Таврический Национальный
Университет имени В.И.Вернадского
Реферат
на тему: «Объекты и субъекты
административно - процессуальных
правоотношений и их особенности»
Выполнил
Студент 5 курс
заочной формы, 2 высшее
спец-ть «Правоведение»
Специфика административно-процессуальных
правоотношений находит свое отражение
и в круге субъектов их осуществления.
В отличие от уголовного и гражданского
процессов субъектами административно-процессуальных
правоотношений выступают многочисленные
исполнительные органы государства, а
также иные субъекты, уполномоченные
осуществлять административно-процессуальную
деятельность.
Особенности реализации административно-процессуальных
правоотношений позволяют классифицировать
их по ряду оснований.
Традиционной в административно-правовой
науке является их классификация
по следующим основаниям:
1) по содержанию и функциональной
направленности;
2) по видам административных
производств;
3) по отраслевой принадлежности
корреспондирующих материальных
правоотношений;
4) по соотношению прав
и обязанностей их участников.
С учетом первого из названных
критериев можно выделить правоотношения,
складывающиеся в процессе реализации
управленческих функций в различных
сферах управления – обороны, охраны
общественного порядка, здравоохранения,
культуры, науки и т.д.
Отражением структуры
административного процесса является
подразделение административно-процессуальных
правоотношений по видам административных
производств. Не вызывает сомнения различие
процессуальных отношений, возникающих
в ходе производства по делам об
административных правонарушениях, и
отношений, возникающих в ходе производства
по отработке и принятию нормативных
актов.
Административно-процессуальные
правоотношения возникают при реализации
как материальных норм административного
права, так и материальных норм иных отраслей
права, например, земельного, экологического,
финансового, предпринимательского и
т.д. Соответственно, административно-процессуальные
отношения, возникающие в такой ситуации,
будут различаться по отраслевой принадлежности
соответствующих материальных отношений.
По характеру правоотношений,
возникающих между их субъектами,
выделяются горизонтальные и вертикальные
административно-процессуальные правоотношения.
Горизонтальные административно-процессуальные
правоотношения характерны для субъектов,
между которыми отсутствуют отношения
подчиненности. Вертикальные административно-процессуальные
правоотношения возникают между
субъектами, для которых характерны
отношения власти и подчинения. Особое
место занимают административно-процессуальные
правоотношения, в которых одной
стороной выступает представитель
государственной власти, а другой
– гражданин.
В соответствии с положениями
теории юридического процесса целесообразно
выделить понятие состава административно-процессуального
правоотношения. Это понятие включает
в себя следующие элементы: субъекты
правоотношения, объекты правоотношения,
содержание правоотношения, юридические
факты и юридические состояния.
Выше говорилось о множественности
и разнообразии субъектов административно-процессуальных
правоотношений. Их можно разделить
на несколько групп. Прежде всего, это
так называемые «лидирующие» субъекты,
т.е. субъекты, выполняющие функции
по ведению процесса, субъекты, участвующие
в процессе с целью реализации
либо защиты своих прав и законных
интересов, а также субъекты, содействующие
ведению процесса. Особое место среди
субъектов административно-процессуальных
правоотношений занимает прокурор.
Субъект как элемент
структуры отражает состав участников
правоотношения, объект - причину (повод)
возникновения правоотношения, а
содержание - сущность возникающих
отношений.
Субъектами административного
правоотношения являются два
и более участника, как минимум
один из которых выражает публичный
(государственный) интерес в правоотношении,
т.е. наделен специальной компетенцией
в области государственного управления.
Это может орган исполнительной
власти, орган местного самоуправления
или организация, наделенные государственно-властными
полномочиями, либо должностное
лицо такого органа или организации.
Второй стороной в административном
правоотношении может быть любое
физическое или юридическое лицо
(другой коллективный субъект), но
которое распространяет свое
действие норма административного
права.
Для выполнения
этого условия субъект административного
правоотношения должен отвечать
требованиям административной правоспособности,
т.е. потенциальной возможности
участвовать в административных
правоотношениях, способности иметь
установленные административно-правовыми
нормами права и обязанности,
и требованиям административной
дееспособности (включая деликтоспособность),
т.е. способности своими действиями
приобретать и реализовывать
права, выполнять юридические
обязанности, соблюдать ограничения
и запреты, установленные административным
правом, а также нести ответственность
за нарушение предписаний административно-правовых
норм. Наличие указанных двух
качеств в совокупность обусловливает
наличие у субъекта общего
административно-правового статуса.
В то же время у субъекта
административного правоотношения
существует и специальный административно-правовой
статус, поскольку каждое физическое или
юридическое лицо, вступая в такого рода
отношения, становится лицензиатом, государственным
служащим, заявителем и т.д.
Традиционно выделяют
индивидуальных и коллективных
субъектов административного правоотношения.
Так, в общественном отношении,
урегулированном нормой административного
права, может участвовать орган
исполнительной власти (коллективный
субъект) или должностное лицо
органа исполнительной власти (индивидуальный
субъект). К числу индивидуальных
субъектов относятся все физические
лица, обладающие различными административно-правовыми
статусами (беженцы, иностранные
граждане, государственные служащие,
должностные лица, пенсионеры, студенты,
работники и т.д.)
Коллективные субъекты
административно-правовых отношений
- это, как правило, наделенные
каким-либо административно-правовым
статусом юридические лица, в
том числе и различные государственные
органы. Высказываемое в литературе
мнение о том, что субъектом
административного права может
выступать структурное подразделение
юридического лица (цех, отделение
связи, факультет), трудовой коллектив,
на наш взгляд, действительности
не соответствует, поскольку в
правоотношении может участвовать
только конкретный индивидуально
определенный субъект, каковым
трудовой коллектив, например, не
является. Необходимо отметить,
что понятия "субъект управления",
"субъект административного права"
и "субъект административного
правоотношения" не идентичны.
Субъект административного права
определяется нормами права в
общем виде как некоторая категория
лиц, отвечающим требования гипотезы
нормы, в то время как субъект
правоотношения всегда конкретен.
Кроме того, субъект права в
течение продолжительного времени
может вовсе не быть участником
административных правоотношений.
Таким образом, субъект административного
правоотношения - это субъект административного
права, вступивший в конкретные правоотношения.
Субъект государственного
управления - это субъект, наделенный
определенными властными полномочиями
в сфере государственного управления.
В условиях правового государства
субъект управления - это всегда
субъект административного права,
однако, не исключаются ситуации,
в которых управляющий субъект
оказывается вне поля действия
норм административного права.
Субъектом административно-правового
отношения может быть как субъект
управления, так и его объект,
т.е. в буквальном смысле - лицо,
на которое направлено управляющее
воздействие. Поэтому объемы указанных
понятий также неравнозначны.
Объектом правоотношения
является то, на что направлены
субъективные права и юридические
обязанности его участников. Согласно
разработкам теории права монистическая
концепция утверждает, что объектом правового
отношения могут выступать только действия
субъектов, поскольку именно поступки
людей подвергаются регулированию со
стороны правовых норм. В то же время плюралистическая
концепция утверждает, что объекты правоотношений
столь разнообразны, сколь многообразны
регулируемые правом отношения. Вторая
концепция считается более современной
и разделяется большинством специалистов.
В административном
праве также существуют разногласия
по вопросу об объекте административно-правового
отношения. Группа авторов, среди
которых Ю.М. Козлов, Р.О. Халфина
и другие, в качестве единственного
объекта любого правового отношения
признает действия, поведение людей,
в то время как другая выделяет
два вида объектов правоотношения:
объект имущественных отношений
(предмет правоотношения), в качестве
которого выступают материальные
ценности и вещи, и объект неимущественных
отношений, т.е. те самые действия,
поведение людей. Следует отметить,
что вторая группа не менее представительна:
в нее входят Н.Г. Александров, В.М. Манохин,
Г.И. Петров и другие.
Существует также
мнение, согласно которому существует
непосредственный (действия и поведение)
и отдаленный объекты (материальные
предметы, информация, продукты духовного
творчества) административного правоотношения.
Думается, все же
разумнее разделять понятия "объект
правоотношения" и "предмет
правоотношения" как это делается
в уголовном праве. Это придаст
больше четкости теоретической
конструкции. Для того чтобы
яснее представить себе объект
правоотношения, возникающего на
основе нормы административного
права, нужно понять, на что
собственно направлено государственное
управление, реализуемое в этом
правоотношении. Государственное управление
направлено на приведение частного
и корпоративного интереса в
соответствие с общественным, государственным,
а значит, на корректировку поведения
частных лиц и их объединений
в соответствии с принципами
государственного и общественного
устройства. Следовательно, и объектом
административного правоотношения
может быть только соответствующее
поведение субъектов правоотношения.
Между тем его предметом может
быть все, что угодно.
В широком смысле под объектом
административно-процессуального правоотношения
следует понимать то, по поводу чего
складывается это правоотношение. В
целом это различные материальные
и нематериальные блага, на которые
направлены действия субъекта. В реальной
жизни правовые отношения могут
возникать по самым различным
поводам. Конкретизируя круг объектов
административно-процессуальных отношений,
можно выделить:
1) поведение субъектов
административно-процессуальных правоотношений;
2) результаты поведения
субъектов административно-процессуальных
правоотношений;
3) предметы материального
мира – вещи, материальные ценности
и т.д.;
4) интеллектуальная собственность;
5) иные нематериальные
блага.
Содержание административно-процессуального
правоотношения включает в себя субъективные
права и юридические обязанности
его субъектов. Правам и обязанностям
субъектов административно-процессуальных
правоотношений в значительной степени
присущ взаимокорреспондирующий характер.
Иными словами, зачастую процессуальным
правам одного субъекта правоотношения
соответствует определенная обязанность
другого субъекта. Например, праву
лица присутствовать при рассмотрении
дела соответствует обязанность
органа (должностного лица), рассматривающего
дело, известить о времени и
месте его рассмотрения.
Целесообразным представляется
и отнесение к числу элементов
состава процессуального правоотношения
юридических фактов. Они играют в
административно-процессуальных правоотношениях
важную роль наряду с такими общепринятыми
элементами состава, как содержание
правоотношения, субъекты и объекты,
поскольку если процессуальное правоотношение
возникает на основе определенного
материального правоотношения, то изменяется
и прекращается оно на основании
юридических фактов – событий
и действий.
Отметим то обстоятельство,
что понятие юридического состояния
(например, гражданство, брак) имеет
в плане административно-процессуальных
правоотношений важное самостоятельное
значение. Юридическое состояние представляет
собой некое обстоятельство, которое существует
длительное время непрерывно или периодически
и порождает юридические последствия.
Например, состояние гражданства представляет
собой важный фактор при реализации административно-процессуальных
правоотношений, связанных с привлечением
к административной ответственности.