Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 23:27, реферат
Направляющие, по которым перемещаются подвижные узлы станков, машин, механизмов, измерительных приборов, роботов и других устройств, являются одним из основных элементов конструкции, и в значительной мере определяют их возможности и технический уровень.
Изготовление и монтаж на неподвижном узле станка (станине, стойке идр.) высокоточных шлифованных и закаленных накладок, регулировка "танкеток" связаны с большими временными затратами и требуют привлечения высококвалифицированных специалистов.
Дальнейшим
усовершенствованием
Принципиальным улучшением у таких направляющих по сравнению с описанными выше системами роликовых направляющих с "танкетками" является перемещение тел качения не непосредственно по поверхностям неподвижного узла станка, а по точно обработанным рельсам, устанавливаемым на неподвижном узле.
При
этом тела качения(шарики) размещены
в блоке качения(каретке), которая
поставляется в комплекте с рельсом
и с нужным заказчику заранее
выполненным предварительным
Рельсы (обычно два, реже - больше), устанавливаются на неподвижном узле станка, причем точной обработки требуют только две верхние плоскости блока направляющих станины. Плоскость станины, на которые монтируются рельсы, выполняется с упорным буртом (возможно исполнение и без бурта).
Один рельс выставляется
На
каретки (обычно одна или две на одном
рельсе, реже - больше) крепятся подвижные
узлы станка. Рельсовые направляющие
качения в настоящее время
являются предпочтительным типом направляющих
для наиболее производительных высокоскоростных
обрабатывающих центров с ЧПУ, других
типов станков особо высокой точности,
высокоскоростных роботизированных систем,
других машин и приборов.
2.
Принципиальная конструкция
шариковых направляющих
Принципиальная
конструкция шариковых направляющих приведена
на рис. 4.Рельс (1) с двух сторон имеет продольные
параллельные опорные дорожки (2) для тел
качения. Форма и количество дорожек определяются
типом тел качения и эксплуатационными
характеристиками системы. На рельсе смонтирована
подвижная каретка (3), имеющая внутренние
продольные опорные поверхности (их количество
и форма соответствуют опорным дорожкам
рельса) и продольные каналы (4) возврата
тел качения. По торцам каретки закреплены
торцовые плиты, или крышки (5), обеспечивающие
замкнутое перемещение тел качения (шариков
в случае рассмотрения шариковых направляющих
качения) с опорных дорожек каретки в каналы
возврата и обратно. В каретке так же смонтированы
ограничители (6), предохраняющие тела
качения от выпадения при аварийном смещении
каретки с рельса. Рельс и каретка имеют
опорные поверхности, соответственно,
(7) и (8), для установки на неподвижный и
подвижный узлы станка, и монтажные отверстия
(9) и (10) для их закрепления.
Рис. 4. Принципиальная
конструкция рельсовой направляющей качения
2.1
Шариковые рельсовые
1.
Наибольшее распространение в
промышленности и, в первую
очередь, в точном
Поверхность
контакта шариков при приложении
нагрузки в этом случае получается
не меньше поверхности контакта роликов
в системе роликовых
Кроме того, у шариковых направляющих даже при определенных монтажных погрешностях не может произойти блокировки (заедания) каретки, что часто случается у роликовых направляющих при таких же и даже меньших погрешностях из-за перекоса роликов.
2.
У шариковых рельсовых
2.1.
При приложении нагрузки и
при преднатяге у кругового контура,
границы контактной зоны, определяемой
диаметрами d1 и d2 (точки В и А на рис. 4 а2),
близки к диаметру шариков. Их окружные
скорости по отношению к оси вращения
шарика мало отличаются друг от друга,
вследствие чего дифференциальное проскальзывание
поверхности шарика относительно дорожки
достаточно мало. Это обеспечивает плавное
и легкое движение каретки. При такой же
нагрузке при готическом контуре границы
контактных зон (точки В и А на рис. 4 б2)
имеют большую разницу расстояний от оси
вращения шарика, вследствие чего резко
увеличивается дифференциальное проскальзывание
(см. рис. 4 б3), что приводит к увеличению
трения, сопротивления движению каретки
и уменьшению долговечности системы.
2.2.
Из-за монтажных перекосов
2.3.
В круговом контуре при
Рис. 5. Внешний
вид рельсовой направляющей качения
с кареткой.
Модельный
ряд рельсовых направляющих качения
различных производителей содержит
десятки и даже сотни типоразмеров.
Выбор серии и нужного
Продукция
основных компаний-производителей компонентов
систем линейных перемещений и линейных
направляющих в частности достаточно
хорошо известна отечественным
В Российской Федерации рельсовые направляющие качения сопоставимого качества, к сожалению, не производятся. На Липецком станкостроительном заводе в порядке эксперимента начато освоение технологии изготовления шариковых рельсовых направляющих качения (РНК) - мелкими сериями по предварительному заказу. В настоящее время завод может производить четыре модели таких направляющих (СМ25ТА, СМ25ТУ, СМ45ТАи СМ15), однако недостаточное количество типоразмеров и конструктивных исполнений, ограниченность их технических параметров (классы точности P, SP и UP не изготавливаются) пока что не позволяют им занять сколько-нибудь заметное место на российском рынке компонентов для машиностроения. Информация об этой продукции, ее характеристиках и возможностях производства, включая руководство по эксплуатации (2-29849377-РЭ), имеется на значительном количестве предприятий, однако в станкостроении, в машиностроении и в промышленности вообще преимущество остается за иностранными компаниями.
В последние годы появились новые зарубежные фирмы, выпускающие линейные направляющие, в том числе и рассматриваемый нами класс РНК, и информация о продукции которых мало известна потенциальным отечественным потребителям. Поскольку достаточно полно осветить продукцию всех новых фирм в рамках одной статьи не представляется возможным, в разделе 4 подробно рассматриваются рельсовые шариковые направляющие качения только фирмы SBC (SBC Linear Co., Ltd., Сеул, Южная Корея).
SBC
производит цилиндрические, роликовые
V-образные и шариковые рельсовые направляющие
качения и каретки к ним, а так же дополнительное
оборудование и компоненты. На этой элементной
базе изготавливаются линейные модули
и готовые системы линейных перемещений.
Продукция компании SBC имеет современный
технический уровень, представлена в каждой
категории несколькими отдельными сериями
с десятками типоразмеров для различных
применений и, вследствие более приемлемой
стоимости и сроков поставки, может оказаться
более предпочтительной для отечественных
потребителей по сравнению с продукцией
других фирм, перечисленных выше.
3.Основные
требования к рельсовым
направляющим качения
(шариковым направляющим)
и соответствующие
им технические характеристики
Поскольку РНК и шариковые направляющие как один из их подвидов, дороже перечисленных выше других типов направляющих, они в настоящее время применяются, в основном, в машинах высокого технического уровня. Так в сегменте металлорежущих станков РНК применяются преимущественно в обрабатывающих центрах, применительно к которым и будут сформулированы количественные показатели техтребований.
1.
Направляющие должны
При эксплуатации станка на его подвижные части (узлы) действуют силы и моменты, которые передаются и направляющими. В общем случае на направляющие действуют:
1.вертикальные
и горизонтальные силы, перпендикулярные
направлению перемещения
2.моменты,
действующие вокруг трех
Схема
действия нагрузок на направляющие приведена
на рис. 6.
Рис. 6. Схема действующих нагрузок. 1 - радиальная; 2 - обратная радиальная; 3 - тангенциальная; 4 - момент MY; 5 - момент MZ; 6 - момент MX
Параметрами направляющих, характеризующими их способность воспринимать нагрузки, являются базовые статическая (С0) и динамическая (С) силовые нагрузки, допустимый статический момент М0 и статический запас прочности fs.
Базовая
статическая нагрузка С0 - это нагрузка
постоянной величины и направления,
при которой суммарные
Базовая динамическая нагрузка С - это нагрузка постоянной величины и направления, при которой с вероятностью 90% работоспособность шариковых направляющих сохранится после пробега не менее чем 50 км, а роликовых направляющих - не менее 100 км. Допустимый статический момент М0 - это момент постоянной величины и направления, при котором сумма деформаций тел качения и поверхностей дорожек в местах контакта, где возникают максимальные напряжения (на телах качения по концам каретки), составляет 0,0001 диаметра тел качения. Величины С, С0 и М0 для каждого типоразмера направляющих и в зависимости от направления действия нагрузки приводятся в фирменных каталогах. Поскольку при эксплуатации направляющих на них воздействуют не постоянные по величине и направлению нагрузки, и возможны толчки, удары и вибрации, компании-изготовители РНК рекомендуют ограничивать предельные величины действующих нагрузок Р и моментов М по сравнению с их базовыми величинами С0 и М0; величина ограничения характеризуется статическим запасом прочности fs, который имеет выражение: