Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 13:05, контрольная работа

Краткое описание

На основе меморандума министра иностранных дел Франции Роберта Шумана в 1950 г. было учреждено первое из Европейских сообществ - ЕОУС (Европейское объединение угля и стали). В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы национальности через делегирование государствами - участниками части своего суверенитета. В числе основных органов был высший руководящий орган, который формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств - членов, обязательные для исполнения.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза......................4
2. Полномочия Совета Европейского Союза........................................................9
Заключение.............................................................................................................11
Список используемой литературы.......................................................................12

Файлы: 1 файл

Европейское право.docx

— 26.10 Кб (Скачать)

 

 

Введение...................................................................................................................3

1. Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза......................4

2. Полномочия Совета Европейского Союза........................................................9

Заключение.............................................................................................................11

Список используемой литературы.......................................................................12

 

Введение

 

На основе меморандума министра иностранных дел Франции Роберта Шумана в 1950 г. было учреждено первое из Европейских сообществ - ЕОУС (Европейское объединение угля и стали). В рамках ЕОУС впервые в международную жизнь вводились элементы национальности через делегирование государствами - участниками части своего суверенитета. В числе основных органов был высший руководящий орган, который формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств - членов, обязательные для исполнения. Одновременно в ходе переговоров, по инициативе Бельгии и Нидерландов, было решено создать еще один институт, функционирующий в качестве посредника между Высшим руководящим органом и национальными интересами, который позволил бы обеспечить отражение не только «общих интересов», которым служит Высший руководящий орган, но и интересов каждого отдельного государства-члена. Этим органом стал Совет Министров. Именно Создание наряду с Высшим руководящим органом Совета министров обеспечивало необходимый баланс между национальными интересами и элементами национальности. Совет министров ЕОУС стал прародителем настоящего Совета ЕС.

Европейский Союз это объединенная организация, главной целью которой служит построение наиболее тесного союза европейских государств.

 

 

1. Состав и  порядок формирования Совета  Европейского Союза

 

Согласно действующим учредительным договорам и заменяющим их конституционным постановлениям доступ в ЕС открыт для всех европейских государств, разделяющих с ЕС ценности и стремящихся к достижению его целей. Однако наличие такого одностороннего желания может служить лишь одним из условий вступления, но не предрешает вхождение изъявившего к тому желание государства в состав членов ЕС. Существует целый ряд условий и требований, суммарно изложенных в решениях саммитов в Копенгагене, которые определяют условия доступа в ЕС государств-претендентов на вступление.

Прежде всего, участниками ЕС могут быть лишь европейские государства. Здесь имеется в виду чисто территориальное понятие, а не политическое.

К числу важнейших условий вхождения в состав ЕС относятся следование демократическим началам и принципам общественного и государственного устройства, а равно обеспечение построения и функционирования свободной рыночной экономики. На практике выполнение подобного рода требований сопряжено с проведением соответствующего мониторинга институтами ЕС, а со стороны государства члена - с работой по реформированию властных структур и административного аппарата, искоренению коррупции, внедрению демократических начал и принципов судопроизводства.

Государствами-членами Европейского Союза на сегодняшний день являются Бельгия, Италия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ (с 1951 г.); Великобритания, Дания, Ирландия (с 1973 г.); Греция (с 1981 г.); Испания, Португалия (с 1986 г.), Австрия, Финляндия, Швеция (с 1995 г.) и др.

 

Основным источником, в котором закрепляется правовое положение институтов, служит Договор об учреждении Европейского сообщества      1957 года.

Совет Европейского Союза по своему составу является “межправительственным” институтом: в качестве его членов выступают должностные лица исполнительной власти государств-членов, чаще всего в ранге министров. Согласно ст. 203 Договора о ЕС «в совет входят по одному представителю от каждого государства-члена на министерском уровне, уполномоченному создавать обязательства для правительства этого государства-члена», таким образом в настоящее время в Совет входит 15 членов. Комплектование законодательного органа из представителей исполнительной ветви власти нехарактерно для большинства демократических стран, хотя и встречается в некоторых из них: Бундесрат ФРГ, Национальный совет провинций ЮАР, частично Совет Федерации Федерального Собрания России.

Учредительные договоры не определяют какие именно министры должны входить в состав Совета, и первоначально традиционно участниками заседаний Совета от каждого государства были министры иностранных дел. Но такой подход оказался малоэффективен, так как Совет – прежде всего законодательный орган, и следовательно отраслевые акты лучше утверждать на уровне соответствующих министров.

В результате этого уже в первые 2 года Совет разделился на два вида:

- Совет по общим вопросам, заседающий в составе министров  иностранных дел (а в некоторых  странах существует специальная  должность – «министр по европейским  делам») – принимает решения внешнеполитичексого характера, «общие вопросы», затрагивающие Европейский Союз вцелом. «Общий Совет» также координирует работу и распределяет компетенцию между различными «формациями» отраслевого Совета («Специальный Совет»).

 

- Отраслевой Совет заседает  в составе отраслевых министров  государств-членов (промышленности, труда  и социального развития, сельского  хозяйства и т.д.)

В случаях особой важности, прямо предусмотренными учредительными договорами (например, констатация нарушения отдельными странами ЕС общих принципов конституционного строя), Совет собирается на уровне высших руководителей исполнительной власти государств-членов.

Как и любой орган, Совет обладает своей внутренней структурой, которая представляет собой совокупность руководящего органа и вспомогательных органов (подразделений).

Руководящим органом совета Европейского Союза является Председатель Совета. Так как Совет заседает в разных формациях – это не конкретное лицо, а государство – член Европейского Союза в целом.

Пост Председателя Совета не является выборным. В Совете действует система ротации, в соответствии с которой представитель каждого из государств-членов поочередно занимает пост председателя в течение шести месяцев. Очередность определяет сам Совет (Решение от 01.01.1995 г. «Об установлении порядка осуществления председательства в Совете»).

На государстве – председателе лежит ответственность не только за работу Совета ЕС, но и за европейский Союз в целом.

Соответственно полномочия Председателя Совета можно разделить на две группы:

-Внутриорганизационные  – созыв заседаний Совета, руководство  заседаниями, создание «семестровой программы».

-Общеполитические – сосредоточены  в основном в сфере общей  внешней политики и политики  безопасности и сотрудничества  полиции и судебных органов, т.е. в рамках второй и третьей  опор – обеспечение реализации  в жизнь принятых решений (т.е. Совет выступает в качестве  исполнительного органа всего  Европейского Союза).

 

В структуре Совета европейского Союза крайне важную роль играют его вспомогательные органы, что обусловлено непостоянным характером работы Совета - функционирует множество различных комитетов, состоящих из должностных лиц государств-членов ЕС. Наиболее важный среди них - Комитет постоянных представителей. Он включает руководителей постоянных представителей государств-членов при Европейском Союзе (или их заместителей).

Для ускорения законодательного процесса, а также для увеличения профессионализма в принятии решений Совет учреждает на постоянной или временной основе комитеты специальной компетенции, а также рабочие группы. Членами данных органов являются уже не дипломаты, а эксперты в конкретной области общественных отношений. Они обсуждают в предварительном порядке законопроекты и стараются достичь соглашения на своем уровне. В настоящее время в рамках Совета функционирует примерно 250 специальных комитетов и рабочих групп.

Немаловажным органом является и Генеральный секретариат – подразделение Совета, которое обеспечивает организационную и техническую стороны работы данного института, а также выполняет часть представительских функций. Особенностью является то, что сотрудники Генерального секретариата являются не представители государств, а должностные лица, состоящие на гражданской службе Европейских сообществ.

Возглавляет данное подразделение Генеральный секретарь, он является Высоким представителем по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Текущее руководство лежит на заместителе генерального секретаря. Кроме того, Генеральный секретарь скрепляет второй подписью акты Совета, а также может назначаться депозитарием соглашений Европейских сообществ и Союза, заключенных с третьими странами и конвенции между государствами-членами Союза.

 

Совет созывается на заседания его Председателем и работает на непостоянной основе. Официальное место нахождения Совета - г. Брюссель. Три месяца в году (апрель, июль и октябрь) заседания Совета проходят в Люксембурге.

 

2. Полномочия Совета Европейского Союза

 

К полномочиям Совета Европейского союза относятся:

1)Обеспечение координации общей экономической политики государств - членов;

2) Совет ЕС наделен правом  принятия обязательных решений. Он может делегировать полномочия  по исполнению принятых им  решений Еврокомиссии. При этом  Совет ЕС сохраняет за собой  право в случае, если он сочтет  это необходимым, непосредственно  обеспечивать исполнение принятых  им решений;

3) разработка и принятие Советом  ЕС общей позиции по вопросам  внешней политики и политики  безопасности;

4) полномочия в сфере усиления  сотрудничества полиций и судов  в уголовно-правовой сфере.

Законодательные полномочия составляют «ядро» компетенции Совета; одноименная функция выступает главным направлением его деятельности. Долгое время Совет был единственным законодательным органом Сообществ, ныне он разделил эту роль с Европейским парламентом (далее Парламент). Тем не менее, и в прошлом, и сейчас, за единичными исключениями, ни один нормативный акт, а также по ряду вопросов индивидуальные акты не могут быть приняты без согласия Совета министров.

К полномочиям Совета Договор о ЕС относит также заключение международных договоров. Хотя речь идет о «заключении», точнее было бы говорить об утверждении или ратификации, ибо переговорный процесс от имени Сообщества осуществляет Комиссия. Совет уполномочивает Комиссию на эти действия и утверждает текст соглашения, выработанный ею совместно с другими государствами и международными организациями. Это является окончательным согласием ЕС на обязательность международного договора для него и его государств - членов. 
Наконец, среди играющих существенную роль в функционировании Союза прав Совета необходимо указать его право на обращение в Суд (Европейский суд) с исками к другими институтам ЕС. Это право не распространяется на иски к государствам - членам. Такая возможность зарезервирована только за Комиссией. Гораздо чаще, однако, Совет выступает в Суде не истцом, а ответчиком за принятые (или непринятые) им решения по жалобам других институтов, государств - членов, а также юридических лиц и граждан. Одним из главных стимулов, способствовавших увеличению исков к Совету, ныне является принятие им нормативных и иных актов квалифицированным большинством, что не только изменило политическую ситуацию, но и побуждает переголосованные государства к судебному обжалованию.  
Заключение

 

Совет Европейского Союза – уникальный институт Европейского Союза. Совет единственный не имеет фиксированного состава членов и срока полномочий. Такая многоликость Совета создает определенные проблемы, но в целом способствует заметному повышению профессионализма и компетентности «межправительственного» института Европейского Союза.

Совет Европейского Союза, являясь прежде всего законодательным органом, наделен и достаточно широкими полномочиями в сфере исполнительной власти Союза, контрольными и внешнеполитическими полномочиями. В западной литературе иногда говорится о «двуглавой исполнительной власти» Союза, так как в рамках второй и третьей опоры она преимущественно находиться в руках Совета и его Председателя.

Эти процессы достаточно закономерны, так как именно Совет должен обеспечивать единство, монолитность и эффективность деятельности Союза.

 

Список используемой литературы

 

1. Договор об учреждении Европейского  сообщества 1957 г.

2. Договор о Европейском Союзе 1992 г.

3. Внутренний регламент Совета Европейского Союза.

4. Право Европейского Союза. Учебник под ред. С.Ю. Кашкина. М. 2009.

5. Энтин Л.М. Европейское право. М., 2000.

6. Хартли Т. основы права Европейского  сообщества. Введение в конституционное  и административное право Европейского сообщества.

М., 2011

7. Кашкин С.Ю. Право Европейского Союза в вопросах и ответах. М., 2010.


Информация о работе Состав и порядок формирования Совета Европейского Союза