Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 20:19, реферат
Гаагские конвенции были приняты на двух международных конференциях в Гааге:
первая из которых состоялась по инициативе России 18 мая - 29 июля 1899
(в составе Австро-Венгрии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Ирана, Испании, Италии, Китая, Люксембурга, Мексики, Нидерландов, единой делегации от Норвегии и Швеции, делегаций от Португалии, России, Румынии, Сербии, Сиама, США, Турции, Франции, Швейцарии, Черногории и Японии);
Схема
по вопросам Гаагского
и Женевского
права.
Подготовили: Ажиханова А., Акшалова Р.,
Бекеева
Р., Давлетьярова М.,
Даутбаева Е.
Проверила:
Акшалова Р. Д.
ГААГСКИЕ
КОНВЕНЦИИ 1899 и 1907
гг.
- международные соглашения, устанавливающие законы и обычаи войны, права и обязанности нейтральных стран, а также порядок мирного разрешения международных споров.
Гаагские конвенции были приняты на двух международных конференциях в Гааге:
первая из которых состоялась по инициативе России 18 мая - 29 июля 1899
(в
составе Австро-Венгрии,
Бельгии, Болгарии, Великобритании,
Германии, Греции, Дании,
Ирана, Испании, Италии,
Китая, Люксембурга,
Мексики, Нидерландов,
единой делегации от
Норвегии и Швеции, делегаций
от Португалии, России,
Румынии, Сербии, Сиама,
США, Турции, Франции,
Швейцарии, Черногории
и Японии);
вторая конференция была созвана по инициативе США 15 июня - 18 окт. 1907
(в
составе всех участников
первой конференции,
а также Аргентины, Боливии,
Бразилии, Венесуэлы,
Гаити, Гватемалы, Доминиканской
Республики, Колумбии,
Кубы, Никарагуа, Панамы,
Парагвая, Перу, Сальвадора,
Уругвая, Чили и Эквадора).
1-я
Гаагская конференция 1899
года приняла
3 конвенции:
О мирном решении международных столкновений;
О законах и обычаях сухопутной войны;
О
применении к морской
войне начал Женевской
конвенции 10 августа 1864.
3 декларации:
О запрещении на пятилетний срок метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов;
О неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы;
О
неупотреблении пуль,
легко разворачивающихся
или сплющивающихся
в человеческом теле.
2-я Гаагская конференция 1907 года приняла
13 конвенций:
О мирном решении международных столкновений;
Об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;
Об открытии военных действий;
О законах и обычаях сухопутной войны;
О правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны;
О положении неприятельских торговых судов при начале военных действий;
Об обращении торговых судов в суда военные;
О постановке подводных, автоматически взрывающихся от соприкосновения мин;
О бомбардировании морскими силами во время войны;
О применении к морской войне начал Женевской конвенции (впоследствии заменена Женевской конвенцией 1949);
О некоторых ограничениях в пользовании правом захвата в морской войне;
Об учреждении Международной призовой палаты (не вступила в силу);
О
правах и обязанностях
нейтральных держав
в случае морской войны.
1 декларация:
О запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров.
Гаагские
конвенции были первой
попыткой сформулировать
принципы и нормы международного
права, касающиеся войны
на суше и на море. Несоблюдение
Гаагских конвенций
квалифицируется международным
правом как военное
преступление, подлежащее
наказанию.
Принятые
конвенции охватывали
широкий круг вопросов.
Это мирное разрешение
международных споров;
ограничение в применении
силы при взыскании
по договорным долговым
обязательствам; порядок
открытия военных действий;
законы и обычаи сухопутной
войны; законы и обычаи
морской войны; запрещение
использовать яды, оружие,
снаряды и вещества,
способные причинить
излишние страдания;
правила нейтралитета
в сухопутной и морской
войне. Гаагские конвенции
являются действующими
международно-правовыми
актами (за исключением
Конвенции об учреждении
международного призового
суда), признанными большинством
стран мира.
Принятие Конвенции
о мирном разрешении
международных столкновений
фактически положило
начало процессу нормативного
наполнения принципа
мирного разрешения
международных споров,
являющегося одним из
основополагающих принципов
современного международного
права. И хотя она не
исключала войну из
арсенала средств разрешения
международных споров,
она все же до некоторой
степени ограничивала
право государств на
войну.
Большое
значение имела Конвенция
об ограничении в применении
силы при взыскании
по договорным долговым
обязательствам.
Ее суть следует из Ст. 1:
“Договаривающиеся
Державы согласились
не прибегать к вооруженной
силе для истребования
договорных долгов,
взыскиваемых Правительством
одной страны с Правительства
другой страны, как причитающихся
ее подданным”. Правда,
конвенция содержала
довольно существенное
ограничение, заключавшееся
в том, что отказ от вооруженных
действий “не может
иметь применения, когда
Государство-должник
отвергает или оставляет
без ответа предложение
о третейском разбирательстве
или, в случае принятия
такового, делает невозможным
установление третейской
записи, или после третейского
разбирательства, уклоняется
от исполнения поставленного
решения”.
Конвенция
о порядке открытия
военных действий постановила,
что военные действия
“не должны начинаться
без предварительного
и недвусмысленного
предупреждения”. Оно,
по мнению ее участников,
могло быть как мотивированным,
так и носить характер
ультиматума. При этом
извещение о войне не
исключало возможности
внезапных нападений.
Положение о том, что
нападающий должен предварительно
и недвусмысленно известить
противника о войне,
было принято по настоянию
России.
В Конвенции
о законах и обычаях
войны
были признаны важнейшие
принципы законов и
обычаев сухопутной
войны: разграничение
комбатантов и некомбатантов;
право населения на
вооруженное сопротивление;
подробная регламентация
прав военнопленных;
запрещение использовать
яды, оружие, снаряды
и вещества, способные
причинить излишние
страдания; запрет истреблять
и захватывать неприятельскую
собственность, если
это “настоятельно
не вызывается военной
необходимостью”; запрет
убивать сдавшихся и
“объявлять, что никому
не будет дано пощады”;
требование к командирам
принимать все возможные
меры к охране памятников
старины и культуры,
а также медицинских
учреждений; запрет
отдавать на разграбление
города и местности,
даже взятые приступом;
была запрещена конфискация
частной собственности
и грабежей, но допускалось
взимание налогов, пошлин
и других денежных сборов
“по возможности сообразно
с существующими правилами”
и пр. События двух мировых
войн показали, что эта
конвенция не была всеобъемлющей,
хотя она, несомненно,
ограничивала в ряде
случаев произвол сторон.
В развитие этой конвенции
были приняты Конвенция
об обращении с военнопленными
от 12 августа 1949 г.; Конвенция
о защите культурных
ценностей в случае
вооруженного конфликта
от 14 мая 1954 г. и Четвертая
Женевская конвенция 1949
г. (в части международно-правовой
защиты гражданского
населения и культурных
ценностей).
В
соответствии с Конвенцией
о правах и обязанностях
нейтральных держав
в сухопутной войне
воюющим сторонам запрещалось
проводить через их
территории свои войска,
создавать и пользоваться
сооружениями, предназначенными
для вооруженных действий.
В свою очередь, нейтральные
государства были обязаны
соблюдать равное отношение
ко всем участникам
конфликта. При этом
отражение нейтральной
державой, даже силой,
покушений на ее нейтралитет
не рассматривалось
как враждебное действие.
Конвенция
о положении неприятельских
торговых судов
при открытии военных
действий устанавливала
гарантии безопасности
в отношении торговых
судов, застигнутых
войной в портах противника.
Закреплялось, что торговое
судно, которое не могло
выйти из неприятельского
порта немедленно или
по истечении установленного
срока, или которому
выход не был разрешен,
не может быть конфисковано -
оно задерживается и
возвращается собственнику
после войны. Торговые
суда, застигнутые войной
в море, подлежали задержанию,
но также не могли быть
конфискованы.
Конвенция
об обращении торговых
судов в военные
закрепляла требования,
при выполнении которых
торговое судно, обращенное
в военное (приспособленное
для ведения морской
войны и т.д.), могло наделяться
правами и обязанностями
военного судна, если
оно находилось “под
прямой властью, непосредственным
контролем и ответственностью
Державы, флаг которой
оно несет”, имело отличительные
знаки военных судов
своей национальности;
командир корабля состоял
на государственной
службе и значился в
списке офицеров военного
флота; экипаж был подчинен
правилам военной дисциплины,
соблюдал в своих действиях
законы и обычаи войны;
судно находилось в
списке судов военного
флота. Эти требования
позволяли провести
различие между собственно
военно-морскими силами
и пиратскими или “незаконно
военными” судами, на
которые должен был
распространяться иной
правовой режим.
Конвенция
о постановке подводных,
автоматически взрывающихся
от соприкосновении
мин
давала определение
различного рода морских
мин и порядок их применения.
Конвенцию предлагалось
подписать на 7-летний
срок. Ее настойчиво
проводили представители
Великобритании, но
она не была принята
Россией и Германией.
Норма,
запрещающая бомбардировать
морскими силами незащищенные
порты, города, селения,
жилища и отдельные
строения, была закреплена
в Конвенции
о бомбардировке морскими
силами во время войны.
Однако такой запрет
не распространялся
на военные укрепления,
учреждения, склады
оружия и т.д., которые
могли использоваться
неприятелем для нужд
армии и флота, и военные
суда, находившиеся
в порту. В конвенции
была прописана возможность
бомбардирования незащищенных
портов, городов, селений,
жилищ и строений после
специального предупреждения
или оповещения, если
местные власти откажутся
подчиняться реквизициям
продовольствия или
запасов, необходимых
в данное время для нужд
морского флота, находившегося
перед этим местом. Были
также закреплены условия
проведения реквизиций.
Конвенция
о применении к морской
войне начал Женевской
конвенции 1864 года стала
прямым следствием тех
изменений, которые
были приняты на Женевской
конференции 1906 г. при
пересмотре конвенции 1864
г. об улучшении участи
раненых во время войны.
Конвенция
о некоторых ограничениях
в пользовании правом
захвата в морской войне предусматривала
неприкосновенность
почтовой корреспонденции
на море, освобождение
от захвата рыбачьих
судов и освобождение
от плена экипажей неприятельских
торговых судов.
Много
разногласий вызвала Конвенция
об учреждении Международного
призового суда.
Основной проблемой
было отсутствие соглашения
между заинтересованными
государствами относительно
важнейших положений,
связанных с обжалованием
решений национальных
призовых судов, порядком
установки и снятия
блокады, борьбой с контрабандой,
досмотром, обыском
и т.д. Государствам
так и не удалось достигнуть
единых подходов, и данная
сфера общественных
отношений осталась
неурегулированной.
Вскоре, в 1908-1909 гг. в
Лондоне прошла Военно-морская
конференция, на которой
удалось найти по этим
неурегулированным
вопросам решения и
воплотить их в Декларации,
касающейся законов
морской войны. К сожалению,
Декларация не была
ратифицирована; а поскольку
из-за нее осталась не
ратифицированной также
Конвенция об учреждении
Международного призового
суда, то он так никогда
и не был создан.
Конвенция
о правах и обязанностях
нейтральных держав
в морской войне
определяла положение
военных судов воюющих
держав в портах нейтральных
держав. Из всех международных
актов, составленных
в Гааге, эта конвенция
имела наиболее существенное
значение для русского
флота, поскольку в ходе
русско-японской войны
русский флот оказался
“бесприютным на просторах
океанов”. На ее составление
ушло более 3 месяцев
напряженных прений.
В итоге было существенно
модернизировано действовавшее
тогда английское правило
о 24-часовой стоянке
военных судов в нейтральных
портах, и оговорен ряд
отступлений от этого
срока - в сторону его
увеличения, в частности,
для погрузки угля.
ЖЕНЕВСКИЕ
КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ
ЖЕРТВ ВОЙНЫ 1949 Г. И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ПРОТОКОЛЫ К НИМ 1977 Г.
Информация о работе Схема по вопросам Гаагского и Женевского права