Особенности развития парламентаризма в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить сущность, содержание и основные характеристики процесса становления и развития современного российского
парламентаризма.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность и понятие термина «парламентаризм»
рассмотреть принцип разделения властей как основу парламентаризма
выявить этапы формирования российского парламентаризма
рассмотреть современный этап развития российского парламентаризма

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретико-методологические аспекты изучения института парламентаризма……………………...……………………………………….5
1. 1 Сущность и понятие термина «парламентаризм»……...………………….5
1. 2 Принцип разделение властей как основа парламентаризма………………8
Особенности и тенденции развития парламентаризма в России………….13
2. 1 Этапы формирования российского парламентаризма…………………...13
2. 2 Современный этап развития российского парламентаризма……………17
3. Анализ развития избирательной системы политических партий в Государственную Думу РФ……………………………………………………..22
3. 1 Методология и методика изучения избирательной системы РФ………..22
3. 2 Анализ развития избирательного и партийного законодательства РФ…23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Копия гиму ккр 2.docx

— 58.50 Кб (Скачать)

 В массовом сознании  складывается стереотипное восприятие  парламентариев, особенно депутатского  корпуса Государственной Думы, как  бесполезной государственной надстройки, являющейся лишь дополнительным  источником социально-политической  напряженности. «Характер восприятия  представительной власти массовым  сознанием, отношение граждан к  её деятельности имеют одно  из основополагающих значений для эффективного функционирования всей политической системы страны»15.

России, находящейся практически на старте строительства демократической версии парламентаризма, еще очень сложно избавиться от стереотипов.

Таким образом, можно сделать вывод, что парламентаризм в России еще не утвердился и недостаточно оформился. Осуществление принципа разделения властей и создание системы сдержек и противовесов находится в стадии формирования, а деятельность парламента находится в сфере контролирующего и направляющего влияния органов исполнительной власти. Российский парламентаризм не сложился как система представительства интересов широких социальных групп граждан. Более того, можно сказать, что взаимоотношения исполнительной власти с парламентом, ключевые элементы парламентаризма, строятся на сведении его функций в основном к законодательной деятельности в ущерб осуществлению представительской, и интересов политической и экономической элиты, чем на жизненные интересы простых граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ развития избирательной системы политических партий в Государственную Думу РФ

3.  1 Методология и методика изучения избирательной системы РФ

Конституция Российской Федерации 1993г. в ст. 94 впервые закрепила понятие парламента - Федерального Собрания - как высшего представительного и законодательного органа государственной власти РФ. Тем самым были положены конституционные основы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется, меняется его нормативная основа. Поэтому исследование парламентаризма в современной России представляет научный и практический интерес. В данном исследовании предполагается изучение Государственной Думы Федерального Собрания РФ как составной части парламента.

Объектом исследования выступает Государственная Дума как составная часть парламента РФ.

Предметом исследования выступают изменения в избирательной системе политических партий в Госдуму РФ.

Интерпретация основных понятий

Парламент - правовой институт государственной представительной и законодательной и власти, который является связующим звеном между обществом и государством.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Государственная Дума Российской Федерации - законодательный орган, нижняя палата Федерального собрания Российской Федерации, формируется согласно Конституции Российской Федерации (1993).

 

 

 

3.  2 Анализ развития избирательного и партийного законодательства РФ

Одним из актуальных направлений совершенствования деятельности российского парламента явилось развитие избирательного и партийного законодательства как политических составляющих укрепления парламентаризма.

На возникновение и развитие российского парламентаризма на новом, современном историческом этапе существенное влияние оказывает не только природа и характер уже состоявшегося государственного устройства, но и организация высших органов законодательной власти Федерации. Их конкретные полномочия, функции определяют конституции, уставы краев, областей, автономных округов. Именуются эти органы по-разному – Народный Хурал (Республика Бурятия), Государственный Совет (Республики Татарстан, Удмуртия и др.), Государственное Собрание (Республика Мордовия и др.), Верховный Совет (Республика Хакасия), Государственная Дума (Ставропольский край, Томская область и др.), Московская городская Дума, Орловский областной Совет народных депутатов, Самарская губернская Дума, Законодательное Собрание (г.Санкт-Петербург, Красноярский край, Омская, Свердловская области и др.), Липецкое областное Собрание депутатов и т.д. В названиях законодательных органов отражены исторические, национальные, культурные традиции регионов.

Существенной политизацией законодательных собраний на местах послужила избирательная реформа, начавшаяся с принятием нового Закона «О политических партиях». Реформа сделала политические партии единственным видом избирательного объединения, ликвидировав региональные партии. Вслед за этим, в 2002 году, закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» обязал субъекты Федерации избирать не менее половины депутатов региональных парламентов по пропорциональной избирательной системе. В 2005 г. в обозначенный выше закон были внесены новые поправки, главными из которых стала отмена института избирательных блоков, установление предельной планки заградительного барьера на уровне 7%, ужесточение процедуры регистрации списков кандидатов, снижение допустимого брака в подписных листах с 25 до 10%, расширение оснований для отказа в регистрации за наличие «недостоверных» данных и т.д. Это увеличило правовые возможности воздействия регистрирующих и контролирующих органов на состав кандидатов, т.е. усилило административный контроль над ходом выборов и выдвижением кандидатов. Было также решено установить для проведения выборов два «единых избирательных дня» в году: второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Следующей коррекцией избирательного законодательства (в 2006 г.) партиям было запрещено включать в предвыборные списки представителей других партий, депутатам покидать партию, от которой они были избраны. Было отменено также голосование «против всех». В ноябре 2006 года новыми поправками в избирательное законодательство был отменен порог явки для признания выборов состоявшимися, запрещена критика оппонентов в телеэфире в ходе официальной агитационной кампании, усилены основания для ограничения пассивного избирательного права в связи с участием в «экстремистской» деятельности.

Интервалы между внесением поправок становились все короче, ужесточая одну за другой избирательные нормы Ужесточение партийного законодательства привело к сокращению межпартийной конкуренции. Так, 1 января 2006 года политические партии должны были подтвердить численность в 50 тысяч членов, тогда как прежде было достаточно 10 тысяч. В результате к концу 2007 г. конкурентами были только 15 партий, а к очередным выборам 1 марта 2009 г. партийно-политическое поле сузилось до 4 парламентских партий («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»), плюс «Патриоты России», «Правое дело» и «Яблоко». Однако, в октябре 2011 года были приняты поправки, понижающие барьер до 5 % с 1 января 2013 года. Начиная с 6-го Созыва депутаты избираются в Государственную Думу на срок 5 лет в соответствии с законом «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» от 30 ноября 2008 года.

В связи с осуществлением избирательной и партийной реформ существенно изменилась политическая роль законодательных собраний. С февраля 2005 года региональные законодательные собрания стали согласовывать «наделение губернаторскими полномочиями» кандидатов, представленных Президентом РФ. Вырос престиж депутатских мандатов. Наряду с ним выросла заинтересованность губернаторов в контроле над депутатским корпусом. Существенно повысилась роль поста председателя законодательного собрания, получившего легитимность, в отличие от губернатора, непосредственно на выборах. В связи с введением пропорциональной избирательной системы в законодательных собраниях ряда регионов стала появляться оппозиция. Избирательная реформа привела к повышению реального политического влияния региональных парламентов.

Избирательная реформа существенно изменила партийно-политический дизайн Государственной Думы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Парламентаризм является довольно сложным политико-правовым явлением, которое включает в себя организацию и функционирование государственной власти. Сравнив современные взгляды ученых и исследователей, можно сказать, что сама сущность парламентаризма рассматривается с двух точек зрения. В первом случае, парламентаризм это способ организации государственной власти в рамках какой либо формы правления, но абсолютно не самостоятельная форма правления. Во втором случае, парламентаризм это система организации и функционирования государственной власти, которая основывается на разделении властей, на интересах общества и политическом плюрализме.

В истории государств существовало множество различных видов парламентов, некоторые из них были приведены ранее. Это дало основание считать, что в каждом государстве, независимо от его масштабов, источник власти народа присутствовал всегда, а сама потребность в парламентской форме правления увеличивалась по мере развития государств.

История развития парламентаризма в России имеет свой специфический характер. Длительное время на протяжении веков российское государство складывалось как унитарное, с сильной центральной и слабой представительной и местной властью. Централизованная власть почти все время имела очень твердый и жесткий характер, что стало причиной возникновения таких негативных проявлений, как неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества, доминирование со стороны населения пассивной политической позиции и отсутствие у него веры в возможность влияния на политическую власть.

Следствием всех вышеперечисленных доводов, можно сделать вывод, что парламентаризм в России еще не утвердился и недостаточно оформился. Формально он существует, но не в таком виде, в каком должен быть на самом деле – системой представительства интересов широких социальных слоев населения.

Список литературы

1. Валуев П.А. Конституционализм: исторический путь России либеральной демократии. М.: Гардарики, 2000. С. 45.

2. Гавриленко В. Г. Парламентаризм / В. Г. Гавриленко // Право и политика: большой энциклопедический словарь. Мн. 2001. С. 1000.

3. Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей. Судьба понятий // Государство и право. 1997. № 12. С.18.

4. Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 62-63.

5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 398.

6.  Национальные парламенты мира: энцикл. справочник / сост. А. Х. Саидов; Рос. акад. наук; Ин-т государства и права. М., 2005. 720 с.

7. Обухов С. П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением. Проблема массового восприятия (1989 - 2005 гг.). М.: ИПЦ «Маска», 2005. С. 5.

8. Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.

9. Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18-20.

 

 

1 Обухов С. П. Российский парламентаризм между признанием и отторжением. Проблема массового восприятия (1989 - 2005 гг.). М.: ИПЦ «Маска», 2005. С. 5.

2 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / А. А. Мишин. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Белые альвы, 1996. С. 398.

3 Гавриленко В. Г. Парламентаризм / В. Г. Гавриленко // Право и политика: большой энциклопедический словарь. Мн., 2001. С. 1000.

4 Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.

5 Романов Р. М. Понятие и сущность парламентаризма / Р. М. Романов // Социально-политический журнал. 1998. № 4. С. 212.

6 Национальные парламенты мира: энцикл. справочник / сост. А. Х. Саидов; Рос. акад. наук; Ин-т государства и права. М., 2005. 720 с.

7 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18.

8 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 18.

9 Харламова Ю. В. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 20.

10 Валуев П.А. Конституционализм: исторический путь России либеральной демократии. М.: Гардарики, 2000. С. 45.

11 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 62.

12 Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей. Судьба понятий // Государство и право. 1997. № 12. С.18.

13 Харламова Ю. Российский парламентаризм в сравнительной ретроперспективе // Космополис. № 3(19). 2007/2008. С. 23.

14 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 63.

15 Колесников В. Н. Российский парламентаризм: извлекая уроки // Власть. № 1. 2009. С. 63.


Информация о работе Особенности развития парламентаризма в современной России