Москва

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:45, статья

Краткое описание

Москва́ — столица Российской Федерации, город федерального значения. Крупнейший по численности населения город России (население на 1 января 2012 года — 11 629 116 человек), по этому показателю входит в десятку крупнейших городов мира.
Растительность, климат, экология, животный мир.
Органы власти, население, национальный состав.
Экономика. Транспорт. Наука. Образование. Здравоохранение. Культура и искусство. Архитектура и достопримечательности.

Файлы: 1 файл

Москва.docx

— 714.57 Кб (Скачать)

Официальные данные о населении  города учитывают только постоянно  проживающих горожан. По данным управления Федеральной миграционной службы по Москве, официальным учётом зарегистрировано ещё 1 миллион 800 тысяч приезжих (трудовых мигрантов и гастарбайтеров, студентов и других), а также в городе, по оценкам экспертов, постоянно находится ещё не менее 1 миллиона незарегистрированных и нелегальных мигрантов и гастарбайтеров, в том числе нелегальных иммигрантов.[66].

Постоянный рост населения  Москвы объясняется в основном притоком населения из других регионов. Это  явление внутренней миграции в советское  время называлось «лимитчики». Популярная поговорка «Москва не резиновая!» отражает традиционно негативное отношение горожан к приросту населения за счёт приезжих.[67]

Московское  произношение является произносительной нормой русского литературного языка[68].

Национальный  состав

Национальный состав населения  Москвы, согласно переписи 2002 года и Всероссийской переписи населения 2010 года, распределён таким образом:

Национальность

перепись 2002 года[69]

перепись 2010 года[70]

численность

доля

численность

доля

Русские

8 908 864

84,8%

9 930 410

91,65%

Украинцы

252 113

2,4%

154 104

1,42%

Татары

168 075

1,6%

149 043

1,38%

Армяне

126 057

1,2%

106 466

0,98%

Азербайджанцы

94 542

0,9%

57 123

0,53%

Евреи

84 038

0,8%

53 142

0,49%

Белорусы

63 028

0,6%

39 225

0,36%

Грузины

52 524

0,5%

38 934

0,36%

Лица, не указавшие  национальность

420 189

4%

668 409

5,81%


Процент русских по Москве превышает средний показатель по России (80 %), также доли армян и евреев более высоки по сравнению со среднероссийскими (0,78 % и 0,16 % соответственно). Доля русских возросла с момента переписи 1989 года, когда они составляли 89,7 %[5].

Экономика

ММДЦ  «Москва-Сити»

Москва — крупнейший в общероссийском масштабе финансовый центр, международный деловой центр и центр управления большой частью экономики страны. Так, например, в Москве сосредоточено около половины банков из числа зарегистрированных в России[71]. Кроме того, бо́льшая часть крупнейших компаний зарегистрированы и имеют центральные офисы именно в Москве, хотя их производство может быть расположено за тысячи километров от неё.

По данным на 2008 год, по объёму ВВП (321 млрд $) Москва находилась на 15 месте среди крупнейших городов мира[72].

Оборот розничной торговли в 2007 году составил 2040,3 млрд руб. (рост по отношению к 2006 году — 105,1 %)[73], оборот оптовой торговли, в свою очередь, составил 7843,2 млрд руб. (рост к 2006 году — 122,3 %)[74], объём платных услуг населению — 815,85 млрд руб. (это 24 % от объёма услуг по всей России)[75].

По данным компании «Ernst & Young» за 2011 год, Москва занимает 7-е место среди европейских городов по инвестиционной привлекательности, причём её рейтинг растёт.[76]

Железнодорожный транспорт

Ленинградский вокзал — старейший вокзал Москвы. Он был построен в 1849 году для обслуживания Николаевской железной дороги.

Казанский вокзал в 1920-е годы

Железнодорожная сеть представлена десятью основными направлениями  с девятью вокзалами, Малым кольцом Московской железной дороги, несколькими соединительными ветвями, а также рядом ответвлений, основная часть которых полностью находится в черте города.

Список железнодорожных вокзалов Москвы:

  • Белорусский вокзал — с этого вокзала идут поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, в Белоруссию, Германию, Польшу, Литву, Чехию, Словакию, Австрию и Венгрию.
  • Казанский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на юг, восток и юго-восток России, на Урал и Алтай, Кубань и Северный Кавказ, в республики и области Поволжья, в Казахстан и Среднюю Азию.
  • Курский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную часть России, юго-восточную часть Украины, в Крым и на Кавказ, а также транзитные поезда в Санкт-Петербург и Мурманск. Крупнейший вокзал в Москве.[источник не указан 168 дней]
  • Киевский вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования на запад и юго-запад России, на Украину, в Молдавию, Болгарию, Венгрию, Италию и Грецию.
  • Ленинградский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования на северо-запад России, в Эстонию и Финляндию. Единственный вокзал в Москве, который обслуживается не Московской железной дорогой — он принадлежит Октябрьской железной дороге.
  • Павелецкий вокзал — с этого вокзала отправляются поезда дальнего следования в центральную и южную части России, в Казахстан и Поволжье, на Северный Кавказ и в Азербайджан.
  • Рижский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования до Великих Лук и Риги.
  • Савёловский вокзал — единственный[источник не указан 168 дней] в Москве вокзал, который обслуживает исключительно пригородные поезда. С вокзала ежедневно отправляются электропоезда до Лобни, Дмитрова, Дубны, Савёлово.
  • Ярославский вокзал — с вокзала отправляются поезда дальнего следования на север, северо-восток и восток России, на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, в Китай и Монголию. Крупнейший в России по объёму перевозок.[источник не указан 168 дней]

Общая протяжённость железных дорог в пределах города — 394,7 км[88]. Пригородные поезда, связывающие вокзалы Москвы с населёнными пунктами Московской и близлежащих областей, играют существенную роль и во внутригородских перевозках.

Аэропорты

На территории Москвы находится  международный аэропорт Внуково. Также жители и гости города пользуются услугами других международных аэропортов, расположенных на территории соседнего субъекта Российской Федерации — Московской области:

Терминал аэропорта Домодедово

  • Домодедово,
  • Остафьево,
  • Чкаловский (действующий военный аэродром, осуществляет чартерные пассажирские авиаперевозки),
  • Шереметьево.

В городе действовал аэровокзал, однако с начала XXI века он фактически утратил свое прямое назначение: его  помещения были сданы арендаторам  под торговые площади. По состоянию  на 2009 год, в здании аэровокзала действуют лишь кассы по продаже железнодорожных и авиабилетов.

Добраться до аэропортов Внуково, Шереметьево и Домодедово можно  не только на автотранспорте, что зачастую проблематично из-за заторов на дорогах, но и воспользовавшись экспрессами, отправляющимися с Киевского — до аэропорта Внуково, с Белорусского — до аэропорта Шереметьево и с Павелецкого — до аэропорта Домодедово вокзалов соответственно.

Автомобильный транспорт

Внутригородская транспортная инфраструктура

МКАД в районе Битцы.

Транспортная развязка на Третьем транспортном кольце

В Москве имеется развитая транспортная инфраструктура — 3 транспортных кольца: Садовое, Третье транспортное и Московская кольцевая автомобильная дорога. Планируется строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье для разгрузки города от транзитного транспортного потока.

В 1990-е годы Москва столкнулась с острой транспортной проблемой. Правительство города предприняло ряд попыток разрешить проблему пробок. В частности, была реконструирована кольцевая автодорога, построено Третье транспортное кольцо, в 2008 году началось строительство Четвёртого кольца. Однако транспортная проблема остаётся неразрешённой до сих пор. В 2009—2010 годах в городе насчитывалось 3 млн единиц личного автотранспорта[12], и количество личных автомобилей год от года неуклонно растёт.

Также остаётся нерешённой проблема парковок, которых хронически не хватает. Ранее были попытки введения платных парковок на городских улицах, однако 10 сентября 2008 года было принято решение, согласно которому автомобили можно парковать вдоль обочин бесплатно. Платными остались парковки на вокзалах, в аэропортах и в нескольких специально выделенных зонах городского центра. Надежды на решение проблемы парковок в жилых районах города возлагались на программу правительства Москвы «Народный гараж», однако уже многие годы эта программа «буксует»

Москва является центром  сети федеральных автомагистралей различных направлений, которые соединяют столицу с административными центрами субъектов Российской Федерации и городами сопредельных государств.

Наземный городской  транспорт

В Москве с советских времён действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутов автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных такси, которые перевозят около 12 миллионов пассажиров ежедневно.[91]

Общественный транспорт  вынужден стоять в общих пробках, но на крупных магистралях создаются  выделенные полосы. В июле 2009 года выделенная полоса открыта на Волоколамском шоссе, в 2011 году на Щёлковском шоссе,Ярославском шоссе и Ленинградском проспекте, идёт подготовка по запуску на Севастопольском проспекте[92].

Не такое широкое распространение, как маршрутные такси, в городе получили официальные службы обычного такси; тем не менее, при необходимости поймать машину в городе не представляет большой сложности, так как у многих оживлённых мест в городе дежурят так называемые «частники». Правительство Москвы предпринимает меры по наведению порядка в этой сфере, но пока они не возымели эффекта.

Скоростной транспорт  Москвы

Московский метрополитен

Основная статья: Московский метрополитен

Схема Московского метрополитена  на февраль 2012 года

Станция «Маяковская»

С 1935 года в городе работает метрополитен, являющийся основным средством передвижения в пределах столицы. Московский метрополитен — один из лидеров по протяжённости и пассажиропотоку среди систем городского железнодорожного транспорта мира.

В среднем московское метро  перевозит 6,43 миллионов пассажиров в день (по данным на 2010 год)[93]. Это вторая по интенсивности использования система метро в мире (после Токийского метро). Общая протяжённость линий Московского метрополитена — 305,7 км, бо́льшая часть пути и станций находится под землёй. Всего в московском метро 185 станции и 12 линий, включая линию лёгкого метро[93]. Строительство новых линий и станций ведётся и в наше время. Многие станции метро являются памятниками архитектуры[94][95].

Монорельсовый транспорт

Московский  монорельс, вид снизу

Основная статья: Московская монорельсовая транспортная система

В столице работает монорельсовая дорога, которая не относится непосредственно к системе Московского метрополитена, но при этом её эксплуатирующей организацией является ГУП «Московский метрополитен».[96]

Первая и на данный момент единственная линия Московской монорельсовой  транспортной системы длиной 4,7 км была построена в 2004 году. Она расположена в Северо-Восточном административном округе и проходит от станции метро «Тимирязевская» до улицы Сергея Эйзенштейна. В среднем монорельс перевозит 11,2 тысяч пассажиров в день (по данным 2009 года)[97].

Речной транспорт

Северный  речной вокзал Москвы

Благодаря системе каналов, построенных в составе Великих строек коммунизма, Москва с советских времён заслужила название «порта пяти морей». От Северного и Южного речных вокзалов ходят круизные теплоходы, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, Астраханью, Ростовом-на-Дону и другими городами России[98]. Также осуществляются перевозки по Химкинскому водохранилищу, пригородным линиям. В период навигации на Москве-реке работают несколько маршрутов речного трамвая[99].

Грузовые причалы имеются  в Северном, Западном и Южном речных портах. Грузовые речные перевозки по Москве-реке в основном обеспечивают доставку различных насыпных грузов строительного характера; в Южном порту имеется крупный контейнерный терминал[99][100].

Наука

Новое здание Российской государственной библиотеки

Новое здание Президиума Российской академии наук на Воробьёвых горах в Москве

Москва — крупный мировой научный центр. Наука развивалась здесь ещё с дореволюционных времён, и особенно активно — в советское время. Здесь много различных научно-исследовательских институтов, работающих во многих отраслях науки, таких, как ядерная энергетика, микроэлектроника, космонавтика и другие передовые научные направления.

Первые научные исследования в Москве начали проводиться в  Московском университете с 1755 года. В XIX веке при университете стали возникать научные сообщества, изучавшие историю России, медицину, физику, русский язык и другие науки[101].

В советские времена в  Москве начала формироваться сеть отраслевых научных учреждений. В Москве появились Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) (1918), Химический институт им. Л. Я. Карпова (1921), Московский технический университет связи и информатики (1921) и другие.

Также начала создаваться  академическая сеть. Были созданы:

  • Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), 1929
  • Академия наук СССР — Президиум АН СССР, переведена из Ленинграда в 1934
  • Академия медицинских наук СССР (1944)
  • Академия педагогических наук РСФСР (1943, с 1966 — АПН СССР)

Московские академические  институты известны своими достижениями в области физики, кристаллографии, радиотехники и электроники, химии, биохимии, космических исследований, археологии.

Наиболее известные отраслевые научно-исследовательские институты:

  • Институт атомной энергии им. Курчатова
  • Институт теоретической и экспериментальной физики
  • Центральный аэрогидродинамический институт им. Жуковского (ЦАГИ)
  • Физико-химический институт им. Карпова
  • Всесоюзный институт минерального сырья[101]

Информация о работе Москва