16. Правовое регулирования хозяйственных
связей по поставкам товаров.
Роль административных плановых
актов снижается и уступает
место отношениям, базирующимся
на равенстве участников и
свободе их волеизъявления, через
которые каждый из них может
реализовать свои экономические
интересы.
Расширяется возможность
самостоятельно регулировать взаимоотношения
между субъектами рынка на
базе правовых норм, предусмотренных
Гражданским кодекс Республики Беларусь.
Гражданский кодекс Республики
Беларусь определяет порядок
заключения, изменения, исполнения
и прекращения действия различных
договоров на территории Республики
Беларусь. В нем определено право
Совета Министров Республики
Беларусь утверждать Положение
о поставках товаров. Для отдельных
видов товаров могут быть разработаны
Особые условия поставок, которые
утверждаются в порядке, устанавливаемом
Советом Министров Республики
Беларусь.
Используя предусмотренное
Гражданским кодексом Республики
Беларусь право, Кабинет Министров
Республики Беларусь утвердил
Приложение о поставках товаров
в Республике Беларусь.
Действие этого документа
распространяется на отношения
по поставке товаров между
юридическими и (или) физическими
лицами, осуществляющими свою предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица на территории
Республики Беларусь.
Особенности поставки товаров
для государственных нужд определяются
Указом Президента Республики
Беларусь «О государственных
закупках» от 17 ноября 2008 г.№618 (в
редакции Указа Президента Республики
Беларусь от 21 апреля 2009 г.№215) и другими
нормативными актами, утвержденными
в соответствии с ним.
Указ Президента Республики
Беларусь № 618 определяет порядок
и условия закупок товаров
(работ, услуг), осуществляемых за
счет средств республиканского
и местного бюджетов, а также
государственных внебюджетных и
инновационных фондов, внешних государственных
займов, кредитов, льготируемых за
счет средств бюджета. Указ
устанавливает также порядок
закупок товаров (работ, услуг),
осуществляемых бюджетными организациями.
При государственных закупках
наряду с реализацией интересов
заказчиков и поставщиков должен
быть соблюден принцип выгодности
в целом для государства.
Организации, для которых
государством не определяются
решения по закупкам, имеют право
самостоятельно выбирать правила,
способы и процедуры закупок
товаров в соответствии с Гражданским
кодексом Республики Беларусь, регулирующим
вопросы совершения сделок, и
в рамках полномочий, предоставляемых
должностному лицу учредительными
документами и трудовым договором
(контрактом).
При организации хозяйственных
связей руководствуются также
Положением а поставках товаров
в Республике Беларусь, которое
регламентирует общие, обязательные
для всех субъектов хозяйствования требования.
Эти требования касаются разделов и реквизитов
договора, обязательных для всех партнеров
по хозяйственным связям требований относительно
количества, ассортимента товара, его
качества, комплектности, маркировки,
гарантийных сроков, порядка поставки,
транспортных условий, цен и порядка расчетов,
тары и упаковки, страхования, порядка
извещения о нарушении условий договора
и ответственности за это, сроков действия
договора и порядка его изменения и расторжения.
Однако следует отметить,
что данное Положение предусматривает
широкие возможности согласования
сторонами взаимовыгодных условий,
не противоречащих законодательству
и нормам договорного права
Республики Беларусь в заключаемых
договорах поставки. Это существенно
повышает их роль.
Таким образом, основными
нормативно-правовыми документами,
регулирующими хозяйственные связи
по поставкам товаров на территории
Республики Беларусь, являются Гражданский
кодекс Республики Беларусь, Указ
Президента Республики Беларусь «О
государственных закупках» от 17 ноября
2008 г. №618 ( в редакции Указа Президента
Республики Беларусь от 21 апреля 2009 г.
№ 215), Положение о поставках товаров в
Республике Беларусь, договор (контракт),
нормативные акты, касающиеся особенностей
различных видов договоров.
Вопросы, не урегулированные
законодательством и нормативными
актами, решаются сторонами самостоятельно
в заключаемых ими договорах,
которые являются юридическим
документом, определяющим хозяйственные
отношения конкретных субъектов
по поставкам товаров.