Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:25, контрольная работа
Одним из основных направлений международного сотрудничества государств в современном мире является сотрудничество в области прав человека. Современные международно-правовые доктрины защиты прав человека обладают определенными отличиями от классических доктрин международного права, предполагающими, что только государства являются между собой субъектами права, а человек — это объект правового регулирования и в этом качестве пользуется защитой государства. Современное международное право в области прав человека требует от государств-участников соответствующих договоров принятия на себя односторонних обязательств по обеспечению прав человека.
правительство использует армию, потому что не может контролировать ситуацию полицейскими силами;
повстанцы ведут борьбу с существующим режимом путем проведения военных операций, предполагающих их организованность. Только в случаях, когда они организованы и находятся под управлением лиц, ответственных за их действия, можно реально рассчитывать на то, что международные нормы будут уважаться и применяться;
случаи нарушений внутреннего порядка, внутренняя напряженность и отдельные акты насилия — это невоенные конфликты немеждународного характера, они не подпадают под действия норм гуманитарного права;
протокол № 2 не может рассматриваться в качестве акта, затрагивающего суверенность государства или обязанности государства всеми законными способами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве или защищать его национальное единство.
Важнейший принцип действия Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. и Дополнительного протокола № 2 к ним от 8 июня 1977 г. в условиях вооруженных конфликтов немеждународного характера провозглашает, что каждая из находящихся в конфликте сторон обязана исходить из того, что лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая лиц из состава вооруженных сил обеих сторон, сложивших оружие и тех, кто перестал принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания и т.п., должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением без всякой дискриминации, основанной на признаках расы, цвета, кожи, пола, языка, религии или вероисповедания, политических или иных убеждений и т.д. (п. 1 ст. 4 Протокола № 2).
Хотя основные правила, относящиеся к защите жертв вооруженных конфликтов, перечислены в ст. 3 Женевских конвенций, но Протокол № 2 развивает эти положения дальше, заимствуя идеи Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г., являющегося основным документом ООН, кодифицирующим права человека. Статья 4 Протокола содержит основные гарантии или ограничения, которые должны соблюдаться сторонами в конфликте в отношении лиц, находящихся в их власти. Ее цель — защита всего населения в пределах той территории, на которой происходит внутренний вооруженный конфликт. Согласно данной статье, запрещаются:
а) посягательство на жизнь, здоровье,
физическое и психическое состояние лиц,
в частности, убийства, а также такое жестокое
обращение, как пытки, нанесение увечий
или любые формы телесных наказаний;
б) коллективные наказания;
в) взятие заложников;
г) акты терроризма;
д) надругательство над человеческим достоинством,
в частности, унизительное и оскорбительное
обращение, изнасилование, принуждение
к проституции или непристойное посягательство
в любой форме;
е) рабство и работорговля во всех их формах;
ж) грабеж;
з) угрозы совершить любое из вышеуказанных
действий.
Особое внимание уделяется положению
детей в условиях этих конфликтов,
которым “обеспечивается
а) они получают образование, включая
религиозное и нравственное воспитание;
б) дети, не достигшие пятнадцатилетнего
возраста, не подлежат вербовке в вооруженные
силы или группы и им не разрешается принимать
участие в военных действиях;
в) особая защита предусматривается в отношении
детей, не достигших пятнадцатилетнего
возраста, если они принимают участие
в военных действиях и попадают в плен.
Важное место в Протоколе № 2 занимает статья 5, представляющая собой фактически кодекс обращения с людьми, “лишенными свободы по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, независимо от того, интернированы они или задержаны”. Анализ норм статьи 5 показывает, что правовой статус лиц, попавших во власть неприятельской стороны, в условиях вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера различается. Протокол № 2 не устанавливает особого статуса для участников незаконных вооруженных формирований в случае попадания их в плен. Протокол ограничивается лишь гарантиями гуманного обращения с любым человеком, который по каким-либо причинам сложил оружие и перестал принимать участие в военных действиях, т.е. повстанцы не являются военнопленными. Это значит, что в международном гуманитарном праве нет никаких ограничений, которые бы препятствовали органам государственной власти страны привлекать к уголовной ответственности по национальному праву лиц, участвующих в боевых действиях в составе незаконных вооруженных формирований.
Протокол № 2 запрещает выносить смертный приговор лицам, не достигшим на момент совершения правонарушения восемнадцатилетнего возраста, а также приговор не приводится в исполнение в отношении беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей (п.4 ст. 6).
Раздел IV Протокола № 2 посвящен защите гражданского населения. Главный принцип, которым должны руководствоваться противоборствующие стороны в условиях внутреннего вооруженного конфликта по отношению к гражданскому населению состоит в том, что “гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население”. Кроме того, запрещается использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий. Поэтому запрещается в этих целях подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (ст. 14). Запрещается принудительное перемещение гражданского населения по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, за исключением случаев обеспечения безопасности этих лиц или настоятельными причинами военного характера (ст. 17). Запрещается нападение на установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно: плотины, дамбы и атомные электростанции, так как подобное нападение может вызвать потери среди гражданского населения (ст. 15).
Кроме того, необходимо отметить, что практически все вооруженные конфликты немеждународного характера связаны с международными событиями и лишь за редкими исключениями не остаются “за закрытыми дверями” (события в Чечне и Дагестане только подтверждают это). Традиционно международное право допускало возможность вмешательства третьего государства во внутренние дела другого государства с целью: 1) защиты прав своих граждан, временно или постоянно проживающих на территории государства, ведущего вооруженную борьбу с незаконными вооруженными формированиями; 2) для защиты граждан данной страны, если их права грубо нарушаются в условиях вооруженного конфликта и надвигается гуманитарная катастрофа. В начале XX в. гуманитарные интервенции имели место. Но на практике государства, осуществлявшие вмешательство, в том числе с применением оружия, в дела других государств под флагом миротворческих операций, как правило, в первую очередь решали свои узко политические задачи. С этой точки зрения концепция “гуманитарной интервенции” не выдерживает проверки на обоснованность. Это констатировал, в частности, МИД Великобритании, который в 1986 г. высказался, что “подавляющее большинство современных правовых авторитетов выступают против существования права на гуманитарную интервенцию”.
Тем не менее нормы международного гуманитарного права не запрещают применения силы против государств, грубо нарушающих право человека, в том числе путем ведения боевых действий против национальных или этнических меньшинств или даже против собственного народа (пример, Республика Кампучия в конце 80-х гг.). Критерии ее допустимости устанавливаются Главой VII “Действия в отношении мира, нарушений мира и актов агрессии” Устава ООН (ст. 39-51) и ст. VIII Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него от 9 декабря 2001 г. и включаются в себя:
соответствующее решение Совета Безопасности ООН;
грубые нарушения прав человека уже должны происходить;
исчерпаны все возможные мирные средства разрешения внутреннего конфликта;
государству должен быть предъявлен ультиматум с требованием прекратить нарушения прав человека или начать мирные переговоры с повстанцами.
Указанные действия могут быть совершены по инициативе непосредственно Организации Объединенных Наций либо по инициативе одной из стран-членов ООН на основе соответствующих Конвенций в области защиты прав человека.
В заключение необходимо сказать, что закрепление соответствующими правовыми нормами обязанностей участников вооруженных конфликтов немеждународного характера в отношении соблюдения прав человека в этих условиях естественно не означает, что эти права будут повсеместно соблюдаться и защищаться. Право не в силах сделать больше того, что ему разрешат люди, его применяющие и несущие ответственность за свои действия. Но тем не менее назначение любой правовой нормы — это воздействие на поведение людей, и это воздействие имеет место даже в условиях вооруженного конфликта. И это фактически подтверждает необходимость развития и совершенствования специальных правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в условиях внутренних вооруженных конфликтов. Ведь только их применение всеми участниками подобных конфликтов позволит реально защитить права людей, ставших объектом насилия в этих условиях, причем как непосредственных участников вооруженного конфликта, по разным причинам переставших принимать участие в боевых действиях, так и непосредственно гражданского населения.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние, как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой - одновременно и отрицательным (негативным).
Негативные воздействия
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.
Само разграничение "природных" и "технологических" катастроф, как минимум, неоднозначно. Некоторые специалисты вообще отказывают ему в праве на существование, предпочитая говорить только о катастрофических последствиях природных, либо технологических катаклизмов. Согласно этой логике, катастрофа любого происхождения развивается, прежде всего, из-за "слабины", уязвимости, бездействия или даже полного отсутствия социальных структур, которые должны защищать людей от подобных бедствий. Тем не менее, терминологическое разделение природных бедствий и технологических катастроф достаточно общепринято. Оно зафиксировано и во многих международных документах, например, в Соглашении об организации деятельности Красного Креста и Красного Полумесяца, которое было подписано в Севилье в 1997 году.
Техногенные катастрофы появились сразу после того, как человек стал придумывать новые технологии. Подобные происшествия - неизбежная плата за технологический прогресс.
В гражданской обороне
их подразделяют на несколько групп :
1. Транспортные аварии (катастрофы):
2. Пожары, взрывы, угроза взрывов:
3. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ:
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:
5. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ:
6. Внезапное обрушение зданий, сооружений: