Правовой статус космонавтов в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования являлось изучение правового статуса космонавтов в международном праве.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучить понятие и характеристику данной темы в составе мп; рассмотреть формирование и развитие космического права в России; исследовать правовой статус космонавта.
Объектом исследования являются космические объекты и субъекты Российской Федерации.
Предметом исследования является правовой статус космонавтов в международном праве.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Остальные деяния могут рассматриваться как деликты, возникающие в результате нарушения иных, чем основные принципы, норм международного права. Деликтом являются деяния, нарушающие положения Конвенции о регистрации 1975 г. (например, несообщение Генеральному секретарю ООН и международному сообществу сведений об экспедициях на небесные тела; нерегистрация запущенного в космос объекта; непредставление МАГАТЭ сведений об аварии и возможном заражении Земли радиоактивными материалами).

     Особенности института ответственности в отрасли космического права обусловлены особыми характеристиками космоса, в первую очередь - признание его территории зоной особого риска как относительно Земли, так и относительно находящихся в нем космических объектов.

     Основным субъектом ответственности за космическую деятельность является государство. В случае участия в ней межгосударственной организаций ответственность наравне с ней несут государства - члены организации.

     Государство несет ответственность за деятельность в космосе своих граждан, национальных юридических лиц.

     Государство или международная межгосударственная организация имеют право на возмещение ущерба со стороны государств причинителей и даже третьих государств, если ущерб, причиненный космическим объектом, представляет серьезную угрозу для окружающей космической среды или жизни людей либо может серьезно ухудшить условия жизни населения (ст.4 Конвенции об ответственности 1972 г.).

     Претензия за ущерб предъявляется потерпевшей стороной как государству регистрации, так и любому (любым) участнику запуска. Таким образом, предполагается, что: а) ущерб возмещается на солидарной основе, б) возможно использование регрессного иска.

     В случае если причинителем ущерба оказывается межгосударственная организация, ответчиками будут также ее государства-члены. Такой порядок, установленный Конвенцией об ответственности 1972 г. обеспечивает интересы истца.

     8. Государство, ведущее деятельность в космосе, имеет право допустить к ней своих физических лиц и их объединения, однако при этом оно не только имеет право защищать их интересы, но и обязано нести ответственность за их действия. 9.

 

4. Сотрудничество  России и США  в области космической  деятельности в  настоящее время.  Проблема квот.

 

     Первое  Соглашение относительно международной  торговли в области коммерческих услуг по космическим запускам было подписано в Вашингтоне 2 сентября 1993 г. Оно разрешало России выполнить до 2000 года восемь коммерческих запусков в дополнение к запуску Inmarsat 3, контракт о котором был на тот момент уже подписан.

     Квоты на коммерческие запуски были выделены России взамен непередачи Индии технологии производства криогенных ракетных двигателей.

     29-30 января 1996 года в Вашингтоне было  подписано новое межправительственное  Соглашение о внесении изменений  в Соглашение 1993 года, повышающее российскую квоту в запусках спутников на геостанционную орбиту с 1+8 до 1+19, то есть до той величины, на которую хватало технических мощностей производителей “Протона” с учетом федерального заказа. Соглашение 1996 года состояло из 3 слагаемых: один запуск Inmarsat 3, соглашение о котором было подписано до введения квот, 15 запусков в безусловном порядке, четыре условных запуска. Разрешение на последние должно было быть дано при условии, что рынок коммерческих запусков в 1998-1999 гг. не “провалится” до 12-13 запусков. Что касается условных запусков, то Госдепартамент США, похоже, не собирается давать на них разрешение. Поэтому последний запуск в рамках квот 1996 года был запланирован на сентябрь 1999 года (спутник LMI-1 производства Lockheed Martin для совместного предприятия Lockheed Martin Intersputnik). За прошедшие годы цены на “Протон” удерживались в диапазоне мировых и даже порой выдвигались обвинения в их черезмерном завышении. Тем не менее, по мнению руководства ILS и многих лиц в правительстве США, производитель “Протона” – Центр Хруничева “играет по правилам”.

     Число заказов на запуск спутников растет, поэтому ILS хотело бы полной отмены квот на запуски “Протонов”. Но и в  Конгрессе, и в Правительстве  США есть и те, кто стоит против отмены квот, увязывая этот вопрос с распространением Россией ракетно-ядерных технологий. ILS очень рассчитывало не успех встречи в Вашингтоне Гора и Примакова.

     Lockheed Martin вел последний год (после  аналогичной неудачи рассмотрения  вопроса по квотам в феврале 1998 года во время встречи А. Гора и В. С Черномырдина) разъяснительную работу о негативном характере квот и их негативном влиянии. Был уже достигнут немалый успех в понимании проблемы квот в Конгрессе и правительстве США. При этом ILS руководствовалось принципом, что заказчики ILS вправе знать честную, объективную и достаточно полную информацию о проблеме квот.

     На  настоящий момент, как и год  назад, сложилась достаточно сложная  политическая Ситуация. Проблема по квотам развивается на фоне сложных взаимоотношений между правительствам США и Конгрессом, правительствами США и России. В последнее время сюда добавились и острые разногласия между США и Россией по косовской и чеченской проблемам.

     Однако Lockheed Martin было убеждено в позитивном решении проблемы квот. Многие конгрессмены правильно реагируют на эту проблему и стоят на стороне Lockheed Martin и ILS. Они понимают, что нельзя увязывать такие разные проблемы, как квоты и распространение ракетно-ядерных технологий воедино. Достигнуто весьма немалое понимание в устранении этой увязки.

     Для убеждения Lockheed Martin использует следующую  аргументацию: “Вся ракетно-космическая  отрасль США и Lockheed Маrtin в частности  против распространения ракетно-ядерных  технологий”. Необходимо четко сказать, кто и в чем виноват в этой области, и разбираться именно с ними. Партнеры Lockheed Martin к этим проблемам отношения не имеют и, следовательно, незачем прибегать в их отношении к санкциям. Необходимо проявлять внимание к тем, кто не виноват. Коммерческим использованием “Протона” в ILS занимается отдел Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE). Работа этого отдела, по мнению ILS, редкий пример огромного успеха российско-американского сотрудничества.

     “Протон”  показал свою полезность для США  на коммерческом рынке запусков. После  катастрофы “Челленджера” США утратили свои лидирующие позиции в области запусков ИСЗ. Ранее для этого использовались шаттлы, однако специальным распоряжением Президента США было запрещено использовать многоразовые корабли для коммерческого “извоза”. После ухода с рынка американских шаттлов лидерство здесь захватила европейская PH Ariane. Приход на рынок “Протона” позволил изменить соотношение сил. Если теперь “Протон” уйдет с рынка, то многие заказчики, в том числе и американские, опять перейдут к другим подрядчикам. Поэтому сдача позиций в этой области скажется на многих других направлениях, даже на обороноспособности США.

     Вопрос  о квотах является краеугольным камнем в российско-американском сотрудничестве в области космоса. Самым оптимальным  для ILS и российской стороны было бы решение о полной отмене квот. Отмена квот не приведет ни к каким потрясениям рынка, а лишь придаст уверенности потенциальным заказчикам. В случае полного запрещения коммерческих запусков на “Протоне”, серьезно пострадают американские фирмы – производители спутников и американские фирмы, предлагающие услуги спутниковой телекоммуникации. Впрочем, это будет и ударом по отечественной космонавтике, который может окончательно добить ее.

 

Заключение

 

     Обобщая результаты исследования, мы можем сказать, что основными источниками международного космического права являются международные договоры. А именно - Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. (Конвенция об ответственности), Конвенция о регистрации объектов, запущенных в космическое пространство, 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. (Соглашение о Луне), региональные и двусторонние соглашения между государствами, между государствами и международными организациями. Космическое право обладает следующими особенностями: оно дает человечеству возможность выйти за пределы земной среды в интересах дальнейшего прогресса цивилизаций; в отличие от сухопутной территории, Мирового океана и воздушного пространства, космическое пространство не поддается разделению на какие-либо зоны в процессе его использования; космическое пространство представляет особую опасность для деятельности в нем человека; в космосе и на небесных телах действуют физические законы, существенно отличающиеся от земных. К особенностям космической деятельности следует отнести то, что она осуществляется с помощью принципиально новых средств ракетно-космической техники; использование космоса в военных целях представляет собой ни с чем не сравнимую опасность.

 

Список использованной литературы

 

1. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - 295 с.

2. Международное публичное право: учеб. / Л.П. Ануфриева, М43 Д.К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 784 с.

3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, 27 января 1967 года).

4. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 года).

5. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14 января 1975 года).

6. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 года).

7. Чепурнова Н.М. Международное право: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. - С.216

8. И.М. Хужокова. Международное право. Краткий курс. Издательство: Окей-книга, 2009 г., 128 стр.

9. Б.Л. Зимненко. Международное право и правовая система Российской Федерации. Особенная часть. Издательство:, Статут, 2010 г., 544 стр

10. Международное право. Издательство: Закон и право, 2010 г., 456 стр.

11. О.В. Буткевич. У истоков международного права. Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008 г., 896 стр.

12.Г.И. Тункин. Теория международного права. Издательство: Зерцало, 2009 г., 416 стр.


Информация о работе Правовой статус космонавтов в международном праве