансово-организационного
характера. Не полностью проработан
механизм эффективного взаимодействия
между муниципальными и государственными
органами в сфере прав несовершеннолетних.
В сфере реализации
прав несовершеннолетних деятельность
органов местного самоуправления
не носит системного характера.
Для улучшения ситуации предлагается:
- принятие соответствующих
муниципальных актов;
- введение должностей
специалистов по защите прав
несовершеннолетних в муниципальных
образованиях;
- совершенствование
практики совместных рейдов, проводимых
органами внутренних дел совместно
с органами опеки и попечительства;
- совершенствование
работы муниципальных образовательных
учреждений по предоставлению
образования, информированию о
возможных противоправных деяниях
в отношении несовершеннолетних,
улучшение питания, прекращение
практики "рекомендации" родителям
перевести ребенка на домашнее
обучение;
- органы местного
самоуправления совместно с ОВД,
органами государственной власти
субъектов должны выявлять несовершеннолетних,
не получающих основное общее
образование, выяснять причины
этого и предпринимать установленные
законом меры;
- органы местного
самоуправления, ведающие вопросами
опеки, должны налаживать взаимодействие
с ОВД в сфере профилактики противоправного
поведения в отношении несовершеннолетних;
- увеличение финансирования
муниципальных программ отдыха
и досуга несовершеннолетних;
- сокращение очередей
в детские дошкольные учреждения
путем увеличения количества
мест в них, предусмотреть денежные
выплаты по уходу родителям,
стоящим в подобных очередях;
- стимулирование
жилищных муниципальных программ
в отношении несовершеннолетних.
Необходимо развитие взаимодействия
органов местного самоуправления с
общественными объединениями, религиозными,
правозащитными организациями и
иными государственными структурами
в сфере защиты материнства и
детства при координирующей роли
органов местного самоуправления.
Необходима разработка
органами местного самоуправления
собственных муниципальных программ
в области защиты материнства
и детства с учетом соответствующих
региональных и федеральных программ.
Для защиты
прав несовершеннолетних матерей
и оказания им юридической,
психологической и иных видов
помощи создать в крупных муниципальных
образованиях специальные муниципальные
центры. В остальных муниципальных
образованиях проводить курсы,
семинары для несовершеннолетних
матерей.
Сегодня можно
говорить о необходимости, учитывая
остроту проблемы, создания в
крупных муниципальных образованиях
муниципальных центров помощи
несовершеннолетним матерям. Другие
муниципальные образования могли
бы использовать иные организационно-правовые
формы помощи несовершеннолетним
матерям (организация различных
курсов, пунктов, проведение семинаров
и т.д.).