Муниципальная собственность в Российской Федерации: проблемы формирования и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 19:50, контрольная работа

Краткое описание

В России выполнение этих функций муниципальной собственности приобретает особую значимость.
Целью данной работы является рассмотрение правового регулирования муниципальной собственности в Российской Федерации.

Оглавление

Введение ____________________________________________________ 2
Понятие и состав муниципальной собственности______________ 4
Формирование муниципальной собственности _________________ 7
Проблемы развития муниципальной собственности____________ 10
Заключение __________________________________________________ 14
Список использованной литературы ______________________________ 15

Файлы: 1 файл

Система ГМУ.doc

— 102.50 Кб (Скачать)
  • разграничение объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями;
  • разграничение собственности на землю и регистрации права собственности на земельные участки;
  • формирование муниципальной собственности на базе межмуниципальных хозяйственных обществ;
  • регистрация имущества.

С обозначенными выше проблемами сталкиваются все субъекты Российской Федерации, в связи с тем, что в России фактически незавершен процесс формирования муниципальной собственности, что не позволяет органам местного самоуправления эффективно управлять муниципальным имуществом и развивать вверенные территории. Требуется дополнительное нормативное регулирование процесса фактического завершения формирования муниципальной собственности.

Особая роль в развитии муниципальных имущественных отношений  принадлежит вопросам эффективного управления муниципальной собственностью.

Наиболее существенной проблемой развития является доминирование в практике муниципальных образований авторитарного стиля управления муниципальной собственностью. В большинстве случаев гражданское общество отстранено от участия в управлении собственностью, это ведет к отрыву органов местного самоуправления от народа, лишению их способности принимать адекватные управленческие решения. Данная проблема может быть разрешена на основе использования механизма общественного надзора за деятельностью органов местного самоуправления, который предусматривает привлечение к управлению муниципальной собственностью независимых экспертов.

Другой проблемой является широкое распространение в практике муниципальных образований арендные отношения управления муниципальной собственностью, ориентированной на пополнение местных бюджетов за счет арендных платежей. Изначально такие отношения можно было назвать рискованными. В случае обвала цен на рынках аренды площадей и иной собственности  ее реализация приведет к негативным социально-экономическим последствиям - спаду деловой активности, увеличению безработицы, обострению социальных проблем. Решение этой проблемы видится: в разработке методики формирования сбалансированных местных бюджетов, нормативном закреплении в главе 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения о необходимости формирования сбалансированных местных бюджетов путем пополнения их различными формами местных, федеральных и региональных доходов.

Статьи 48 и 125 Гражданского кодекса РФ установили, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав  и обязанностей от имени муниципальных образований возлагается только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей не предусмотрено ни в Конституции РФ ни в Гражданском кодексе РФ. Но при этом собственником остается все население муниципального образования.     

К числу наиболее острых проблем развития, относятся:     

- отсутствие у местного самоуправления стимулов развивать собственное производство, поскольку с увеличением заработанных средств растут, и отчисления в региональный бюджет и сокращаются установленные федеральным законом отчисления от федеральных и региональных налогов:

- неадекватный подход к доходам муниципальных образований-доноров. Заработанные ими средства перераспределяются в интересах «бедных» территорий, а размер средств, оставляемых в их распоряжении, закладывается с общим дефицитом по муниципальным образованиям всей территории субъекта Федерации;     

- отсутствие реальной компенсации местному самоуправлению на выплату федеральных льгот, предусмотренных центральной властью для различных групп населения.     

Необходима коренная реформа, так как:     

- отсутствует координация между органами государственной власти и органами местного самоуправления. В этих условиях властные структуры местных сообществ нередко дестабилизируют ситуацию в peгионах;     

- местные самоуправления беспомощны, большинство муниципальных образований являются дотационными, между ними нет реальных связей и взаимопомощи;     

- потерян контроль государства за деятельностью местных сообществ на региональном уровне;     

- муниципальные образования отдельных территорий практически неуправляемы.     

Муниципальная собственность принадлежит всему населению муниципального образования и служит удовлетворению его основных жизненных потребностей. Следовательно, необходимо ограничить возможность совершения органами местного самоуправления действий, влекущих банкротство муниципальных образований.      

Органы местного самоуправления являются не только субъектом хозяйствования, но и субъектом властных отношений. А это дает возможность органам местного самоуправления право принимать общеобязательные на территории муниципального образования решения, в том числе и такие, которые могут создать муниципальным предприятиям и организациям льготные условия деятельности по отношению к другим субъектам рыночных отношений.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заключение

 

Муниципальная собственность  по своему назначению составляет экономическую  базу местного самоуправления и служит источником получения доходов местных  бюджетов и, в конечном счёте, удовлетворения социально-экономических потребностей в регионе. К муниципальным предприятиям относятся промышленные предприятия местного значения, объекты производственной и социальной инфраструктуры региона, непосредственно связанные с обслуживанием местного населения и бизнеса, размещённого в рамках территории местного сообщества. Муниципальная собственность является основной частью местного хозяйства, в процессе функционирования которого происходит воспроизводство объектов муниципальной собственности.

Основная проблема муниципальных образований - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью России, а присуще всем странам. Основными источниками доходов, которыми располагают органы местного самоуправления, являются: налоги; неналоговые поступления; доходы от собственной хозяйственной деятельности; муниципальный кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Законодательные и нормативные акты

 

1.1. Конституция Российской  Федерации (принята всенародным голосованием    12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС Консультант Плюс, 2010.

    1. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС

РФ 21.10.1994 г.), ред. от 27.12.2009// СПС Консультант Плюс, 2010.

    1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС

РФ 17.07.1998 г.), ред. от 17.12.2009 // СПС Консультант Плюс, 2010.

    1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009)

«Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»

    1. Федеральный закон от 21.12.2001 № 17-ФЗ (ред. от 07.05.2009, с

изм. от 18.07.2009) «О приватизации государственного и муниципального имущества»

 

 

  1. Специальная литература

 

    1. Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под.

ред. В. Б. Зотова. СПб.: Лидер. 2005. – 376 с.

    1. Управление муниципальным имуществом : учебное пособие /

Под общ. ред. Е. В. Иванкиной. - М.: АНХ, 2007. - 606 с.

    1. Муниципальное управление: учебное пособие / Под общ. ред.

И.В.    Стародубровской. - М.: АНХ. 2007. - 639 с.

 


Информация о работе Муниципальная собственность в Российской Федерации: проблемы формирования и развития