Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:26, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы теории местного самоуправления, его правового регулирования и практики организации уже многие десятилетия являются предметом научного осмысления и широких общественных дискуссий.
В XIX в. возникло множество теорий местного самоуправления, которые до сих пор остаются актуальными и продолжают влиять на его практическую реализацию.

Оглавление

Введение 2
1.Понятие местного самоуправления и основы его функционирования 3
2. Компетенция местного самоуправления как юридическое выражение функций. 7
3. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления. 12
4. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. 17
Заключение. 22
Список литературы. 24

Файлы: 1 файл

контрольная по муниципальному праву.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

Государственные полномочия сегодня – это государственные  полномочия Российской Федерации и государственные полномочия субъектов федерации.

Государственные полномочия Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти РФ по решению вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ. Государственные полномочия субъекта Российской Федерации представляют собой права и обязанности органов государственной власти и должностных лиц государственной власти субъекта федерации по решению вопросов, отнесенных к ведению субъекта федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта федерации, а также иными нормативными актами, принятыми в соответствии с Конституцией РФ.

Наделение государственными полномочиями – это передача государственных полномочий органу местного самоуправления, осуществляемая путем исключения каких-либо полномочий из сферы ведения органов государственной власти и включения их в компетенцию органов местного самоуправления либо предоставления органом государственной власти принадлежащего ему права решения какого-либо вопроса органам местного самоуправления.

В настоящее  время законодательное регулирование  вопросов, связанных с наделением органов местного самоуправления, определенными государственными полномочиями, в отсутствие специального федерального закона по этим вопросам осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов федерации – законами субъектов федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов федерации законами субъектов федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

В № 131-ФЗ содержится специальная глава 4 «Наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», которая устанавливает, что все полномочия органов местного самоуправления, не отнесенные данным документом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Таким образом, появляется простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечне вопросов местного значения (ст. 14-16), относится к государственным полномочиям. Выполнение отдельных государственных полномочий, как правило, возлагается на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.

№ 131-ФЗ не предусматривает  необходимости получения согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий. Между тем существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления без их согласия отдельных государственных полномочий не будет способствовать повышению эффективности их осуществления.

Представляется, что нормам нового закона не противоречит установление требования о передаче отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления только с согласия последних, в том числе и на договорной основе.

В № 131-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение передаваемых государственных полномочий осуществляется только за счет субвенций из соответствующих  бюджетов. Поэтому в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направленные на решение вопросов местного значения, и субвенции, предоставляемые для обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий.

В федеральном  законе или законе субъекта РФ, предусматривающем  наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны быть перечислены права и обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти, связанные с передачей полномочий, способы (методика) расчета нормативов для определения объема субвенций, перечень подлежащих передаче с этой целью материальных средств или порядок их определения порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении передаваемых им отдельных государственных полномочий; порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; условия и порядок прекращения осуществления органами переданных им отдельных государственных полномочий.

Положения соответствующих  федеральных и региональных законов, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно и только в том случае, если в федеральном законе или законе субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год предусмотрены необходимые для этого средств. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Местное самоуправление, в основе которого лежит право граждан, их территориальных сообществ самостоятельно решать вопросы местного значения, предполагает ответственность органов местного самоуправления за осуществление возлагаемых на них полномочий и функций. Органы местного самоуправления, осуществляя свои полномочия, не должны нарушать Конституцию РФ, законодательство РФ, правовые (законодательные) акты субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Местное самоуправление как элемент политической системы  общества свидетельствует о том, что в России наряду с интересами личности и государства признаются и гарантируются местные интересы, связанные с решением вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Местное самоуправление в Российской Федерации сегодня - единая система самоорганизации и деятельности населения, состоящая из институтов прямой и представительной демократии. Этот вывод основан на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". В развитие Конституции Федеральным законом "Об общих принципах:" предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности, представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 14, 15). Вышесказанное дает основание утверждать следующее:

1. Принцип местного  самоуправления признан Конституцией  РФ и федеральным законодательством в качестве одной из основ конституционного строя, демократического института гражданского общества.

2. Конституцией  РФ и федеральным законодательством  право граждан на местное самоуправление гарантируется, что означает закрепление стабильных принципов организации местного самоуправления, самоорганизацию, самостоятельность в решении вопросов местного значения, невхождение в систему органов государственной власти, установление компетенции преимущественно законом и запрет на ее ограничение, право на судебную защиту местного самоуправления.

3. Граждане и  органы местного самоуправления  наделены правом самостоятельно, т.е. не находясь в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразуя свою деятельность при принятии решений только с законом, решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

4. Местное самоуправление  осуществляется под свою ответственность,  что означает троякую ответственность  - перед населением, перед физическими и юридическими лицами.

5. Деятельность  местного самоуправления исходит  из интересов населения соответствующего  муниципального образования. Речь  идет о гражданах, проживающих  на территории муниципального  образования и реализующих свое  право осуществления местного самоуправления.

6. Граждане осуществляют  местное самоуправление путем  прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов является обязательным.

7. Эта деятельность  учитывает исторические и иные  местные традиции, что позволяет строить местное самоуправление в соответствии с местной спецификой природно-географического, экономического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Конституция  Российской Федерации (принята  всенародным голосованием 12.12.1993) – М.:АСТ Арстель, 2006

2. Федеральный  Закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ(ред. от 10.06.2008)"Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации"(принят ГД ФС РФ 16.09.2003)

3. Постатейный комментарий  к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/ Под общ.ред.проф.В.И.Шкатуллы. М., 2005

. Барабашев Г.В. Местное  самоуправление.. М., 1996.

5. Дмитриев Ю.А.Муниципальное  право Российской Федерации / Под ред. Дмитриева Ю.А. М., 2007.

6. Евдокимов В.Б., Старцев  Я.Ю. Местные органы власти  зарубежных стран: правовые аспекты.  М., 2001.

7. Карчевская С. Финансовые  аспекты реформы местного самоуправления/ «Бюджет», 2006г., №8

8. Кутафин О.Е. Фадеев  В.И. Муниципальное право Российской  Федерации , М, 2004.

9. Лаптева Л.Е. Земские  учреждения в России / Под ред.  Лаптевой Л.Е.. М., 1993.

10. Лапшина И.Е. «Полномочия  органов местного самоуправления  в Великобритании и их взаимоотношения с центральной властью/ «Государственная власть и местное самоуправление», 2006г., № 10.

11. Мелехин А.В. Теория  государства и права. / Под ред.  А.В.Мелехина. М., 2002. С. 36.

12. Никифорова Н.В. Финансовая  база местных органов власти  западных стран. М., 1994.

13. Савранская О.Л. О  вопросах местного самоуправления/ «Государственная власть и местное самоуправление», 2006, №3

14. Фадеев В.И. Земское  и городское самоуправление в  дореволюционной России  М., 1996.

15. Фадеев В. А. Муниципальное  право России. — М.: Юрист, 2006.


Информация о работе Местное самоуправление