Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Хромоникелевые стали применяются для крупных деталей ответственного значения, испытывающих при эксплуатации значительные динамические нагрузки. Повышенная прочность, пластичность и вязкость сердцевины и цементированного слоя. Стали малочувствительны к перегреву при длительной цементации и не склонны к перенасыщению поверхностных слоев углеродом.
1) Введение…………………………………………………………………3
2) Хромоникелевые аустенитные стали………………………………..4
2.1) Хладостойкие стали………………………………………………….9
2.2) Кислотостойкие стали……………………………………………....11
3) Хромоникелевые аустенитно-мартенситные и мартенситно-ферритные стали…………………………………………………………13
4) Хромоникелевые аустенитно-ферритные стали…………………..15
5) Свариваемость и особенности технологии сварки высоколегированных сталей…………………………………………....17
6) Заключение……………………………………………………………..30
7) Список литературы……………………………………………………31
В участках ЗТВ, нагревающихся до более низких, чем указано выше, температур, могут протекать процессы аустенитизации — получения гомогенного аустенита в сталях типа 18-8, не содержащих активных карбидообразователей. В этих же участках ЗТВ сталей, содержащих титан, ниобий, ванадий, должны сохраняться карбиды указанных элементов в связи с их высокой стойкостью и кратковременностью нагрева, однако их коагуляция может привести к разупрочнению жаростойких сталей на базе карбидного упрочнения.
В участках ЗТВ, нагреваемых в интервале 750—950 °С, могут проходить с различной степенью интенсивности процессы образования карбидов хрома и выделение их по границам зерен в тех сталях, в которых имеется углерод, не связанный в стойкие карбиды с титаном, ниобием и другими элементами, характеризующимися высокой степенью химического сродства к углероду. Процесс карбидообразования может повысить хрупкость металла в этом участке.
В участках, нагретых ниже 750°С, может выделяться феррит, а при длительном нагреве и σ-фаза. В этой же зоне может развиваться 475-градусная хрупкость. В участках, нагревавшихся ниже 300°С, возможно образование мартенсита, которое может закончиться, а может и не завершиться — в зависимости от температуры конца мартенситного превращения. Таким образом, строение ЗТВ высоколегированных хромоникелевых сталей может быть очень сложным.
У разных по составу и назначению высоколегированных хромо-никелевых сталей указанные процессы в ЗТВ могут развиваться по-разному, но их развитие, как правило, может оказывать отрицательное влияние на свойства и работоспособность сварных соединений, если эти процессы будут активными. Поэтому, хотя рассматриваемые стали свариваются всеми видами сварки, предпочитать следует такие, при которых тепловое воздействие на свариваемый металл будет наименьшим — в среде защитного инертного газа тонкой проволокой, электронно-лучевую и различные способы сварки давлением (шовная, точечная, диффузионная и др.).
Кинетика распада аустенита в хромоникелевых аустенитно-мартенситных и мартенситно-ферритных сталях изучена дилатометрическим методом применительно к околошовному участку ЗТВ сварных соединений при нагреве образцов сталей 10Х12НД, 06X12Н2Д и 06Х14Н5ДМ до tmax = 1350 - 1400 °С с последующим охлаждением со скоростью от 5 до 100 °С/с (рис.5).
Рис.5. Анизотермические диаграммы превращения аустенита в сталях при
сварке:а
— 10Х12НД: б — 06Х12Н2Д;
в — 06ХМН5ДМ
В зависимости от соотношения содержания углерода и легирующих элементов в составе высокохромистой стали при 1350—1400 °С структура металла является либо двухфазной аустенитно-ферритной с незначительным содержанием δ-феррита (стали 10Х12НД и 05Х14Н6ДМ), либо однофазной аустенитной (сталь 06Х12Н2Д). С увеличением содержания никеля в составе стали температура начала распада аустенита снижается.
Как
видно, в околошовном участке
ЗТВ сварных соединений высокохромистых
сталей формируется либо полностью
мартенситная структура (сталь 06Х12Н2Д),
либо смешанная мартенситно-
Для обеспечения повышенной стойкости сварных соединений к образованию холодных трещин необходимо, чтобы в металле шва образовалась однородная структура низкоуглеродистого реечного мартенсита при минимальном содержании δ-феррита и остаточного аустенита. Причем температурный интервал мартенситного превращения металла шва (Мн — Мк) должен быть выше, чем у металла околошовного участка ЗТВ. Если это различие равно или более 100°С, то мартенситное превращение начинается в наплавленном металле, сопровождаясь увеличением объема, возникновением сжимающих напряжений в шве и растягивающих напряжений в ЗТВ, которые будут активизировать начало мартенситного превращения в ЗТВ, сдвигая его в область повышенных температур. В связи с тем, что процесс γ→α −превращения заканчивается в ЗТВ, в ней не возникают дополнительные растягивающие напряжения, обусловленные превращением в шве и, как следствие, создаются благоприятные условия для релаксации напряжений в закаленной структуре металла.
Для реализации указанных требований ограничивают содержание углерода и азота в сварочной проволоке (С < 0,015 %), дополнительно легируют 1,2—2,5 % Ni для предотвращения образования δ-феррита в количестве более 10 %, обеспечивая соотношение (Сг + 1,5 Si)/[Ni + 0,5 Мn + 30 (С + N)] = 3,5-6,0. При ручной дуговой сварке этим условиям удовлетворяют электроды ЦЛ-51, а при автоматической дуговой под флюсом — проволока Св-01Х12Н2.
Двухфазные
аустенитно-ферритные стали
К числу основных проблем, возникающих при сварке аустенитно-ферритных сталей, относятся пониженные пластичность, ударная вязкость и склонность к коррозии сварных соединений. Снижению пластичности и ударной вязкости способствуют такие факторы, как низкое содержание вторичного аустенита в конечной структуре, образование скоплений карбидов типа Ме23С6, карбидов или карбонитридов титана в сталях, легированных Ti.
Для повышения ударной вязкости сварных соединений общепринятая технология сварки ориентируется на пониженную погонную энергию (0,5—2,5 МДж/м) с целью предотвращения роста ферритных зерен. В работе показана эффективность технологии сварки, основанной на обеспечении условий, благоприятных для δ→γ'-превращения в ЗТВ вследствие снижения скорости охлаждения в интервале 950—900°С до 1°С/с посредством местного сопутствующего подогрева. Эта технология реализована при однопроходной сварке стали 08Х22Н6Т толщиной 16 мм. Местный подогрев осуществляли плазменной дугой до 900—950°С на поверхности металла. Применение такой обработки позволило увеличить угол загиба при испытании сварных соединений с 45 до 160 °С.
Технология электрошлаковой сварки двухфазных сталей, разработанная Л. А. Ефименко и М. А. Харитоновой, базируется на принципе интенсификации δ-превращения посредством замедления охлаждения металла околошовного участка ЗТВ при температурах выше 900 "С, подавления процесса выделения карбонитридов титана и повышения их дисперсности, увеличением интенсивности охлаждения металла ниже температуры 900 °С.
Рис.6. Микроструктура сварных соединений стали 110Г13Л, выполненных ручной дуговой (а - б) и контактной сваркой оплавлением (в): а-шов, ×500; б- ЗТВ, ×500; в-шов, ×120
Рис.7. Микроструктура электрошлаковых сварных соединений стали 08Х21Н6М2Т а-околошовный участок, ×200; б-основной металл, ×200
На рис.7 показаны микроструктуры сварного соединения стали 08Х21Н6М2Т толщиной 30 мм. Электрошлаковая сварка (ЭШС) выполнена при сопутствующем подогреве с помощью газовых горелок и принудительном сопутствующем охлаждении с помощью водовоздушных форсунок. Параметры термического цикла ЭШС в околошовном участке с tmax — 1350°С. соответствовали следующим значениям: τ' = 30 с; τ" = 80 с. Длительность пребывания металла при температурах выше 900°С составляет 60 с за счет обеспечения подогрева, а скорость охлаждения на заключительной стадии цикла повышена до 13 °С/с с помощью принудительного охлаждения водовоздушной смесью при расходе воды 0,06 м8/ч. Сварку осуществляли сварочной проволокой ЗСв-06Х20Н11МЗТБ с применением флюса АН-26С. В состоянии после сварки сварные соединения имеют следующие механические свойства: σв — 686 МПа, угол загиба 130°, KCV металла околошовного участка ЗТВ при -40 °С 1,8 МДж/м2. В случае применения общепринятой технологии ЭШС для обеспечения повышенного уровня механических свойств сварных соединений выполняют последующую высокотемпературную термическую обработку - нормализацию при 1100°С.
При ручной дуговой сварке двухфазных сталей можно использовать аустенитный вариант (электроды марок ЦЛ-11 и ЭА-400/10у) или аустенитно-ферритный вариант (ОЗЛ-40 и ОЗЛ-41). В первом варианте содержание ферритной фазы в шве не превышает 10 %, а во втором — феррит является основной фазой в двухфазной аустенитно-ферритной структуре. Преимуществом второго варианта являются равнопрочность швов основному металлу и повышенная коррозионная стойкость сварных соединений. В работе описаны исследования коррозионной стойкости сварных соединений двухфазных сталей. Установлено, что сварные соединения стали 08Х22Н6Т после термообработки (нагрев до 1150°С, выдержка в течение 20 мин) в случае использования электродов ОЗЛ-40 и ЦЛ-11 являются коррозионно-стойкими в 55 %-ной фосфорной кислоте при температуре 90 °С, в 1 %-ной серной и 25 %-ной муравьиной кислотах при температуре 80 °С. Скорость коррозии не превышает 0,01 мм/год. МКК в металле шва не отмечается. При сварке с применением электродов ОЗЛ-40 и ЦЛ-11 МКК отмечена в ЗТВ и у линии сплавления при испытаниях в 55 %-ной фосфорной кислоте. Металл шва обладает высоким сопротивлением МКК в этой среде. В 65 %-ной азотной кислоте при кипении скорость коррозии достигает 3 мм/год за счет коррозионных процессов в ЗТВ, независимо or марки электрода. В этой среде скорость коррозии металла шва, полученного электродом ОЗЛ-40, составляет 0,4 мм/год, основного металла 0,14 мм/год, а ЗТВ — 1,24 мм/год. Соответствующие показатели при сварке электродами ЦЛ-11 составляют 0,45; 0,2; 0,76 мм/год.
В процессе испытания в 92 %-ной серной кислоте при температуре кипения было установлено, что скорость коррозии сварных соединений, выполненных электродами ЭА-400/10у и ОЗЛ-41, не превышает 0,14 мм/год, а МКК отсутствует. В 80 %-ной фосфорной кислоте скорость коррозии сварных соединений, полученных электродами указанных марок, не превышает 0,01 мм/год, а МКК металла шва не обнаруживается. У линии сплавления и в ЗТВ проявляется слабая МКК. На основе полученных данных в работе, был сделан вывод о целесообразности применения электродов марок ОЗЛ-40 и ОЗЛ-41 при сварке оборудования из аустенитно-ферритных сталей, эксплуатируемого в щелочных, нейтральных и окислительных средах.
В ряде работ было показано, что в аустенитно-ферритных сталях, находящихся в щелочных средах, преимущественному коррозионному разрушению подвергается ферритная структура. Отмеченное подтверждается результатами работы, в которой показано влияние погонной энергии на коррозионную стойкость сварных соединений стали типа 10Х21Н5Т, выполненных дуговой сваркой под флюсом. В качестве сварочных материалов использовали проволоку 5Св-04Х19Н10Б (аустенитный вариант) и 5Св-04Х21Н5Т (аустенитно-ферритный вариант). С увеличением погонной энергии от 320 до 3700 кДж/м скорость коррозии сварных соединений при аустенитном варианте в 40 %-ном водном растворе едкого натра возрастает в 6 раз. Это объясняется, с одной стороны, увеличением содержания ферритной фазы в металле околошовного участка ЗТВ, склонной к растворению в коррозионно-активной среде, а с другой — возрастанием тока коррозии в макросистеме аустенитный шов — аустенитно-ферритный основной металл из-за наличия разности потенциалов между ними.
Аустенитно-ферритный
вариант сварки предпочтителен аустенитному,
так как из-за равенства потенциалов
в макросистеме шов — основной
металл токи коррозии отсутствуют. Скорость
коррозии относительно невелика, сварное
соединение отличается повышенной однородностью
структуры и механических свойств[1].
6) Заключение
Поэтому
при сварочных процессах
Информация о работе Высоколегированные хромоникелевые стали и их свариваемость