Модернизация в сфере образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Переход России к рыночной экономике предопределил искать пути модернизации в области образования. Можно утверждать, что модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Файлы: 1 файл

МОДЕРНИЗАЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ХХХ.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

МОКИТ

 

 

Реферат

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ  В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

Суконнова Дениса,

Студента 41 группы.

 

 

 

 

 

                         Егорьевск

                                                                                 2013 

 «Модернизация  в сфере образования»

 

         Переход России к рыночной экономике предопределил искать пути модернизации в области образования. Можно утверждать, что модернизация образования является в настоящее время ведущей идеей и центральной задачей российской образовательной политики.

Большой энциклопедический словарь толкует термин «модернизация» как изменение, усовершенствование, отвечающие современным требованиям. Модернизация — это общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся прогрессивными, индустриально развитыми, то данный термин применительно к образованию должен означать преодоление, а также замену традиционных ценностей, препятствующих распространению новых технологий в образовании, генерирование новых форм и методов обучения. Другими словами, модернизация образования — это комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни, при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования.

Для сферы образования  термин «модернизация» не новый. Об этом свидетельствует распоряжение Правительства  Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р, которым была утверждена Концепция модернизации российского  образования на период до 2010 года. Как мы видим, авторы этого документа уже тогда активно пользовались этим термином. В представленной концепции продекларирована роль образования, которое определялось задачами переходного периода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В ней подчеркивалось, что российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Правда, в Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что прежние успехи российской образовательной системы были признаны во всем мире. Сегодня, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, положение дел в образовании оставляет желать лучшего. Надо прямо сказать: с передовых позиций мы уже «откатились» — признал глава государства и подчеркнул, что слабость образовательной системы — это угроза конкурентоспособности страны в целом.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности, что содействует целостному представлению содержания школьного образования и деятельностному его освоению. Школьники должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Естественно, такая школа требует и новых учителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт начального образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность. Научная школа, положенная в основу этого стандарта — это школа Выготского, Леонтьева, их последователей Эльконина, Давыдова, Запорожца. Это школа, которая в основу ставит идею развития ребенка.  Впервые новый стандарт построен на основе фундаментальных наук о ребенке. Главный тезис всемирной конференции ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста «Вкладываем сегодня — получаем завтра». Исследования западных ученных доказывают, что вклады в образование возвращаются по экспоненте в зависимости от возраста. Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с учителем. Понадобятся педагоги, которые владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная школьная действительность требует иной школьной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; высокотехнологичное учебное оборудование, обеспечивающее выход в глобальные информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.

В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Это долговременная задача, так как она затрагивает в первую очередь педагогов, в сознании которых в немалой степени присутствуют авторитарность и оторванность от потребностей общества. Не менее значима задача проведения масштабных изменений в содержании, технологии и организации самой образовательной деятельности, которая также несет на себе печать прошлого и во многом подчинена задачам вчерашнего дня.

  В завершение следует отметить, что процесс модернизации образования — это постепенный процесс, который должен соответствовать развитию общества, отвечать на его вызовы, а самое главное — формировать из школьника личность, вооруженную современными знаниями, способную их наращивать и уметь превращать в практические дела.

 

 

 


Информация о работе Модернизация в сфере образования