Правовые семьи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 22:01, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – выявление особенностей правовых семей мира. Исходя из этой цели, возникают следующие задачи: рассмотрение понятий правовой системы и правовой семьи, рассмотрение различных подходов к классификации правовых семей, изучение особенностей романо-германской, англосаксонской правовых семей, изучение особенностей семьи религиозного права, а также особенностей семьи социалистического права.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
I.СУЩНОСТЬ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ 4

1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи 4

1.2 Классификация правовых систем 5

II. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 7

2.1 Особенности романо-германской правовой семьи 7

III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 10

3.1 Особенности англосаксонской правовой семьи 10

IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПРАВА 13

4.1 Особенности мусульманского права 13

4.2 Особенности иудейского права 15

V. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 18

5.1 Особенности социалистической правовой семьи 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Астраханский Государственный Университет.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Кодификация права, начавшаяся в странах Западной Европы в Средние века,   сильно повлияла на характер и процесс развития романо-германского права. Кодификация романо-германского права выделяется тем, что имеет глубокие и прочные исторические корни, проявляется как своеобразная юридическая техника, имеет глобальный характер и свою собственную идеологию.  Суть идеологии заключалась в том, чтобы, преобразуя, а иногда и аннулируя существующее на данный момент право, создать новую правовую реальность. Положительная роль кодификации заключалась в том, что благодаря ей исчезли многочисленные юридические архаизмы и множественность обычаев, мешавших практике.  Недостатки  ее в следующем: она упустила университетскую традицию «обучить поискам справедливого права, предложить право – образец,  а не систематизацию или комментарии права той или иной страны»; способствовала юридическому позитивизму, усиленному национализмом.

В системе  романо-германского права четко  проведены различия между гражданским  и коммерческим правом. Во Франции и некоторых других странах это привело к возникновению коммерческих судов и созданию актов коммерческого права. Наряду с гражданскими кодексами есть и торговые, например, в Бельгии (1807 г.), в Германии (1897 г.), во Франции (1807 г.), в Австрии (1862 г.) и многих других странах.

Одной из наиболее явных особенностей  романо-германской правовой семьи является становление и развитие романо-германского права на основе права римского. Следующая особенность состоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, то особую значимость имеет закон. Романо-германское право четко делится на частное и публичное, оно имеет ярко выраженный кодифицированный характер. В системе романо-германского права четко проведены различия между гражданским и коммерческим правом, наряду с гражданскими кодексами есть и торговые. 

III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ  ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

3.1 Особенности англосаксонской  правовой семьи

Право англосаксонской семьи было создано в Англии после норманнского завоевания. В настоящее время данная семья включает в себя правовые системы почти всех англоязычных стран. Датой создания англосаксонского права принято считать XIII век, когда королевские суды начали заседать в Вестминстере. В начале XVII века был достигнут компромисс между судами общего права и судом  лорда-канцлера. В XIX и XX веках  английская юриспруденция уделяла большое внимание материальному праву, на основе которого осуществилась систематизация  решений общего права. Во второй половине XIX века устранены формальные различия между судами общего права и канцелярскими судами справедливости. В XX  веке в общем праве возросла роль законов и регламентов.

В основу права англосаксонской семьи  изначально были заложены решения королевских судов. Конечно, законы, принимаемые парламентом, играют важную роль, но уже в процессе   подготовки и принятия парламентских актов обязательно учитываются уже существующие судебные решения.  Однако ошибочно полагать, что существует приоритет «судейских» норм перед статутными и конституционными нормами

С конца XIII века и до первой половины XVI систематически  издавались  в специальных «Ежегодниках» судебные отчеты. В XVI веке они были заменены частными отчетами, а в XIX веке «Судебными отчетами», в которых публиковались  судебные прецеденты. В связи с доминирующей ролью прецедентного права в англосаксонской семье  законодательство  входящих в нее стран до  XIX века представляло собой гору неупорядоченных и плохо согласованных между собой  правовых норм [5].

В отличие  от романо-германской семьи, англосаксонская  испытала слабое влияние римского права. Последнее имело   преимущественно частный характер, поэтому не могло быть использовано королевскими судами.  В Англии  существовали местные традиции и обычаи, которые были несовместимы с  нормами, институтами, доктринами и принципами римского права, а потому препятствовали его укоренению. Эволюционное развитие Англии не вызывало необходимости перенимать римское право.

Относительно  слабое развитие законодательства давало  возможность судам формировать в процессе своей деятельности не только нормы материального, но и процессуального права , уделять повышенное внимание не столько  самому судебному решению, сколько порядку и процедуре его принятия.  Вплоть до XIX века главным для английского юриста было найти форму иска обращения в Королевский суд  для избежания  тех препятствий процедурного характера, которые могли встретиться ему на этом пути. Самая большая трудность состояла в возбуждении самого судебного процесса. Следовательно, для всех юристов англосаксонской семьи аспекты  процессуального права особенностями развития  государственно-правовой жизни Англии и других стран  все больше выдвигались на второй план.

Судебная  власть Англии и ряда других стран  англосаксонской правовой семьи довольно действенна и самостоятельна. Эта власть обладает прерогативой в процессе создания не только материального права, но и судебных процедур. Суды обладают неоспоримым правом осуществления правосудия. На суды возлагаются широкие и действенные полномочия, позволяющие оказывать огромное влияние на процесс развития правовой системы, на само общество и государство.

В отличие  от других правовых семей, судебный процесс  в странах англосаксонской правовой семьи носит  обвинительный характер.  В соответствии с уголовно-процессуальными и гражданско-процессуальными нормами обязательства по сбору доказательств налагаются на участников процесса, а суд  остается нейтральным, заслушивает и оценивает аргументы обеих сторон[6].

Англосаксонская правовая семья, или семья «общего  права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское  право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное. Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от  других ветвей государственной власти. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

IV. СЕМЬЯ РЕЛИГИОЗНОГО  ПРАВА

4.1 Особенности мусульманского  права

Мусульманское право представляет собой систему норм, выражающих в религиозной форме волю и интересы религиозной знати, которые изначально санкционировались и поддерживались демократическим мусульманским государством. Сложившись еще в VII – X веках в период становления и развития феодальных отношений в Арабском халифате, мусульманское право неизменно выступает как одна из сторон ислама.

Согласно  догмам ислама, мусульманское право  происходит от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества через пророка  Мухаммеда, личность которого занимает важное место в религиозной доктрине ислама.

Основной  источник – Коран, главная священная  книга мусульман, в которой собраны  в основном заповеди общего характера  относительно молитвенных ритуалов, поста, паломничества. Мусульманские юристы не воспринимают Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса права, так как отдельные положения, содержащиеся в нем, недостаточны для кодификации. Коран является моральной и религиозно-философской основой мусульманского права. Большинство норм Корана очень обширно и неимперативно: это оставляет огромные возможности для проявления в установленных ими религиозных рамках правовой инициативы[7].

Также важнейшим источником является Сунна – сборник адатов, традиций относительно действий и высказываний Мухаммеда, обработанных известными в VII – IX века богословами и юристами. Сунна – своеобразный итог толкования Корана, она не содержит каких-либо ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон.

Иджма – согласованное заключение древних  правоведов об обязанностях правоверных. Она выступает в качестве своеобразного  способа восполнения пробелов в  мусульманском праве в тех  случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

В юридической  литературе относительно мусульманского права говорится об ограниченном характере аналогии.

Согласно  теории мусульманского права государство  не может создавать право, законодательствовать. В лице своего главы оно может  лишь издавать административные акты и следить за правильным осуществлением правосудия.

Приспособление  мусульманского права к изменяющимся условиям происходило не только при помощи актов суверена, но и при помощи обычаев, соглашений, юридических стратагем и фикций. Не все обычаи согласуются с мусульманским правом, те же, которые согласуются, дополняют его и расширяют сферу его применения. Так же, как и обычаи, соглашения не являются источниками права, однако играют важную роль в его эволюции. Суть стратагем и фикций заключается в том, чтобы учитывать прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права.

В последнее  время в сферах, которые не затрагивают  персональный статус (лицо, семью, наследование), применение норм мусульманского права уступило место применению норм, заимствованных в романо-германской или англосаксонской семьях. Во многих мусульманских странах вестернезированы конституционное, административное, уголовное, трудовое права. В связи с этим произошел упадок традиционных судов. Для применения шариата, как и для применения современных кодексов, теперь приходится обращаться к юристам, получившим западное образование. Это ситуация угрожает мусульманскому праву гораздо больше, чем принятие кодексов.

4.2 Особенности иудейского  права

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началом становления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно I век до н. э.

В научной  литературе существует несколько вариантов  деления всей истории развития еврейского общества, государства и правовой системы на этапы. Например, Д. Рид  выделяет пять периодов: «эпоха левитов» (до середины I века до н. э.), «эпоха фарисеев» (II век до н. э. – II век н. э.), «эпоха талмудистов» (II век – XVIII век), «промежуточный» период (XIX век) и «эпоха сионизма» (с XX века)[8].

В развитии иудейского права существовали противоречия, возникающие из-за множественности  религиозных течений и доктрин, из-за внутриполитической раздробленности  древних иудеев. Противоречия также  были связаны с внешним противодействием развитию иудейского права и с открытой борьбой иудаизма  с другими религиями. Древние иудеи очень враждебно относились к язычеству и исповедующим его народам, что, конечно же, порождало ответную реакцию.

Иудейское право  - комплекс обязанностей, охватывающий все аспекты еврейской жизни. В первую очередь, этот комплекс относится к нормам публичного права. По отношению к иудейской вере главной обязанностью для иудея является строгое соблюдение религиозных канонов и верность Богу. Есть группа обязанностей, связанных  с обязательным соблюдением религиозных праздников. Существуют обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим их соблюдением.

Иудейское право имеет специфические функции. Прежде всего, это функции, связанные  с формированием еврейского сообщества и поддержанием его в духовно-нравственном и религиозном единении. Иудейское право влияет на экономическую, политическую, социальную сферы жизни общества. Существует группа функций, которая связана с воздействием на современное израильское право.

В отличие от других правовых систем, иудейское право определенным образом воздействует, но не регулирует прямо все общественные отношения израильского общества. Основным объектом регулирования являются брачно-семейные отношения.

Иудейская правовая система имеет следующие источники права: Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, правовая доктрина. Библия – сборник религиозных сочинений разных периодов и разного характера с VIII века до н. э. по II век н. э., состоящая из двух частей – Ветхого и Нового Заветов.  Талмуд – свод толкований Ветхого завета и предписания (религиозные, нравственные, бытовые), основанные на этих толкованиях. Важными источниками являются религиозные традиции и обычаи, влияющие непосредственно на иудейское общество и регулирующие общественные отношения через нормы светского права. Доктрина – один из древнейших источников, представляет собой писания богословов, раввинские идеи относительно толкования библейских текстов.

Информация о работе Правовые семьи в современном мире