Картельные соглашения. Условия стабильности стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 23:06, доклад

Краткое описание

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.
Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Файлы: 1 файл

41-50.docx

— 23.67 Кб (Скачать)

41. Картельные соглашения. Условия стабильности стратегии.

Картель — объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании, — соглашение о ценах, рынках сбыта, объемах производства и сбыта, об ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д.

Картельное  соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме "джентльменских соглашений". Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность.

Устойчивость  картельного соглашения. Если картель уже сформирован, эффективно ограничивает выпуск и устанавливает монопольную цену, у каждого предприятия появляется стимул явно или тайно нарушить картельное соглашение - продать товар в количестве, превышающем квоту. Такая стратегия оказывает двоякое влияние на прибыль предприятия-участника соглашения и картеля в целом. С одной стороны, прибыль "нарушителя" растет благодаря увеличению объема его продаж. С другой стороны, увеличение объема продаж приводит в конечном итоге к снижению рыночной цены. Второй эффект влияет как на суммарную прибыль участников картеля, так и на прибыль "нарушителя". Однако если первый, положительный, эффект действует только по отношению к предприятию, уклоняющемуся от выполнения условий соглашения, второй эффект действует на все предприятия пропорционально их доле в продажах картеля. Таким образом, стимул нарушать картельное соглашение возникает у всех его участников.

Помимо возможности и  стимулов для нарушения условий  картельного соглашения, на его устойчивость существенно влияют такие факторы, как вероятность обнаружения  и наказания регулирующими органами, число предприятий-участников картеля, заменяемость продукта предприятий, входящих в картель, различия структуры затрат картеля. Ограниченное число предприятий-участников картеля и однородность товаров разных предприятий создают предпосылки для повышения результативности контроля выполнения картельного соглашения. Существенную роль играет структура затрат производителей, входящих в картель. Различие в этой структуре предполагает различный характер реакции продавцов на изменение спроса. Так, при сокращении спроса на продукцию предприятия с высокой долей постоянных затрат в общих затратах предпочтение будет отдано снижению цены, а не выпуску продукции, а для предприятия с высокой долей переменных издержек - наоборот. Очевидно, что разная реакция на изменение рыночных условий ведет к неустойчивости картеля.

 

42. Естественные монополии

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних издержках, чем, если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Условие возникновения  естественной монополии: крупная фирма, опираясь на низкий уровень своих издержек, может посчитать выгодным для себя выжить из отрасли другие фирмы, пойдя для этого на временное снижение цены, а затем останется монополистом и может поднять цену до уровня монопольной, сократив выпуск. После установления в такой отрасли монополии вхождение в нее становится практически невозможным, поскольку претендующая на вхождение фирма должна будет производить сравнительно небольшой объем выпуска, сопряженный, в силу этого, со сравнительно высокими средними издержками.

 

43. Особенности  отраслевого рынка с естественной  монополией. Виды естественных монополий Естественной монополией называется отрасль, в которой совокупный объем спроса может быть эффективно удовлетворен одной крупной фирмой. Производство данного объема выпуска возможно с минимальными издержками на одной крупной фирме.

При естественной монополии:

– удовлетворение спроса эффективнее, чем на рынке конкуренции;

– отсутствие конкуренции  из-за технологии производства;

– снижение издержек на единицу  продукции по мере увеличение объема производства.

Черты естественной монополии:

– технологические исключительные преимущества на данном рынке;

– FС (постоянные издержки) велики, а VС (переменные) незначительны;

– АС (средние издержки) выше МС (предельных издержек).

Виды естественных монополий:

- Транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам

- Транспортировка газа  по трубопроводам

- Услуги по передаче  электрической и тепловой энергии

- Ж/д перевозки

- Услуги транспортных  терминалов, портов, аэропортов

- Услуги общедоступной  почтовой связи.

 

44. Ценообразование  на рынке естественных монополий

1) Ценообразование  по предельным издержкам. Поскольку кривая средних издержек (АС) на всем своем протяжениирасположена выше кривой МС, то такой тип ценообразования ведет к потерям со стороны монополии. Государство в этом случае должно предоставить монополисту субсидию в размере негативной прибыли.

2) Ценообразование  Расмея (Р=АС). Фирма не получает прибыли, но и не несет убытков.

3) Нелинейное  ценообразование. Цена меняется в зависимости от объема покупки. Постоянная часть – отношение постоянных издержек к числу покупателей (e=F/N), переменная часть зависит от объема покупки. В итоге прибыль нулевая.

4) Пиковое  ценообразование. Применяется в отраслях естественной монополии, если есть сильные колебания спроса во времени и выпуск нельзя хранить (например, телефонные услуги, транспорт). Вне пика потребители оплачивают только переменные издержки, которые являются их собственными издержками потребления товара (P=AVC). Постоянные издержки оплачиваются в период пика (P=AVC + b, b – дополнительные издержки использования капитала в период пика).

 

45. Естественные монополии и эффективность использования ресурсов.

Естественные монополии, как правило, находятся в собственности  государства или действуют под  его контролем. Существование их связано с масштабом производства — эффектом экономии ресурсов в  результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятся желательным явлением для общества, хотя монополистическая природа все-таки вынуждает регулировать их деятельность со стороны государства.

 

46. Подходы к регулированию естественных монополий.

Существует два кардинально  разных подхода:

1. Силовое  установление цены, равной предельным  издержкам. В данном случае достигается оптимальная для общества ситуация. Но в то же время монополист терпит убытки. Это объясняется тем, что цена ниже средних издержек. В данной ситуации скорее всего  потребуются дотации.

2. Обеспечение  справедливой прибыли. Руководствуясь данным правилом, органы контроля устанавливают цену на товар или услугу из принципа АС=Р. В этой ситуации монополист не терпит убытков, полностью покрывая свои издержки.

47. Методы государственного регулирования естественных монополий

Закон "о естественных монополиях" предусматривает использование  следующих методов государственного регулирования:   

Органы регулирования  естественных монополий могут применять ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня. Как нам известно, государство не вправе использовать ценовое регулирование в рыночных отношениях. Такое исключительное право  предоставлено органам регулирования естественных монополий. Само ценовое регулирование осуществляется путем установления либо фиксированной цены, либо предельного уровня цен (к примеру, тарифы на  перевозки МПС), производимые субъектом естественной монополии.

Второй способ. "Определяются потребители, подлежащие обязательному обслуживанию, и устанавливается минимальный уровень  их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии". Производимые в них товары нередко ограничены по своим ресурсам, а то и вовсе исчерпаемы. Это обстоятельство позволяет субъектам естественных монополий выборочно, по своему усмотрению продавать товары одним потребителям и лишать этих товаров других потребителей. Государство призвано защитить интересы всех потребителей.

 

48. Структура рынка и эффективность функционирования отраслевых рынков.

Структура определяет тип рыночного поведения вовлеченных в нее рыночных агентов (например, ценовой сговор предприятий), что, в свою очередь, определяет результаты функционирования рынка и предприятия (например, высокий уровень прибыльности).

Государственная политика направлена на повышение результативности эффективности  функционирования отраслевых рынков. С помощью регулирующих мер можно оказывать постоянное или периодическое влияние на структуру рынка, например, при запрещении слияний либо при их поощрении. Государственные органы могут воздействовать непосредственно на результативность рынка, регулируя цены производителей-монополистов.

Результативность функционирования отраслевых рынков значительно зависит от поведения продавцов и покупателей. От того, как осуществляется продуктовая стратегия, как устанавливаются цены, как организованы потребители и способны ли они влиять на эти процессы, зависит поведение производителей. В связи с этим производители принимают решение об увеличении или уменьшении инвестиций, выбирают рекламную стратегию, ведут инновационную деятельность в расчете на достижение частного результата.

Поведение продавцов и  покупателей в определенной мере зависит от сложившейся структуры соответствующих отраслевых рынков: от количества продавцов и покупателей, наличия разного уровня барьеров для входа на отраслевой рынок новых производителей, степени дифференциации продукта, развитости сети институтов рыночной инфраструктуры.

Структура рынка определяется множеством условий, которыми располагает  данное хозяйство, со стороны как спроса, так и предложения. Рынки рассматриваются с точки зрения экономической результативности функционирования, а следовательно, их вклада в достижение максимальной экономической эффективности в различных формах ее проявления.

 

49. Х-эффективность монополий. Х-неэффективность монополий.

К последствиям монополии  относятся Х-неэффективность и  Х-эффективность.

Х-неэффективность показывает, что издержки монополии могут быть выше издержек, присущих более конкурентным отраслям.

Х-неэффективность  имеет место тогда, когда фактические  издержки для любого объема производства больше минимально возможных издержек. Цели менеджеров, например, рост фирмы, уклонение от предпринимательского риска, сокращение своих нагрузок, обеспечение  работой некомпетентных родственников  и друзей, могут противоречить  задаче минимизации издержек. Х-неэффективность  может также возникнуть на фирме, где недостаточно простимулированы работники или применяются упрощенные эмпирические методы принятия решений без учета расчетов издержек и доходов.

Монополистические фирмы  более чувствительны к Х-неэффективности, чем конкурирующие производители. Теоретически фирмы в конкурентных отраслях постоянно находятся под  давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне  эффективными. Монополисты и олигополисты, напротив, защищены от конкурентных сил, что способствует возникновению Х-неэффективности.

Эмпирические данные свидетельствуют  о том, что Х-неэффективность тем  больше, чем меньше уровень конкуренции. Например, согласно обоснованным оценкам, Х-неэффективность может составлять 5 % или более издержек монополистов, но только 3 % издержек «средней» олигополистической отрасли, в которой четыре крупнейшие фирмы производят 60 % общего объема продукции.

Х-эффективность имеет место, когда издержки в условиях монополии ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Такое происходит в отраслях, где монополизация позволяет фирме использовать преимущества экономии на масштабах, двигаясь вдоль кривой понижающихся средних издержек. Объем выпуска монополиста хотя и сокращается по сравнению с выпуском отрасли в целом, но остается выше, чем объем производства отдельной фирмы-конкурента. Кроме того, инновационная деятельность монополиста может быть выше, чем у конкурента, что также способствует понижению издержек отрасли. В данных случаях экономика только выигрывает от монополизации.

 

50. Характеристика степени дискриминации по Пигу.

А. Пигу различал три степени ценовой дискриминации:

-Ценовая дискриминация  первой степени - это ситуация, когда разные единицы товара продаются по разным ценам разным покупателям. В данном случае совершенно отсутствует выигрыш потребителя, он полностью присваивается продавцом монополистом. Примером данной дискриминации могут служить услуги адвоката.

Информация о работе Картельные соглашения. Условия стабильности стратегии