Муниципальные целевые программы: механизмы формирования и реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в анализе целевой муниципальной программы «Основные направления развития образования», утверждённой распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 01.02.2011 г. № 122 ро»
Задачи:
изучить состав, порядок разработки и содержание
муниципальных целевых программ;
рассмотреть механизмы реализации муниципальных целевых программ;
изучить механизм формирования муниципальных целевых программ г. Тюмени;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….…..….3
ГЛАВА 1 МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………..6
Состав, порядок разработки и содержание
муниципальных целевых программ……………………………….……....6
1.2 Механизмы реализации муниципальных целевых программ………….…..7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В г. ТЮМЕНИ на примере «муниципальной целевой программы «Основные направления развития образования», утверждённой распоряжением Администрации Тюменского муниципального района от 01.02.2011 г. № 122 ро» ………………………………………………………….22
2.1 Особенности разработки и реализации долгосрочной целевой программы…………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………..31
Список литературы и использованных источников……………………………33

Файлы: 1 файл

Готовая КУРСОВАЯ ГМУ(2).docx

— 56.01 Кб (Скачать)

-   Повышение образовательного  уровня и уровня квалификации 
педагогических   работников   системы дошкольного  образования. 

- Совершенствование системы  оплаты труда работников дошкольных  образовательных учреждений.                                       
- Предоставление доступного качественного образования, соответствующего государственным образовательным стандартам.

- Формирование культуры  здоровья и здорового образа  жизни. Создание   условий   для   обучения   детей   с ограниченными возможностями  здоровья.             

- Информатизация образовательного  процесса.

- Повышение  статуса   педагогических  кадров  путем 
совершенствования механизмов оплаты труда,  системы 
переподготовки, повышения квалификации.             
- Воспитание социально-ответственной личности.

- Развитие системы выявления  и поддержки талантливых детей.    

Анализ выполнения показателей  долгосрочной целевой программы  «Основные направления развития образования Тюменского муниципального района» за 2012 год показал, что  из 48 показателей, заложенных в программе, по 17 – достигнуто значение на уровне запланированного, по 20 - выше запланированного и по 11 показателям не удалось  достичь запланированного результата. При этом 8 показателей не достигнуто по объективным причинам.

Показателями достижения результатов являются:

- Количество дней, пропущенных  по болезни на одного ребёнка  в детском саду, а также в  образовательном учреждении:

- количество детских садов,  здания которых требуют капитального  ремонта;

- показатели оснащения  детских садов после капитального  ремонта технологическим оборудованием,  мебелью, современным компьютерным  и мультимедийным, а также учебно-наглядным  оборудованием;

- численность учащихся, приходящихся  на одного прочего работающего  в муниципальных общеобразовательных  учреждениях;

- доля учащихся, сдавших  ЕГЭ;

- доля обучающихся 9 классов,  поступивших в 10 класс;

- число призёров форума  «Шаг в будущее»;

- показатель готовности  детей старшего дошкольного возраста  Тюменского муниципального района  к школе;

- потребности в получении дошкольной образовательной услуги в Тюменском районе;

- доля воспитанников,  посещающих детские сады от  списочного состава;

- показатель «количество  школ, здания которых требуют  капитального ремонта»;

- оснащение школ современным  технологическим оборудованием;

- доля участников олимпиад  и конференций на муниципальном  уровне;

- доля детей первой  и второй группы здоровья;

- количество уроков, пропущенных  без уважительной причины в  расчёте на одного ученика;

- доля педагогических  работников ДОУ и школ, имеющих  квалификационные категории;

- среднемесячная заработная  плата работников дошкольного  (и школьного) образования и  воспитателей;

- численность учащихся, приходящихся  на одного учителя;

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ о реализации программы.

В 2012 году деятельность системы  образования Тюменского муниципального района была направлена на реализацию муниципальной целевой программы  «Основные направления развития образования», утверждённую распоряжением  Администрации Тюменского муниципального района от 01.02.2011 г. № 122 ро.

На 2012 год на реализацию долгосрочной  целевой программы первоначально  было предусмотрено -785 941,5 тыс. рублей.

Уточненный объем финансирования  составил 1 127 105,2 тыс. рублей.

Объем финансирования изменился  на 341 163,7 тыс. рублей:

  • За счет дополнительных поступлений на 351 796,0 тыс. рублей , в том числе:

      - из областного  бюджета  -339 928,6 тыс. рублей;

       - из  местного бюджета    - 11 867,4 тыс.  рублей.

  • Вместе с тем отозваны лимиты на 10 632,3 тыс. рублей, в том числе:

        - из  областного бюджета  -10 048,0 тыс.  рублей;

        - из  местного бюджета    - 584,3тыс.  рублей.

Отозваны лимиты  в  связи отсутствием потребности  по госполномочиям:

  • На соц.поддержку детей-сирот в детских домах – 8581 тыс. рублей;
  • По компенсации части родительской платы – 1000 тыс. рублей;
  • За классное руководство – 357 тыс. рублей;
  • По кап.ремонту МКОУ Зырянской спец (коррекционной) школы-интерната  -110 тыс. рублей;
  • На организацию трудозанятости для МО п. Боровский 584,3 тыс. рублей

Дополнительно поступило 351 796,0 тыс. рублей , в том числе:

      - из областного  бюджета  -339 928,6 тыс. рублей;

       - из  местного бюджета    - 11 867,4 тыс.  рублей.

Из общей суммы дополнительных поступлений в основном средства направлены:

- на оснащение мебелью,  оборудованием, инвентарем -12 286,1 тыс.  рублей (3,5%);

-капитальный ремонт –  196 435,6 тыс. рублей (55,8%);

  • на организацию подвоза – 528 тыс. рублей (0,2%);
  • выплаты стимулирующего характера работникам образования (по 1000 рублей, учителям на выравнивание, формирование централизованного фонда и премии аппарату)  - 115 669,9 тыс. рублей (32,9%);
  • Организационно-массовые мероприятия – 1131,3 тыс. рублей (0,3%);
  • на организацию летнего отдыха  - 12139,1 тыс. рублей (3,4%);
  • На увеличение  объема целевых субвенций  на исполнение государственных полномочий – 13606 тыс. рублей (3,9%);

  Анализ выполнения показателей долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования Тюменского муниципального района» за 2012 год показал, что из 48 показателей, заложенных в программе, по 17 – достигнуто значение на уровне запланированного, по 20 - выше запланированного и по 11 показателям не удалось достичь запланированного результата. При этом 8 показателей не достигнуто по объективным причинам.

Так, из-за увеличения количества заболевших детей в период острой эпидситуации по ОРВИ и ГРИППУ, не выполнены  два показателя:

  • Показатель цели 1 подпрограммы 1. Количество дней, пропущенных по болезни на одного ребёнка в детском саду, планировалось 12, фактически составило 16,89.
  • И Показатель 3 задачи 2.2. Увеличение пропусков уроков по болезни (план – 43,7; факт – 46,3).

Следующий показатель, который  не выполнен по объективным причинам – это количество детских садов, здания которых требуют капитального ремонта.

В 2012 году показатель «Доля  обучающихся 9 классов, поступивших  в 10 класс» не выполнен (ниже запланированного значения на 2,7%) по причине того, что 38,7% выпускников поступили в учреждения НПО, СПО. Основными причинами получения  профессионального образования  после 9 классов являются следующие: одновременное получение среднего (полного) образования и профессии.

Анализ реализации программы  развития образования за 2012 год показал, что выше запланированного значения  удалось достичь результатов  по 20 показателям.

Так, по итогам проведения «Мониторинга готовности детей старшего дошкольного  возраста к процессу обучения в школе» средний показатель готовности детей  Тюменского муниципального района к  школе составил 99,9% (плановый показатель 99,7%; средний по области 98,7%)

Повысить долю выпускников  ДОУ, владеющих базовыми знаниями, удалось  в результате:

- организации работы по  обеспечению преемственности между   детским садом и школой,

  • проведённой индивидуальной работы с детьми, ранее имевшими низкие результаты (по итогам 1 этапа диагностики (октябрь 2011г.) данный показатель составлял 95,83%),
  • улучшения материально-технической базы ДОУ;
  • применения инновационных образовательных технологий (в т.ч. информационных технологий);
  • пересмотра подходов к реализации образовательной программы.
  • Ряд программных показателей не достигнуто из-за низкого уровня управленческих решений.
  • В 2012 году не удалось достичь 100% доли выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен.
  • Показатель экономических показателей эффекта «Численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях» ниже запланированного значения (план – 37,1; факт – 36,4) по причине того, что прочие работники, ранее работавшие по совместительству, приняты на основное место работы (число прочих работающих увеличилось на 6 чел.).

На примере формирования и реализации данной муниципальной  целевой программы можно сделать  вывод о том, что программа  дает необходимые целевые установки, без конкретных предписаний, т.е. исполнитель  программы сам определяет какими путями достичь поставленной цели. Например, цель: «Создание  условий  для  развития  детей  дошкольного возраста» выполняется решением задачи: «Повышение доступности услуг по содержанию и воспитанию детей дошкольного возраста и обеспечение современного качества дошкольного образования». Но программа не включает конкретные шаги и установки к их выполнению. Формулировки целей довольно размытые. В результате эти цели могут быть достигнуты, но временно и не вести к устойчиво положительному результату и по истечении срока действия целевой программы, достигнутые показатели могут снова прийти к прежним результатам. 

Например, показатель «Заработная  плата воспитателей повысилась в  результате введения платных образовательных  услуг в детских садах. Этот шаг  был принят для того, чтобы поднять  данный показатель. С одной стороны  – это выполняет поставленную задачу, с другой стороны – противоречит цели программы: «Повышение доступности  услуг по содержанию и воспитанию детей дошкольного возраста».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
В рамках данной курсовой работы рассмотрен механизм программно-целевого управления муниципальным развитием территории, освещены его преимущества и целесообразность использования в современной муниципальной политики. 
Так, в ходе исследования выявлены особенности использования на практике инструмента муниципальных программ социально-экономического развития муниципальных образований, основные методики их разработки, реализации.  
В данной работе внимание сосредоточено на изучении процедуры разработки муниципальных программ социально-экономического развития. На основе этого выявлены основные субъекты, участвующие в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития, а именно: инициаторы разработки муниципальной целевой программы, разработчики муниципальной целевой программы, заказчики муниципальной целевой программы, органы исполнители муниципальной целевой программы. 
Также определены типичные основные этапы процесса разработки и реализации программы социально-экономического развития на муниципальном уровне (на примере Тюменского района города Тюмени). Установлены механизмы финансирования и контроля за реализацией муниципальных программ социально-экономического развития муниципального образования. В ходе работы проанализирован опыт города Тюмени в применении органами местного самоуправления программно-целевого подхода в решении социально-экономических проблем города. Для развития города и устранение выявленных проблем органы местного самоуправления города Тюмени также используют программно-целевой подход в муниципальной политике, а именно разрабатывают, утверждают и реализуют целевые программы - комплексные программы социально-экономического развития и отраслевые целевые программы. 
В курсовой работе особое внимание уделяется механизмам совершенствования применения программно-целевого подхода в муниципальной политике г. Тюмени, обосновывается значимость решения проблем программно-целевого подхода. Таким образом, только используя комплексный подход к решению проблем программно-целевого планирования можно достичь высокого уровня развития муниципальных образований Российской Федерации. Комплексный подход в решении проблем программно-целевого планирования необходимо применять и в г. Тюмени.  
Применение программно-целевого подхода для социально-экономического развития территорий Российской Федерации позволит сконцентрировать и мобилизовать все необходимые средства и ресурсы для повышения качества жизни населения и решения основных экономических задач органов государственной власти. 
 

Информация о работе Муниципальные целевые программы: механизмы формирования и реализации