Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, взаимозависимы друг от друга, оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Содержание
Введение
3
1. Общая характеристика правовой системы общества
4
1.1.Понятие и структура правовой системы общества
4
1.2. Уровни правовой системы
6
1.3. Противоречия и закономерности развития правовой системы
8
2. Классификация правовых систем
13
2.1. Критерии классификации правовых систем
13
2.2. Характеристика основных правовых систем
14
3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
20
Заключение
Это внутреннее диалектическое
противоречие глубинного, сущностного
порядка, предопределяющее все другие
аналогичные явления. Его разрешение
зависит от уровня развития экономики,
политики и культуры общества; разрешаясь,
оно каждый раз возрождается в
новом качестве. От того, насколько
полно и точно учтены законодателем
(государством) естественно-правовые начала
в правотворческой
К внутренним следует отнести
и противоречия между объективными
субъективным правом, между объективными
закономерностями функционирования правовой
системы и субъективными
В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф.Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия» В общественной жизни, отмечал Г. В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».
Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.
В ходе разрешения противоречий,
созидательного воздействия на правовую
сферу людей
В качестве одной из основных
закономерностей можно признать
постепенное и последовательное
сближение естественно-правовых и
государственно-правовых начал в
правовой системе, происходящее по мере
роста общечеловеческой культуры, реализации
нравственно-гуманистических
Конституирование этой закономерности
связано с характеристиками права
как меры свободы, гарантии социальной
справедливости. Реализация ее зависит
от осуществления таких
Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.
Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления è правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) è оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики è подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) è изучение эффективности действия акта è внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру пра-вотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.
Важное значение для правовой
системы приобретает требование
соблюдения правовой технологии, в
том числе выполнения соответствующих
процедур и правовых стандартов, сочетания
динамизма и стабильности правовых
явлений, торможения и стимулирования
в праве, разрешительного и
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикцион-ные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Существует несколько
1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), их роль, значение, соотношение.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, институтов).
4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.
2.2. Характеристика основных правовых систем
В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих
эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов.
Различают национальные правовые системы и межнациональные
(семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система
- органический элемент конкретного общества,
его истории, культуры, традиций, социального
уклада, географического положения и т.д.
Правовая семья - это несколько родственных
национальных правовых систем, которые характеризуются сходством
некоторых важных признаков (пути формирования
и развития; общность источников, принципов
регулирования, отраслевой структуры;
унифицированность юридической терминологии,
понятийного аппарата; взаимозаимствование основных
институтов и правовых доктрин).7
В науке выделяют следующие правовые системы (семьи):8
1) романо-германскую (семью континентального права: страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);
2)англосаксонскую (семью
3) религиозную (семью
4) традиционную (семью обычного права: экваториальная Африка и Мадагаскар).
5) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);