Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 00:34, курс лекций
Коррозионное разрушение металлов и сплавов, происходящие в атмосфере в результате протекания электрохимических и химических реакций, называется атмосферной коррозией.
1. Атмосферная коррозия
2. Контактная коррозия
3. Подземная коррозия
2. Контактная коррозия.
2.1.
современная техника
Контакт разнообразных металлов и сплавов и воздействие коррозионной среды могут привести к возникновению контактной коррозии, вследствие образования микропар (гальванического элемента).
Обычно металл, имеющий более отрицательный электрохимический потенциал (анод макропары), будет корродировать более интенсивно, чем металл с более положительным (менее отрицательным) значением потенциала (катод).
Итак, при коррозии основного металла катодные контакты могут быть опасными, а анодные защитными. Об опасности контактной коррозии в первом приближении можно судить по величине стандартных электродных потенциалов (в водных растворах при 250С).
Металлы | Потенциал, В | Металлы | Потенциалы, в |
Магний | -2,38 | Марганец | -0,283 |
Алюминий | -1,66 | кобальт | -0,27 |
цинк | -0,76 | никель | -0,25 |
хром | -0,744 | олово | -0,136 |
железо | -0,44 | свинец | -0,126 |
медь | +0,34 | ||
кадмий | -0,402 | серебро | +0,799 |
платина | +1,20 |
Каждый вышестоящий металл будет анодном по отношению к нижестоящему. Чем больше разность потенциалов (движущая сила процесса) контактируемых металлов, тем больше скорость коррозии. Поэтому могут быть очень опасные контакты, приводящие к быстрой коррозии анода, и менее опасные, где коррозия анода не будет очень высокой.
Контактная коррозия наиболее опасна:
- в морской воде: в некоторых активных нейтральных средах; в кислых средах; в атмосфере. (Химическая аппаратура, опреснительные установки, морские корабли могут нести значительный урон из-за контактной коррозии).
Эффективность отрицательного влияния на коррозии основного металла катодных контактов зависит от:
Контактная коррозия тем больше, чем больше отношение поверхностей катодного контакта (S2) и основного (анодного S1) металла, т.е. чем больше (S2>> S1) Sk>> Sa.
Пример. О том, насколько важно учитывать контакт разнородным металлом при конструировании, свидетельствует пример яхты «Зов моря». В 20-х годах нашего века по заказу американского миллионера была построена одна из лучших яхт в мире. Строители яхты обшили днище монель – металлом (сплав 70 Ni и 30% Сu), а киль, форштевень и раму руля изготовили из стали. В морской воде в нижней части яхты образовался сильный микрогальванический элемент с катодом из монель – металла и анодом из стали. Этот элемент настолько сильно работал, что еще до завершения отделки яхта была выведена из строя, ни разу не выйдя в море.
2.2. Методы борьбы с контактной коррозией металлов.
2.2.1.
при конструктивным машин,
2.2.2.
если по конструктивным
2.2.3.
применяют защитный (анодный) контакт,
т.е. присоединяют к
Чем отрицательнее потенциал, меньше анодная поляризуемость и больше поверхность металла анодного протектора, тем больше эффективность защитного действия анодного контакта.
Таким образом, рассмотрено вредное влияние катодного контакта. Однако это не всегда бывает так. Если возможно наступление пассивности (в присутствии окислителей и депассиваторов или при отсутствии активаторов), то контакт с катодным металлом может обеспечить наступление пассивного состояния основного металла и значительно снизить при этом скорость его коррозии, т.е. является катодным протектором и осуществляет анодную поляризацию.
Контакт с анодным металлом (катодная поляризация) может затруднить наступление пассивности основного металла, а если он находится в пассивном состоянии, может его дипассивировать, т.е. вызовет увеличение коррозии.
3. Подземная коррозия металлов.
3.1.
В подавляющем большинстве
Наиболее характерным катодным процессом в подземных условиях является кислородная деполяризация с преобладанием торможения транспорта О2 в почве или грунте к поверхности корродирующего металла осуществляется напряженным течение газообразной или жидкой фазы, конвекционным перемешиванием этих фаз или диффузией О2 в газообразной или жидкой фазе.
В
сильно кислых грунтах может происходить
и водородная деполяризация. Не исключена
также возможность
Подземная коррозия подразделяется:
3.2.
Контролирующий фактор и
В зависимости от условий могут быть следующие случаи контроля грунтовой коррозии металлов:
В
большинстве практических случаев
коррозия подземных сооружений протекает
с преимущественным катодным контролем,
обусловленным торможением
3.3.
Для грунтовой коррозии
-
возникновение и работа микро
коррозионных пар вследствие
различия кислородной
-
большое влияние омического
-
преимущественно язвенный
3.4. Влияние различных факторов на грунтовую коррозию металлов.
-
наличие влаги делает грунты
электролитом и вызывает
Потеря массы Δm, г/м2
Δm
3
2
1 2
0 6 12 18 24 влажность
влажность % 1-в песке; 2-в глине.
-
воздухопроницаемость грунтов
-
электропроводимость грунтов,
-
кислотность грунта, которая характеризуется
колебаниями рН в пределах
от 9 до 3, ускоряет коррозию в
-
неоднородность грунта по его
структуре, плотности, составу,
- микроорганизмы, находящиеся в большом количестве в почвах и грунтах, могут вызывать значительное местное ускорение коррозии металлов, в частности, стали.
-
температура грунта, которая в
зависимости от географической
широты, климатических условий,
3.5. Методы борьбы с подземной коррозией металлов
Эти методы осуществляются: