Муниципальное управление в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 17:41, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть социальную политику в современной России;
- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- определить основные направления муниципальной социальной политики;

Оглавление

Введение
3
1 Муниципальная социальная политика
6
1.1 Социальная политика в современной России
6
1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики
7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики
9
1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере
13
2 Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы
18
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
18
2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края
22
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений
23
2.2.1 Анализ рынка труда в МО Щербиновский район Краснодарского края
28
2.3 Муниципальное управление в сфере образования
34
2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края
38
2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения
42
2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновский район Краснодарского края
51
Заключение
58
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

23579.rtf

— 433.09 Кб (Скачать)

Те безработные, которые не смогли трудоустроиться из-за потери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-за несоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счет федерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006 году было 88 человек.

Многие граждане чувствуют себя на рынке труда неуверенно. Для них действует программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие 75 человек, при этом 13 человек после завершения занятий были трудоустроены. Кроме того, существует программа трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.

Услуги следующих видов службы занятости предоставляются бесплатно:

- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

- информирование о положении на рынке труда;

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- психологическая поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;

- осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

- организация проведения оплачиваемых общественных работ;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятости населения.

Центр занятости оказывает услуги и работодателям. Получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляют следующие документы:

- заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников (бланки предоставляются в Центре занятости);

- заявление-анкета заверяется подписью работодателя или его представителя, уполномоченного им на совершение соответствующих действий;

- заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)» (бланки предоставляются в Центре занятости);

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и содержащую запись «копия верна», дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке, - работодатели-юридические лица и индивидуальные предприниматели;

- паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, -работодатели - физические лица, имеющие гражданство РФ;

- документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, - работодатели - физические лица, имеющие иностранное гражданство;

- документы, удостоверяющие личность, - работодатели - физические лица, не имеющие гражданства.

Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

2.3 Муниципальное управления в сфере образования

 

Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:

- гуманистический характер образования,

- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,

- свободного развития личности;

- общедоступность образования,

- адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

- светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании, учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

Изменения в системе образования требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств, дающих поднять эффективность образования на должный уровень.

Таким образом, уровень населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края

Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классного руководителя. И с января 2006 года всем им - а в районе это 238 человек - стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство в зависимости от количества учащихся в классе.

На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели конкуре на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством, в районе определились две такие школы - это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и села Екатериновка.

Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, и доказательство тому - национальный проект «Образование», ставший основой в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что все, что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных учреждений.

Реализация национального проекта «Образование» в Щербиновском районе шла по нескольким направлениям.

Основное направление - это вознаграждение педагогов, выполняющих функции классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затрачено более 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.

Сегодня нужно ставить вопрос не столько о выплате вознаграждения как такового, сколько об эффективности работы классного руководителя.

Второе направление - поощрение лучших учителей.

Здесь уместно будет сказать, что установленную Президентом России В.В. Путиным премию в размере 100 тысяч рублей в крае получили 406 учителей, в том числе учитель истории средней школы №5 О.Б. Шейкин.

Победителями районного этапа конкурса стали учитель начальных классов средней школы №5 Н.Б. Березина, учителя: биологии - Е.В. Маракуша (СОШ №10), английского языка - И.А. Ильичева (СОШ №2), математики - Л.А. Вивчарь (СОШ №1), русского языка и литературы - Е.Л. Карпенко (СОШ №7) и учитель истории СОШ №3 Т.А. Васькова. Этим педагогам главой района В.П. Филоновым вручены грамоты и денежные премии на августовском совещании учителей.

В этом году необходимо значительно увеличить число участников конкурса и всемерно популяризировать работу лучших учителей района в средствах массовой информации, а также через методические объединения. Задача эта крайне важная, поскольку в конечном итоге речь идет об обобщении передового опыта и повышении профессионального уровня учительства района.

Третье направление - конкурс общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы и технологии.

Здесь безусловным лидером в районе стал коллектив средней школы №1 имени А.В. Ляпидевского, руководит которым опытный педагог Л.В. Макаренко. В качестве премии этому коллективу вручен грант Президента России в размере одного миллиона рублей.

Школа распорядилась такой солидной суммой очень толково. В рамках реализации программы развития школы уже закуплены такие необходимые учебные кабинеты, как начальной школы, русского языка и литературы, иностранного языка, истории, географии, математики, универсальный интерактивный предметный кабинет. Все эти приобретения, безусловно, скажутся на улучшении качества образовательного процесса, достижении хороших результатов, что, кстати, уже нашло свое подтверждение: школа заняла в этом учебном году первое место по результатам районного и зонального этапов краевых предметных олимпиад.

Информация о работе Муниципальное управление в социальной сфере