Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:56, контрольная работа
Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди множества вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.
1. Полномочия местного самоуправления в области социальной
защиты населения - - - - - - - - - 2
2. Муниципальная служба: понятие содержание и особенности - - 3
Список литературы - - - - - - - - - 9
3
Содержание
1. Полномочия местного самоуправления в области социальной
защиты населения - - - - - - - - - 2
2. Муниципальная служба: понятие содержание и особенности - - 3
Список литературы - - - - - - - - - 9
1. Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
Значительная роль в области управления социальной защитой граждан принадлежит органам местного самоуправления. Среди множества вопросов, решаемых ими в процессе своей деятельности, важное место отводится вопросам социального обеспечения и защиты граждан, проживающих на подведомственной территории.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют управление учреждениями социального обеспечения. Они назначают и выплачивают пенсии и пособия, осуществляя при необходимости доплаты к ним из собственных и привлеченных средств. На них возложены функции по выявлению и учету лиц, которым необходима материальная поддержка и которая осуществляется за счет средств местного бюджета. В целях социальной защиты граждан они формируют фонд социальной защиты населения, распоряжаются его средствами в соответствии с его целевым назначением и принимают необходимые меры по его пополнению.
Одним из направлений их деятельности в данной области является работа по улучшению жилищных, материальных, бытовых, социальных условий семей, потерявших кормильца, инвалидов, престарелых граждан; принятие мер по оказанию помощи гражданам, нуждающимся в обслуживании на дому. В случае необходимости направляют инвалидов, престарелых граждан в соответствующие учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, престарелых и т. п.).
Органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать за счет местного бюджета различные льготы лицам, нуждающимся в социальной защите, в частности, по оплате жилой площади и коммунальных услуг, проезда на общественном транспорте, медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению и др.
В пределах своей компетенции они предоставляют льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей.
Органы местного самоуправления руководят опекой и попечительством. Осуществляя эту деятельность, они обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернаты при школах; решают вопросы о передаче таких детей на воспитание в семьи граждан, а также вопросы усыновления (удочерения).
Органы местного самоуправления решают задачи в области занятости населения, тесно взаимодействуя с городскими и районными центрами занятости населения. Данная деятельность строится ими с учетом государственной политики в области занятости и включает в себя: а) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности; б) обеспечение свободного волеизъявления граждан в выборе вида занятости; в) проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, испытывающих трудности в поисках работы; г) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы; д) разработку и реализацию программ повышения уровня занятости; е) организацию с целью обеспечения временной занятости граждан общественных оплачиваемых работ (благоустройство, строительство и ремонт дорог, зданий, сооружений, озеленение населенных пунктов и др.) за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.
Органы местного самоуправления вправе получать от расположенных на подведомственной территории предприятий, учреждений, организаций сведения о высвобождении работающих. В период массового высвобождения работников они координируют осуществление программ переобучения и переподготовки высвобождаемых работников и т. д.
2. Муниципальная служба: понятие содержание и особенности
Региональное законодательство 1997 — 1998 гг. характеризуется более тщательной отработанностью понятийного аппарата муниципальной службы, четким определением ее места в структуре муниципального управления, а также полномочий и гарантий муниципальных служащих. Это позволило федеральному законодателю обобщить региональный опыт юридического решения проблем муниципальной службы и принять Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» в 1998 г[1]. Он был принят во исполнение полномочий органов государственной власти в области местного самоуправления и регулирования основ муниципальной службы. В нем закреплены виды муниципальных должностей, дано определение муниципальной службы, ее основных принципов и гарантий, утверждены основы статуса муниципального служащего.
Это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной (ч.2 ст.2 Федерального закона). Региональные законы о муниципальной службе, как правило, добавляют к этому определению ряд других характеристик. Нередко подчеркивается ее постоянное осуществление в выборных и формируемых иным образом органах местного самоуправления, в учреждениях и организациях, образуемых в соответствии с уставами муниципальных образований, финансируемых из средств бюджета соответствующего муниципального образования и обладающих полномочиями по решению вопросов местного значения или полномочиями соответствующих органов муниципального управления.
Во многих региональных законах к муниципальной службе относится исполнение обязанностей лицами, занимающими муниципальные должности, включенные в единый реестр муниципальных должностей, установленные в муниципальных образованиях в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов, областными законами, уставами соответствующих муниципальных образований. Федеральное и региональное законодательство закрепляет право граждан России на равный доступ к муниципальной службе, ее правовую основу, основные принципы и финансирование (ст. 3 — 6 Федерального закона).
Муниципальным служащим. Им является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч.1 ст.7 Федерального закона). Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими (ч.2 ст.7 Закона).
Федеральный закон предусматривает установление муниципальных должностей нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч.1 ст.8). В большинстве законов субъектов РФ о муниципальной службе и об утверждении единых реестров муниципальных должностей муниципальной службы эти должности подразделяются на различные категории и группы.
К категории А относятся муниципальные должности в представительных органах местного самоуправления, замещаемые на постоянной основе депутатами, и глава муниципального образования, к категории Б — муниципальные должности муниципальной службы (в том числе выборные), устанавливаемые уставом муниципального образования для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности категории А, к категории В — муниципальные должности муниципальной службы, устанавливаемые органами местного самоуправления для обеспечения исполнения их полномочий. Служба на муниципальной должности категории Б ограничена сроками, на который избираются указанные лица.
Муниципальные должности категорий А и Б муниципальной службы органов местного самоуправления Тульской области (ст.4 Закона) подразделяются, как правило, следующим образом: высшие — пятая группа; главные — четвертая группа; ведущие — третья группа; старшие — вторая группа; младшие — первая группа. Эта классификация является типичной для всех единых реестров муниципальной службы субъектов Российской Федерации.
В региональном законодательстве четко просматривается тенденция к унификации муниципальной службы, особенно тех должностных лиц, которые обеспечивают решение вопросов местного значения и выполнение обязанностей соответствующих органов местного самоуправления. Например, Закон от 31 октября 1997 г. «О муниципальной службе в Мурманской области» четко выделил виды нормативных актов, закрепляющих полномочия вышеперечисленных должностей муниципальной службы. Согласно ч.2 ст.7 этого Закона должности муниципальной службы, установленные уставом или иными нормативными правовыми актами муниципального образования, подразделяются на следующие группы: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Высшие и главные должности муниципальной службы устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами Мурманской области, ведущие и старшие — нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и законами Мурманской области, а младшие — нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
К высшим должностям относятся: должность работающего по трудовому договору должностного лица, возглавляющего деятельность местной администрации; иные должности, отнесенные к высшим должностям муниципальной службы уставом муниципального образования.
К главным должностям относятся: должности заместителей высших должностных лиц муниципальной службы; иные должности, отнесенные к главным должностям муниципальной службы уставом муниципального образования.
К веющим должностям относятся: должности начальников отделов, управлений, комитетов и их заместителей; иные должности, отнесенные к ведущим должностям муниципальной службы нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
К старшим должностям относятся: должности начальников отделов в составе управлений, комитетов, руководителей секторов и их заместителей; иные должности, отнесенные к старшим должностям муниципальной службы нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.
К младшим должностям относятся: должности муниципальной службы, установленные нормативными правовыми актами муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и не вошедшие в перечисленные выше группы должностей муниципальной службы.
Должности муниципальной службы должны соответствовать специализациям, предусматривающим наличие профессионального образования у муниципального служащего, пригодного для исполнения должностных обязанностей, стажа и опыта работы по специальности. Специализация муниципальных должностей устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от функциональных особенностей должностей и предмета ведения соответствующих органов местного самоуправления.
На федеральном уровне решен вопрос об ограничениях и гарантиях муниципальных служащих. Наиболее важными из ограничений муниципального служащего являются: недопустимость для него никакой иной оплачиваемой деятельности кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; несовместимость его должности с положением депутата любого представительного органа государства или местного самоуправления, членства в выборных органах местного самоуправления, с положением выборного должностного лица местного самоуправления.
Он не имеет права: заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом, или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений.
Информация о работе Муниципальное право в системе Российского права