Правовые системы общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, взаимозависимы друг от друга, оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше общих признаков и черт, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.

Оглавление

Содержание

Введение
3
1. Общая характеристика правовой системы общества
4
1.1.Понятие и структура правовой системы общества
4
1.2. Уровни правовой системы
6
1.3. Противоречия и закономерности развития правовой системы
8
2. Классификация правовых систем
13
2.1. Критерии классификации правовых систем
13
2.2. Характеристика основных правовых систем
14
3. Значение правовой системы для формирования и развития гражданского общества
20
Заключение

Файлы: 1 файл

Готовая Курсовая - Право.docx

— 62.82 Кб (Скачать)

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного  порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в  новом качестве. От того, насколько  полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в  правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести  и противоречия между объективными субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами  ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и  компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом  как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием  права. Ф.Энгельс подчеркивал, что  ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить  противоречия, вытекающие из непосредственного  перевода экономических отношений  в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а  затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему  и втягивают ее в новые противоречия»  В общественной жизни, отмечал Г. В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных  общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и  хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие  для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда  оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в  них. Например, это противоречие между  формальным равенством, равным масштабом  устанавливаемого нормами права  поведения людей и фактическим  неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются  закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического  развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и  государственно-правовых начал в  правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права  как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит  от осуществления таких взаимосвязанных  и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения  ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового  регулирования; перенос центра тяжести  в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов  убеждения, мер профилактики, позитивного  стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных  общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах  она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс  развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью  развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений  фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно  представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические  отношения, требующие правового  оформления è правовые экспериментальные  нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) è оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики è подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными  процедурами и экспертной оценкой  проекта) è изучение эффективности  действия акта è внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых  случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру пра-вотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно  предусмотреть в законе о порядке  разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в  том числе выполнения соответствующих  процедур и правовых стандартов, сочетания  динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного  типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования  норм, институтов, системы в целом.

2. Классификация правовых систем

2.1. Критерии классификации правовых систем

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикцион-ные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев  объединения, классификации правовых систем различных государств.6

1. Общность исторической судьбы и исторических корней. Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Имеется в виду внешняя форма права, то, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях),  их роль, значение, соотношение.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, институтов).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи  и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

 

2.2. Характеристика основных правовых систем

В мире существуют различные правовые системы и правовые семьи, отражающие особенности соответствующих эпох, цивилизаций, стран, народов, континентов. Различают национальные правовые системы и межнациональные (семьи или отдельные группы систем). Национальная правовая система - органический элемент конкретного общества, его истории, культуры, традиций, социального уклада, географического положения и т.д. 
Правовая семья - это несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков (пути формирования и развития; общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры; унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата; взаимозаимствование основных институтов и правовых доктрин).7

В науке выделяют следующие правовые системы (семьи):8

1) романо-германскую (семью континентального  права: страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция);

2)англосаксонскую (семью общего  права: Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.));

3) религиозную (семью мусульманского  и индусского права: страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм);

4) традиционную (семью обычного  права: экваториальная Африка и Мадагаскар).

5) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др.

В качестве самостоятельной  группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков  романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; 
высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); 
деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; 
правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.9

Основой возникновения  романо-германской правовой семьи послужило римское право. В своем становлении романо-германская правовая семья прошла три главных этапа:

1) эпоха Римской  империи - XII в. н.э. - зарождение  римского права и его упадок  в связи с гибелью Римской  империи (476 г. н.э.), господство  в Европе архаических способов  решения споров - поединки, ордалии  (испытания), колдовство и т.д., т.е.  фактическое отсутствие права;

2) XIII - XVII вв. - возрождение  (ренессанс) римского права, распространение  его в Европе и приспособление  к новым условиям, достижение  независимости права от королевской  власти;

3) XVIII - XX вв. - кодификация  права, принятие Конституций (в  США, Польше, Франции и т.п.), появление  отраслевых кодексов (Гражданский  кодекс Франции 1804 г., Гражданское  уложение Германии 1896 г.), создание  национальных правовых систем.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная семья характеризуется следующими признаками: 
основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; 
отсутствует классическое деление права на частное и публичное; 
широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; 
юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер. 10

В своем становлении  англосаксонская правовая семья прошла четыре главных этапа:

1) до 1066 г. (нормандского  завоевания Англии) - отсутствие  общего для всех права; основным источником права являлись местные обычаи, различные для каждого региона;

2) 1066 - 1485 гг. (от  нормандского завоевания Англии  до установления власти династии  Тюдоров) - централизация страны, создание  в противовес местным обычаям  общего права для всей страны, которое отправляли королевские  суды;

3) 1485 - 1832 гг. - период  расцвета общего права и его  упадка; нормы общего права стали  отставать от реальной действительности: во-первых, общее право было слишком  формальным и громоздким, что  снижало его эффективность; во-вторых, дела, которые было сложно либо  невозможно решать, опираясь на  общее право, стали разрешаться  посредством возникшего "права справедливости", которое самостоятельно творил английский лорд-канцлер (представитель короля), исходя из принципов справедливости;

Информация о работе Правовые системы общества