Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:57, курсовая работа
Цель исследования – выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития современного российского
парламентаризма.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность и понятие термина «парламентаризм»
рассмотреть принцип разделения властей как основу парламентаризма
выявить этапы формирования российского парламентаризма
рассмотреть современный этап развития российского парламентаризма
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты изучения института парламентаризма……………………...……………………………………….5
1. 1 Сущность и понятие термина «парламентаризм»……...………………….5
1. 2 Принцип разделение властей как основа парламентаризма………………8
Особенности и тенденции развития парламентаризма в России………….13
2. 1 Этапы формирования российского парламентаризма…………………...13
2. 2 Современный этап развития российского парламентаризма……………17
3. Анализ развития избирательной системы политических партий в Государственную Думу РФ……………………………………………………..22
3. 1 Методология и методика изучения избирательной системы РФ………..22
3. 2 Анализ развития избирательного и партийного законодательства РФ…23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27
В массовом сознании
складывается стереотипное
России, находящейся практически на старте строительства демократической версии парламентаризма, еще очень сложно избавиться от стереотипов.
Таким образом, можно сделать вывод, что парламентаризм в России еще не утвердился и недостаточно оформился. Осуществление принципа разделения властей и создание системы сдержек и противовесов находится в стадии формирования, а деятельность парламента находится в сфере контролирующего и направляющего влияния органов исполнительной власти. Российский парламентаризм не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Более того, можно сказать, что взаимоотношения исполнительной власти с парламентом, ключевые элементы парламентаризма, строятся на сведении его функций в основном к законодательной деятельности в ущерб осуществлению представительской, и интересов политической и экономической элиты, чем на жизненные интересы простых граждан.
3. Анализ развития избирательной системы политических партий в Государственную Думу РФ
3. 1 Методология и методика изучения избирательной системы РФ
Конституция Российской Федерации 1993г. в ст. 94 впервые закрепила понятие парламента - Федерального Собрания - как высшего представительного и законодательного органа государственной власти РФ. Тем самым были положены конституционные основы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная основа. Поэтому исследование парламентаризма в современной России представляет научный и практический интерес. В данном исследовании предполагается изучение Государственной Думы Федерального Собрания РФ как составной части парламента.
Объектом исследования выступает Государственная Дума как составная часть парламента РФ.
Предметом исследования выступают изменения в избирательной системе политических партий в Госдуму РФ.
Интерпретация основных понятий
Парламент - правовой институт государственной представительной и законодательной и власти, который является связующим звеном между обществом и государством.
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Государственная Дума Российской Федерации - законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации (1993).
3. 2 Анализ развития избирательного и партийного законодательства РФ
Одним из актуальных направлений совершенствования деятельности российского парламента явилось развитие избирательного и партийного законодательства как политических составляющих укрепления парламентаризма.
На возникновение и развитие российского парламентаризма на новом, современном историческом этапе существенное влияние оказывает не только природа и характер уже состоявшегося государственного устройства, но и организация высших органов законодательной власти Федерации. Их конкретные полномочия, функции определяют конституции, уставы краев, областей, автономных округов. Именуются эти органы по-разному – Народный Хурал (Республика Бурятия), Государственный Совет (Республики Татарстан, Удмуртия и др.), Государственное Собрание (Республика Мордовия и др.), Верховный Совет (Республика Хакасия), Государственная Дума (Ставропольский край, Томская область и др.), Московская городская Дума, Орловский областной Совет народных депутатов, Самарская губернская Дума, Законодательное Собрание (г.Санкт-Петербург, Красноярский край, Омская, Свердловская области и др.), Липецкое областное Собрание депутатов и т.д. В названиях законодательных органов отражены исторические, национальные, культурные традиции регионов.
Существенной политизацией законодательных собраний на местах послужила избирательная реформа, начавшаяся с принятием нового Закона «О политических партиях». Реформа сделала политические партии единственным видом избирательного объединения, ликвидировав региональные партии. Вслед за этим, в 2002 году, закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязал субъекты Федерации избирать не менее половины депутатов региональных парламентов по пропорциональной избирательной системе. В 2005 г. в обозначенный выше закон были внесены новые поправки, главными из которых стала отмена института избирательных блоков, установление предельной планки заградительного барьера на уровне 7%, ужесточение процедуры регистрации списков кандидатов, снижение допустимого брака в подписных листах с 25 до 10%, расширение оснований для отказа в регистрации за наличие «недостоверных» данных и т.д. Это увеличило правовые возможности воздействия регистрирующих и контролирующих органов на состав кандидатов, т.е. усилило административный контроль над ходом выборов и выдвижением кандидатов. Было также решено установить для проведения выборов два «единых избирательных дня» в году: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.
Следующей коррекцией избирательного законодательства (в 2006 г.) партиям было запрещено включать в предвыборные списки представителей других партий, депутатам покидать партию, от которой они были избраны. Было отменено также голосование «против всех». В ноябре 2006 года новыми поправками в избирательное законодательство был отменен порог явки для признания выборов состоявшимися, запрещена критика оппонентов в телеэфире в ходе официальной агитационной кампании, усилены основания для ограничения пассивного избирательного права в связи с участием в «экстремистской» деятельности.
Интервалы между внесением поправок становились все короче, ужесточая одну за другой избирательные нормы Ужесточение партийного законодательства привело к сокращению межпартийной конкуренции. Так, 1 января 2006 года политические партии должны были подтвердить численность в 50 тысяч членов, тогда как прежде было достаточно 10 тысяч. В результате к концу 2007 г. конкурентами были только 15 партий, а к очередным выборам 1 марта 2009 г. партийно-политическое поле сузилось до 4 парламентских партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), плюс «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». Однако, в октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Начиная с 6-го Созыва депутаты избираются в Государственную Думу на срок 5 лет в соответствии с законом «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 ноября 2008 года.
В связи с осуществлением избирательной и партийной реформ существенно изменилась политическая роль законодательных собраний. С февраля 2005 года региональные законодательные собрания стали согласовывать «наделение губернаторскими полномочиями» кандидатов, представленных Президентом РФ. Вырос престиж депутатских мандатов. Наряду с ним выросла заинтересованность губернаторов в контроле над депутатским корпусом. Существенно повысилась роль поста председателя законодательного собрания, получившего легитимность, в отличие от губернатора, непосредственно на выборах. В связи с введением пропорциональной избирательной системы в законодательных собраниях ряда регионов стала появляться оппозиция. Избирательная реформа привела к повышению реального политического влияния региональных парламентов.
Избирательная реформа существенно изменила партийно-политический дизайн Государственной Думы.
Заключение
Парламентаризм является довольно сложным политико-правовым явлением, которое включает в себя организацию и функционирование государственной власти. Сравнив современные взгляды ученых и исследователей, можно сказать, что сама сущность парламентаризма рассматривается с двух точек зрения. В первом случае, парламентаризм это способ организации государственной власти в рамках какой либо формы правления, но абсолютно не самостоятельная форма правления. Во втором случае, парламентаризм это система организации и функционирования государственной власти, которая основывается на разделении властей, на интересах общества и политическом плюрализме.
В истории государств существовало множество различных видов парламентов, некоторые из них были приведены ранее. Это дало основание считать, что в каждом государстве, независимо от его масштабов, источник власти народа присутствовал всегда, а сама потребность в парламентской форме правления увеличивалась по мере развития государств.
История развития парламентаризма в России имеет свой специфический характер. Длительное время на протяжении веков российское государство складывалось как унитарное, с сильной центральной и слабой представительной и местной властью. Централизованная власть почти все время имела очень твердый и жесткий характер, что стало причиной возникновения таких негативных проявлений, как неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества, доминирование со стороны населения пассивной политической позиции и отсутствие у него веры в возможность влияния на политическую власть.
Следствием всех вышеперечисленных доводов, можно сделать вывод, что парламентаризм в России еще не утвердился и недостаточно оформился. Формально он существует, но не в таком виде, в каком должен быть на самом деле – системой представительства интересов широких социальных слоев населения.
Список литературы
1. Валуев П.А. Конституционализм: исторический путь России либеральной демократии. М.: Гардарики, 2000. С. 45.
2. Гавриленко В. Г. Парламентаризм / В. Г. Гавриленко // Право и политика: большой энциклопедический словарь. Мн. 2001. С. 1000.
3. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей. Судьба понятий // Государство и право. 1997. № 12. С.18.
4. Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 62-63.
5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 398.
6. Национальные парламенты мира: энцикл. справочник / сост. А. Х. Саидов; Рос. акад. наук; Ин-т государства и права. М., 2005. 720 с.
7. Обухов С. П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением. Проблема массового восприятия (1989 - 2005 гг.). М.: ИПЦ «Маска», 2005. С. 5.
8. Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.
9. Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18-20.
1 Обухов С. П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением. Проблема массового восприятия (1989 - 2005 гг.). М.: ИПЦ «Маска», 2005. С. 5.
2 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 398.
3 Гавриленко В. Г. Парламентаризм / В. Г. Гавриленко // Право и политика: большой энциклопедический словарь. Мн., 2001. С. 1000.
4 Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.
5 Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.
6 Национальные парламенты мира: энцикл. справочник / сост. А. Х. Саидов; Рос. акад. наук; Ин-т государства и права. М., 2005. 720 с.
7 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18.
8 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18.
9 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 20.
10 Валуев П.А. Конституционализм: исторический путь России либеральной демократии. М.: Гардарики, 2000. С. 45.
11 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 62.
12 Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей. Судьба понятий // Государство и право. 1997. № 12. С.18.
13 Харламова Ю. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 23.
14 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 63.
15 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 63.
Информация о работе Особенности развития парламентаризма в современной России