Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно - территориальных образованиях, наукоградах, приграничных те

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 09:24, контрольная работа

Краткое описание

В работе автор рассматривает особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных единицах, в наукоградах, а так же на приграничных территориях.

Оглавление

Введение стр. 3
Глава I – Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях
• Понятие ЗАТО стр. 4
• Особенности ЗАТО стр. 4
• Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО стр. 5
Глава II – Местное самоуправление в наукоградах
2.1. Понятие наукограда стр. 8
2.2 Особенности организации местного самоуправления в наукоградах стр. 9
Глава III – Местное самоуправление на приграничных территориях
3.1 Особенности приграничных территорий стр. 10
3.2 Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях стр. 10
Заключение стр. 13
Список использованных источников стр. 14

Файлы: 1 файл

Реферат муниципальное1.docx

— 12.34 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСВТЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу: муниципальное право

На тему: Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно - территориальных образованиях, наукоградах, приграничных территориях.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

 

 

 

Владимир 2012

План работы:

Введение                                                                                                           стр. 3

Глава I – Местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях                                                                    

  • Понятие ЗАТО                                                                                            стр. 4
  • Особенности ЗАТО                                                                                    стр. 4
  • Особенности организации местного самоуправления в ЗАТО             стр. 5
  • Глава II – Местное самоуправление в наукоградах                                     
  • 2.1. Понятие наукограда                                                                                  стр. 8
  • 2.2  Особенности организации местного самоуправления в наукоградах стр. 9              
  • Глава III – Местное самоуправление  на приграничных территориях    
  • 3.1 Особенности приграничных территорий                                               стр. 10
  • 3.2 Особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях                                                                                                    стр. 10
  • Заключение                                                                                                     стр. 13
  • Список использованных источников                                                           стр. 14
  • Введение
  • В Российской Федерации существуют территории, на которых организация местного самоуправления требует особых условий. Обусловлено это может быть спецификой социальной, коммунальной или иной инфраструктуры, особым режимом обеспечения государственной тайны, необходимостью установления разрешительного порядка нахождения на определенной территории или необходимостью создания определенных условий для активного развития той или иной территории Российской Федерации.
  • В таких случаях условия или особенности организации местного самоуправления устанавливаются на уровне закона и, как правило, либо касаются вопросов территориального устройства, предоставления органам местного самоуправления специальных полномочий либо изъятия каких-либо полномочий.
  • Например, в Российской Федерации действуют особые условия организации местного самоуправления в городах федерального значения - городе Москве и городе Санкт-Петербурге, в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах Российской Федерации и некоторых свободных экономических зонах Российской Федерации, на приграничных территориях.
  • В главе 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержатся нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях.
  • В своей работе я рассмотрю особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных единицах, в наукоградах, а так же на приграничных территориях.
  • Глава I
  • Закрытым административно-территориальным образованием является территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включая специальные условия проживания граждан.
  • Во времена Советского Союза такие населённые пункты были строго засекречены: даже гражданам СССР, не имеющим права доступа к секретной информации, недоступны были не только въезд в эти населённые пункты или данные об их местоположении, но даже и их названия, их жителям не разрешалось рассказывать о том, где они живут. Население ЗАТО при подсчёте статистики размазывалось по другим населённым пунктам или приписывалось к крупным городам, таким как областные центры. ЗАТО чаще всего и назывались как районы городов: Челябинск-40, Томск-7, Красноярск-26, Сальск-7 и др. При этом для большей конспирации номера домов в таких городах часто начинались с крупных чисел, как бы продолжая улицы в «городах приписки», то же было с номерами школ и т.п.
  • В качестве компенсации за сложности, связанные с проживанием в закрытых городах, в советское время в них было лучше налажено снабжение, были в свободной продаже многие товары, которые в открытых населённых пунктах были дефицитом. Уровень благоустройства городов также был выше среднего, была лучше развита социальная сфера и сфера обслуживания. Из-за барьера, препятствующего свободному перемещению, в ЗАТО был значительно более низкий уровень преступности.
  • После распада СССР список ЗАТО был рассекречен, и их перечень утверждён специальным законом РФ, который был принят в 1992 и затем несколько раз изменялся. Вместо цифровых обозначений города получили отдельные имена.
  • Число ЗАТО составляет 45, в них (по состоянию на начало 2002) проживает 1 345 000 человек. Это означает, что почти каждый сотый россиянин живёт в закрытом населённом пункте. По сегодняшний день территории ЗАТО огорожены заборами с колючей проволокой и охраной (по крайней мере на легкодоступных участках), а для их посещения необходимо получить специальный пропуск, для чего нужно указать причину посещения.
  • К основным особенностям организации самоуправления ЗАТО относятся следующие положения:
  • 1) ЗАТО в обязательном порядке наделяется статусом городского округа;
  • 2) решение о создании (упразднении) ЗАТО принимается Президентом РФ на основании предложения Правительства РФ по согласованию с субъектом РФ;
  • 3) при принятии решения об упразднении ЗАТО с учетом предложений соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются этапность и сроки снятия особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, а также изменения административно-территориального деления, виды и размеры материальной и иной поддержки государством населения на период реорганизации ЗАТО (п. 2 ст. 2 Закона о ЗАТО);
  • 4) ЗАТО находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
  • а) установления административной подчиненности, границ указанного образования и земель, отводимых предприятиям и объектам;
  • б) определения полномочий органов государственной власти субъектов РФ в отношении указанного образования;
  • в) обеспечения особого режима безопасного функционирования предприятий и объектов, включающего специальные условия проживания граждан, охраны общественного порядка и обеспечения противопожарной безопасности. Все решения по вышеуказанным вопросам принимаются Правительством РФ (ст. 1 Закона о ЗАТО);
  • 5) устанавливаются ограничения на право ведения хозяйственной и предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающие из ограничений на въезд и постоянное проживание (п. 3 ст. 1 Закона о ЗАТО);
  • 6) в бюджет ЗАТО зачисляются все налоги и сборы, полученные с этой территории. Правительство РФ принимает решение о покрытии дефицита бюджета ЗАТО. Статьи федерального бюджета, предусматривающие выделение указанных средств, являются защищенными статьями. Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается также Правительством РФ;
  • 7) земли ЗАТО находятся в ведении муниципального образования, за исключением земель федеральной собственности;
  • 8) участие в приватизации муниципального имущества принимают только те, кто постоянно там проживает и зарегистрирован;
  • 9) компетенция органов местного самоуправления ЗАТО расширена в сравнении с обычными муниципальными образованиями по некоторым вопросам. К ним относятся:
  • а) вопрос обеспечения безопасности граждан;
  • б) вопрос безопасности в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в) проблемы соблюдения особого режима территории;
  • г) вопросы участия в режимном процессе (пропуск) и т. п.;
  • 10) проживание или работа граждан в условиях особого режима ЗАТО подлежат общей социальной компенсации. Общая социальная компенсация включает повышенный уровень бюджетной обеспеченности населения, меры социальной защиты, льготы в оплате труда, государственное страхование и гарантии. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства РФ.
  • Глава II
  • В начале 1990-х годов появилось понятие «наукоград», которое на начальном этапе носило, скорее, собирательный характер, объединяя подобные города и поселки в совокупность поселений со схожими проблемами развития.
  • Исторически наукограды появились как продукт общемирового развития, когда научно-технические разработки стали определять уровень развития государства Именно наукограды, отличающиеся высокой концентрацией интеллекта по всему циклу (от получения научного знания до конструкторской проработки, а потом промышленной реализации) позволили сначала создать, а потом удержать стратегический паритет в важнейших военных областях и добиться высокого уровня исследований в целом ряде научных направлений.
  • В настоящее время общее число наукоградов России включает около 70 городских и сельских поселений, расположенных преимущественно в основной полосе расселения страны. Около половины из них находится в Московской области (в т.ч. г. Зеленоград, который административно является частью г. Москвы, но расположен на территории области). За пределами столичного региона в Центральной России расположено еще 8 подобных территориальных образований во Владимирской, Калужской, Нижегородской, Тверской и Ярославской областях.
  • Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом, представляющим совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами
  • развития науки и техники.
  •  Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса
  • наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования.
  •  К особенностям статуса наукоградов и организации местного самоуправления можно отнести:
  • 1) решение о присвоении городскому округу статуса наукограда принимается Президентом РФ по представлению Правительства РФ. Указанный статус может быть присвоен на срок до 25 лет. Статус наукограда может быть сохранен после истечения указанного срока, либо при необходимости городской округ может быть досрочно лишен данного статуса в соответствии с законодательством;
  • Правительство РФ вправе досрочно прекратить статус наукограда
  • в случае исключения из числа государственных приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации установленных для данного наукограда направлений деятельности, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения статуса наукограда.
  • В случае досрочного прекращения статуса наукограда либо в случае отказа в сохранении статуса наукограда городское поселение, имевшее статус
  • наукограда, сохраняет статус городского округа.
  • 2) решение о присвоении статуса наукограда сопровождается утверждением Президентом РФ основных направлений деятельности и программы развития наукограда, представленных Правительством РФ;
  • 3) финансирование научной, научно-технической, инновационной деятельности, экспериментальных разработок, испытаний, подготовки кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующий субъектов РФ, иных источников финансирования в соответствии с законодательством РФ.
  • Глава III
  • Приграничные территории — это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обусловливающим специфику приграничья, является его географическое положение.
  • Приграничное сотрудничество стало важной особенностью современных международных связей регионов, поскольку именно на границе непосредственно пересекаются многие жизненно важные проблемы государств, включая внешнеполитические, экономические, гуманитарные контакты. Приграничное сотрудничество помогает решать отдельные вопросы межгосударственных отношений, в том числе такие, по которым затруднительно или пока невозможно принимать решение на более высоком уровне, укреплять исторически сложившиеся связи.
  • Особую роль проблематика приграничных районов играет для России, имеющей громадный пограничный периметр, который составляют весьма различные по природным, демографическим, экономическим и т.д. характеристикам территории.
  • Регионы России играют исключительно важную роль в процессе приграничного межрегионального сотрудничества, содействуя при этом повышению прозрачности границ, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для торговли, экономического процветания регионов.
  •  Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях должны определяться специальным законом.
  • В настоящее время таким законом является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".
  • Это обусловлено тем, что защита Государственной границы Российской Федерации должна быть основана на согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
  • В связи с этим на органы местного самоуправления приграничных территорий возлагаются дополнительные полномочия, что отражается в целом на организации и обеспечении деятельности органов местного самоуправления на приграничных территориях.
  • Например, по предложениям органов местного самоуправления поселений в пограничную зону могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан.
  • Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведением массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне, могут регулироваться не только федеральными законами, но и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  • Органы местного самоуправления вправе предоставлять земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществлять контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды. Они обязаны оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-морскому флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, предоставлять необходимую для их деятельности информацию, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории.
  • А уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам.
  • Заключение
  • Местное самоуправление представляет собой  один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти, инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности.
  • Особенности организации местного самоуправления обусловлены видом муниципального образования, отличительными чертами его правового статуса, закрепляемого федеральными законами, историческими и иными местными традициями, другими факторами.
  • Закрытые  административно-территориальные образования  являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральным законом.
  • Наукограды  являются городскими округами. Особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом.
  • Особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются  федеральным законом, определяющим режим приграничной территории.
  • Список использованных источников:
  • Игнатюк Н. А., Павлушкин А. В. Муниципальное право. Учебное пособие. М., 2006;
  • Кутафин О. Е, Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., Проспект, 2006;
  • Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации. Учебник. М., Издательство Проспект, 2007;
  • www.demoscope.ru
  • www.nirsi.ru
  • www.strategplann.ru

Информация о работе Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно - территориальных образованиях, наукоградах, приграничных те