Нормативно-правовые основы аттестации рабочих мест

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

В законодательстве об охране труда отражены следующие правила и нормы: правила организации охраны труда на предприятиях; правила по ТБ и производственной санитарии; правила, обеспечивающие индивидуальную защиту работающих от профессиональных заболеваний; правила и нормы специальной охраны труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью; правовые нормы, в которых предусматривается ответственность за нарушение законодательства об охране труда.

Оглавление

1. Организация охраны труда на предприятии
1.1 Законодательные и нормативные акты по охране труда
1.2 Организация системы управления охраной труда
1.3 Аттестация рабочих мест по условиям труда
1.4 Актуальность проведения, нормативное обеспечение и современные требования к аттестации рабочих мест по условиям труда
1.4 Разработка инструкций по охране труда
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

мой реф.docx

— 40.66 Кб (Скачать)

Аттестации регулируется двумя нормативными документами - Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест, утв. Постановлением Минтруда России от 14.03.97 N 12 и Сводами правил СП 12-133-2000 "Безопасность труда в строительстве. Положение о порядке аттестации рабочих мест по условиям труда в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве", в соответствии, с которыми сроки проведения аттестации устанавливаются организацией исходя из условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Аттестационная комиссия организации:

составляет полный перечень рабочих мест организации с выделением аналогичных по характеру выполняемых  работ и условиям труда;

выявляет на основе анализа  причин производственного травматизма  в организации наиболее травмоопасные участки, работы и оборудование;

составляет перечень опасных  и вредных производственных факторов производственной среды, показателей  тяжести и напряженности трудового  процесса, подлежащих оценке на каждом рабочем месте;

присваивает коды производствам, цехам, участкам, рабочим местам для  проведения автоматизированной обработки  результатов аттестации рабочих мест по условиям труда;

аттестует рабочие места  и принимает решения по дальнейшему  их использованию, разрабатывает предложения по улучшению и оздоровлению условий труда.

После аттестации рабочих  мест руководитель организации издает приказ. В нём дается оценка проведенной работе, и утверждаются результаты.

С учетом этих результатов  аттестационная комиссия разрабатывает  предложения о порядке подготовки подразделений к их сертификации на соответствие требованиям по охране труда и намечает мероприятия, конкретизирующие содержание такой подготовки.

На основании материалов об аттестации рабочих мест, анализа  причин производственного травматизма  и профессиональных заболеваний, осуществляется планирование мероприятий по охране труда.

Результаты оценки фактического состояния условий труда на рабочем  месте из протоколов оценок заносятся  в карту аттестации рабочих мест по условиям и безопасности труда, в  которой аттестационной комиссией  организации дается заключение о результатах аттестации.

Результаты работы аттестационной комиссии организации оформляются протоколом аттестации рабочих мест по условиям труда.

К протоколу должны прилагаться:

карты аттестации рабочих  мест по условиям и безопасности труда;

ведомость рабочих мест и  результатов их аттестации по условиям труда в подразделениях;

сводная ведомость рабочих  мест и результатов их аттестации по условиям труда в организации;

план мероприятий по улучшению  условий и безопасности труда  в организации.

Документы аттестации рабочих  мест по условиям труда являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

 

1.4 Актуальность проведения, нормативное обеспечение и современные требования к аттестации рабочих мест по условиям труда

 

Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является «обеспечение приоритета сохранения жизни  и здоровья работников».

Трудовой  Кодекс РФ определил обязанности  работодателя по обеспечению безопасности работников при осуществлении технологических процессов, информированию работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. В связи с этим, еще большую актуальность приобретает вопрос проведения АРМ по УТ в организациях.

Общий термин «аттестация рабочих мест по условиям труда» подразумевает лабораторные исследования опасных и вредных факторов производственной среды, определение наличия и концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны. При определении неблагоприятных факторов, существующих на рабочем месте, учитываются наличие ультра- и инфразвука, общей и локальной вибрации, уровень звука, электромагнитных и инфракрасных излучений, температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, тяжесть и напряженность труда, травмоопасность рабочих мест, обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты.

АРМ по УТ позволяет  объективно оценивать условия труда  работников, занятых не только на постоянных, фиксированных рабочих местах, но и на непостоянных рабочих местах, при совмещении профессий, на рабочих местах, имеющих продолжительную зону обслуживания оборудования.

В рамках АРМ  по УТ учитывается прохождение периодических  медицинских осмотров, в ходе которых проводится оценка состояния здоровья работников. Однако в настоящее время утратила достоверность и значимость, широко распространенная в прошлом, оценка состояния здоровья по показателю заболеваемости с временной утратой трудоспособности, являвшейся критерием состояния здоровья работоспособного населения.

Результаты  АРМ по УТ служат основой планирования и проведения мероприятий по охране труда в соответствии с действующими нормативными правовыми документами; являются основанием назначения компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда; позволяют выявлять причинно-следственные связи при установлении диагноза производственно-обусловленной и профессиональной патологии в условиях воздействия на работников профессиональных вредностей; используются для составления статистической отчетности.

Только на протяжении пяти последних лет в  России принят и введен в действие ряд основополагающих законов по охране труда, а также правительственных постановлений, требующих безусловного проведения работодателями профилактических мероприятий, направленных на устранение, минимизацию или компенсацию воздействия вредных и опасных факторов производственной среды на здоровье работающего.

АРМ по УТ охватывает многие аспекты охраны труда, поэтому  правовая нормативная база регламентирующая организацию проведения аттестации включает объемную базу нормативных документов по охране труда.

Трудовым  кодексом аттестация рабочих мест по условиям труда определена как оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ст. 209 ТК РФ). Аттестация рабочих мест по условиям труда предполагает проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Она включает в себя:

–гигиеническую  оценку условий труда;

–оценку травмобезопасности;

–обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ).

Согласно  ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить безопасные условия и охрану труда работников. Для этой цели он, в частности, и проводит аттестацию рабочих мест.

За организацию  работы по проведению аттестации отвечает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. За невыполнение требований законодательства по охране труда в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ контролирующие органы могут наложить административный штраф на должностное лицо (руководителя или индивидуального предпринимателя) в размере от 500 до 5 000 руб., на юридическое лицо – от 30 000 до 50 000 руб.

Требования  к рабочим местам и параметры, которые необходимо при этом определить, приведены в следующих нормативных  документах:

  • Трудовом кодексе (ст. 92, 94, 116, 146, 212, 215, 221, 222 и др.);
  • Федеральном законе от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ред. От 28.09.2010 г.;
  • Федеральном законе от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ред. от 18.07.2011 г.;
  • Федеральном законе от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний» ред. от 09.12.2010 г.;
  • постановлении Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда»;
  • постановлении Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» ред. от 27.12.2010 г.;
  • постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин»;
  • постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

Прежний Порядок  проведения аттестации, утвержденный постановлением Минтруда России от 14.03.97 № 12, действовал более десяти лет. За это время изменились гигиенические критерии оценки производственных факторов (а именно они являются основой классификации степени вредности и опасности условий труда) и появились новые нормативные акты и отраслевые документы по охране труда. Кроме того, сама процедура аттестации была сложна как с точки зрения организации, так и оформления результатов оценки условий труда, поэтому ее порядок требовалось пересмотреть.

Порядок, разработанный  в соответствии со статьей 209 Трудового  кодекса, делает процедуру аттестации менее трудоемкой хотя бы потому, что стало проще оформлять ее результаты.

Отметим, что  с утверждением Порядка результаты аттестации, проведенной по прежним правилам, не пересматриваются.

Рассмотрим  новый порядок аттестации рабочих  мест по условиям труда.

 

1.5 Разработка инструкций по охране труда

 

Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий  требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.

Инструкции по охране труда  могут быть типовые (отраслевые) и для работников предприятий (по профессиям и видам работ).

Типовые инструкции утверждаются федеральными органами исполнительной власти после проведения предварительных консультаций с соответствующими профсоюзными органами.

Действие типовых инструкций устанавливается с учетом срока  действия соответствующих правил по охране труда.

Инструкции по охране труда  могут разрабатываться как для  работников отдельных профессий (электросварщики, станочники, слесари, электромонтеры, и др.), так и на отдельные виды работ (работа на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и др.).

Инструкции для работников разрабатываются на основе типовых  инструкций требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации заводов-изготовителей оборудования, используемого на данном предприятии, а также в технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства. При отсутствии инструкций инструкции для работников разрабатываются на основе действующих нормативных правовых актов по охране труда, с учетом конкретных условий труда на данном участке или рабочем месте.

Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать  следующие разделы:

общие требования безопасности;

требования безопасности перед началом работы;

требования безопасности во время работы;

требования безопасности в аварийных ситуациях;

требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы.

Разработка инструкций для  работников осуществляется на основании  приказов и распоряжений работодателя. Инструкции для работников разрабатываются руководителями цехов, участков, отделов, лабораторий.

Служба охраны труда предприятия  должна осуществлять постоянный контроль за своевременной разработкой, проверкой и пересмотром инструкций для работников оказывать методическую помощь разработчикам, содействовать им в приобретении необходимых типовых инструкций, стандартов ССБТ, а также других нормативных актов по охране труда.

Требования нормативных  актов по охране труда, включаемые в  инструкции, должны быть изложены применительно к конкретному рабочему месту и реальным условиям труда работника.

Инструкции для работников утверждаются руководителем предприятия после проведения предварительных консультаций с соответствующим выборным профсоюзным органом и службой охраны труда, а в случае необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами по усмотрению службы охраны труда.

Каждой инструкции должно быть присвоено наименование и номер. В наименовании следует кратко указать, для какой профессии или вида работ она предназначена.

В инструкциях не должны применяться  слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии полной расшифровки аббревиатуры.

Проверка инструкций для  работников по профессиям или по видам  работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводится не реже одного раза в 3 года.

Проверку действия, применение и пересмотр типовых инструкций проводит организация-разработчик этих инструкций, а инструкций для работников - подразделение - разработчик.

Ответственность за своевременную  проверку и пересмотр инструкций несут руководители этих организаций  и подразделений-разработчиков.

Инструкции для работников также должны пересматриваться в  случаях:

пересмотра типовой инструкции;

изменения технологического процесса или условий работы, а  также при использовании новых  видов оборудования, материалов, аппаратуры, приспособлений и инструментов.

Руководители предприятий  обеспечивают инструкциями всех работников и руководителей заинтересованных подразделений (служб) предприятий.

Информация о работе Нормативно-правовые основы аттестации рабочих мест