Субъекты международного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:32, контрольная работа

Краткое описание

Характерные черты международного права определяются особенностями его субъектов. Оно существует для регулирования отношений между суверенными субъектами, для обслуживания их интересов. Круг субъектов международного права отличается от субъектов внутригосударственного права. Специфика международного права как особой системы права выражается, в частности, и в том, что его субъекты выступают не только адресатами международно-правовых норм, но и их создателями.

Оглавление

Вступительная часть 1. Понятие и виды субъектов международного права. 2. Государство - основной субъект международного права. Международно-правовой статус субъектов федерации. 3. Международное признание государств и правительств. 4. Правопреемство государств. 5. Международная правосубъектность международных организаций, народов, физических
лиц. Заключительная часть Литература

Файлы: 1 файл

международное право 4.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Он означает, что указанная деятельность может осуществляться любым государством на равноправной основе с другими участниками Договора. Процедура сотрудничества может выражаться в обмене информацией относительно планов научных работ, научным персоналом между экспедициями и полярными станциями, данными и результатами научных исследований и обеспечении свободного доступа к ним. Договор об Антарктике отводит существенную роль механизму обеспечения соблюдения, а также совершенствования

и конкретизации положений Договора. Одним из важнейших элементов этого механизма являются Консультативные совещания участников Договора, созываемые один раз в два года, не считая специальных сессий. Такие совещания созываются для обмена информацией, взаимных консультаций по вопросам Антарктики, а также разработке и рекомендации правительствам государств-участников мер, содействующих осуществлению принципов и целей Договора. Другим важным элементом механизма обеспечения соблюдения

Договора является система инспекций. Каждое государство, имеющее статус участника Консультативных совещаний, вправе назначить из числа своих граждан наблюдателей. Каждый наблюдатель имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики. Все районы Антарктики, включая все станции, установки и оборудования, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погрузки груза или персонала, всегда открыты для инспекции.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым районом Антарктики каждой стороной, имеющей право назначать наблюдателей. Положения Договора об Антарктике получили развитие и дополнение в ряде других международных соглашений. Так, Конвенция о сохранении тюленей в Антарктике 1972 г. разрешила отлов только 3 из 6 видов антарктических тюленей, определив при этом допустимые уровни их добычи, лимиты вылова по полу, размеру и возрасту.

В 1980 г. была заключена Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики, представляющая собой первый международно-правовой документ, базирующийся на экосистемном подходе, т.е. исходящий из понимания необходимости комплексной защиты биоресурсов антарктических морей как единой, целостной системы. Конвенцией учреждена Комиссия по сохранению морских живых ресурсов Антарктики, управомоченная выполнять научно-прикладные,

информационные, организационные и контрольные функции. Условия и порядок разработки ископаемых природных ресурсов Антарктики определяется Конвенцией по регулирования освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. Однако она в силу не вступила в виду отрицательного отношения к ней большинства стран, особенно развивающихся. В 1991 г. В Мадриде принят

Протокол по охране окружающей среды РФ ратифицировала 24 мая 1997 г которым Антарктика провозглашена международным заповедником. Ст. 7 Протокола запрещает любую деятельность в отношении минеральных ресурсов, за исключением научных исследований. Территории с особым международным режимом - демилитаризованные зоны и зоны мира. В их состав могут входить территории 1 категории или территории первых 3 категорий одновременно

Шпицберген, Аландские острова, Панамский и Суэцкий каналы Международное публичное право Учебник. Издание второе, перераб. и дополн. Под ред. К.А. Бекяшева М. ООО ТК Велби , 2003 с. 382 Демилитаризация - это особый договорно установленный правовой режим определения районов, территорий и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются все виды и формы военной деятельности.

Так, в соответствии с Соглашением СССР и Финляндией об Аландских островах 1940 г. Финляндия обязалась демилитаризовать эти острова, не укреплять острова и не предоставлять их для вооруженных сил других государств. Также на архипелаге Шпицберген по Договору 1920 г. не допускается создание морской базы и строительство каких-либо укреплений. По мирному договору с Италией 1947 г. были демилитаризованы важные в стратегическом

отношении острова Средиземного моря, принадлежащие Греции Договор о Деканезских островах , Италии Планоза, Пантеллерия , Югославии остров Пелагоза . Частично демилитаризованы острова Сардиния, Сицилия, но на севере Сардинии расположена морская база для американских подводных ракетоносцев и вблизи Комизо Сицилия - нарушение мирного договора с

Италией 1947 г. Нередко демилитаризация дополняется нейтрализацией. Нейтрализация - особый, договорно устанавливаемый правовой режим определения территории, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещается ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны архипелаг Шпицберген, Антарктика, Луна и другие тела, зоны Суэцкого и Панамского канала и безъядерные зоны.

К территориям со смешанным режимом относятся 1 группа - континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственной территории, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны и на охрану природной среды объем этих прав определяет Конвенция о континентальном шельфе 1958 г. и

Конвенция по морскому праву 1982 г. 2 группа - международные реки, проливы, перекрываемые территориальными водами прибрежных государств и международные каналы, входящие в состав территорий прибрежных государств. Вопрос 2. Понятие, виды и порядок установления государственной границы Государственная граница - это юридически обоснованная условная линия и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории.

Юридическое оформление границы является одновременно и закреплением права на расположенную на ней территорию. Границы определяют сферу территориальной юрисдикции. Международное право обязывает воздерживаться от любых посягательств на границы других государств, от любых требований или действий, направленных на захват части или всей территории любого государства. Границы могут изменяться в соответствии с международным правом, мирным путем и по соглашению иногда

традиционная граница признается без договорного оформления, опирается на нормы обычного права . Принято различать сухопутные, водные и воздушные границы, а также границы недр. Сухопутные границы, как правило, проводятся с учетом особенного рельефа местности горы, реки и другие характерные признаки - орографические границы. Нередко приходится проводить границы между условными точками без естественных ориентиров по прямой линии геометрические границы .

Известны также так называемые географические астрономические границы, совпадающие с меридианами и параллелями географической сетки. Такими являются границы арктического сектора России. Широко применялись такие границы при разграничении колониальных владений в Африке. Будучи проведенными без учета местных условий, они разделяли племена, резали естественные и хозяйственные комплексы. Водные границы подразделяются на речные, озерные, морские.

На реках границы устанавливаются по соглашению между прибрежными государствами на судоходных реках - по тальвегу линии наибольших глубин или посередине главного фарватера, на несудоходных реках -посередине реки. На озерах и иных водоемах границы устанавливаются по прямой линии, соединяющие выходы сухопутной границы к берегам озера. Проходящая по реке, озеру или иному водоему граница не перемещается при изменении очертания берегов или уровня воды и при отклонении русла реки.

Морские границы совпадают с внешними границами территориальных вод. В соответствии с международным правом РФ устанавливает 12-мильную ширину этих вод в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г Воздушными границами государственной территории являются боковые и высотные пределы его воздушного пространства. Никакие особые соглашения по воздушным границам не заключается. Границы устанавливаются договорным путем в два этапа 1 делимитация - установление линии государственной

границы, осуществляемое по крупномасштабным картам с подробным изображением на них рельефа, населенных пунктов и других физико-географических объектов. Договоры о делимитации содержат обязательства о демаркации границы. 2 демаркация - т.е. определение границы на местности, установление пограничных знаков и составление соответствующих документов на водном или речном участке столбы устанавливаются на обоих берегах пограничной реки при демаркации морской границы применяются буи, монолиты .

Режим государственной границы включает следующие вопросы 1. Содержание государственной границы, т.е. порядок сохранности и поддержания в надлежащем состоянии пограничных знаков, оборудования, проведение их контрольных осмотров, проверок. 2. Пересечение государственной границы лицами и транспортными средствами и перемещение через нее товаров, грузов и животных. Осуществляется только в пунктах перехода пересечения , установленных по договоренности,

а также через коридоры полета. 3. Ведение на государственной границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности охота, рыболовство, лесное и сельское хозяйство . Устанавливаются полосы вдоль государственной границы шириной до 20 метров, в пределах которых запрещается хозяйственная деятельность или отдельные виды деятельности. 4. Разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Закон О государственной границе РФ от 01 апреля 1993 г. с последующими изменениями и дополнениями, исходит из необходимости договорного закрепления границ он содержит положения об установлении границ, их режиме, о пограничном режиме, полномочиях органов государства в сфере охраны границы. Для обеспечения порядка в пограничных районах государства могут создавать в них специальный режим, называемый пограничным - в РФ в соответствии с ФЗ О государственной границе

РФ 1993 г 5 км в пределах которых пограничные войска обладают особыми правами. Серьезные проблемы, связанные с границами возникли после распада СССР, т.к. у новых государств нет материальных возможностей обустроить границу. Это побудило обратиться к совместной охране. В 1995 г. Совет глав государств СНГ принял концепцию охраны внешних границ

Пограничными войсками государств-участников СНГ. Документ закрепил деление границ на внутренние и внешние. Внутренними являются границы между государствами СНГ, на которые распространяется режим прозрачности. Внешние - это границы стран СНГ с сопредельными государствами, не входящими в СНГ. По договору с Арменией, последняя делегирует вопросы охраны государственной границы с Турцией и Ираном погранвойскам РФ. Для решения вопросов, связанных с поддержанием пограничного режима,

для своевременного урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки границы Правительство РФ назначает пограничных представителей комиссаров, уполномоченных . Охрана государственной границы РФ осуществляется органами и войсками Федеральной пограничной службы ФСБ России РФ в пределах пограничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и в подводной среде и другими силами органами обеспечения

безопасности РФ. Органы Федеральной пограничной службы ФСБ России вправе вести дознание, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность по делам, отнесенным к их ведению задерживать лиц, совершивших незаконное пересечение государственной границы пресекать нарушения государственной границы. В территориальных и внутренних водах в отношении иностранных невоенных судов органы

Федеральной пограничной службы имеют право предложить судну изменить курс, если он может повлечь нарушение режима плавания остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает флаг, не отвечает на опрос, не подчиняется требованию изменить курс по результатам осмотра судно может быть задержано снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступление на территории прибрежного государства осуществлять преследование по горячим следам . Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима государственной

границы РФ и урегулирования пограничных инцидентов создан институт пограничных представителей уполномоченных Бирюков П.Н. Международное право Учебное пособие. 2-е изд перераб. и доп М. Юристъ, 2002 с. 86 Правовой режим Арктики. Арктика - район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса. В нее входят окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с находящимися в его пределах островами, кроме

прибрежных островов Норвегии, а также прилежащие части Атлантического и Тихого океана. На побережье Северного Ледовитого океана выходят пять стран РФ, США Аляска , Канада, Дания Гренландия и Норвегия. В соответствии с теорией секторов каждое приарктическое государство обладает особыми правами в своем полярном секторе - треугольнике, основанием которого является побережье

соответствующего государства, а сторонами - линии, проходящие по меридианам к Северному полюсу. Особенно активно в пользу теории секторального деления Арктики выступала Канада, которая в ряде законодательных актов в 20-х гг. ХХ в. и официальных заявлениях отстаивала свой суверенитет на земли, острова и даже морские пространства к северу от канадского побережья. В свою очередь Россия и

Советский Союз тоже принимали меры по защите своих законных интересов в Арктике. В ноте Министерства иностранных дел России в 1916 г повторенной впоследствии меморандумом Советского правительства 1925 г. было заявлено о включении в состав России всех земель, являющихся продолжением на север Сибирского континентального плоскогорья. Постановлением

Президиума ЦИК и СНК СССР 1926 г. Об объявлении территорией СССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане в пределах между меридианами 32 04 35 восточной долготы и 168 49 30 западной долготы было провозглашено право СССР на все земли и острова, как открытые, так и еще не открытые. Исключение было сделано лишь для восточных островов архипелага

Щпицберген, который согласно Парижскому договору 1920 г. был передан Норвегии. Договор обязывает Норвегию не создавать и не допускать создания какой-либо морской базы, не строить никаких укреплений в тех же местностях, которые никогда не должны быть использованы в военных целях . Три остальных приарктических государств не установили собственных секторов и не поддержали секторального деления Арктики в целом. Что касается морских районов

Арктики, то здесь действуют правовые режимы, установленные нормами международного морского права, определяющими статус и режим морских пространств, а также законами прибрежных государств. Важное значение имеет образование Международного арктического научного комитета, основной функцией которого является содействие сотрудничеству государств в научном исследовании Арктики. 19 сентября 1996 г. в Оттаве создан Арктический

Информация о работе Субъекты международного права