Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:08, контрольная работа
В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1.1 ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПОРЯДОК ИХ СОЗДАНИЯ…………………………………………….…..…4
1.2 ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………..19
1.3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………...…....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1 Понятие, классификация международных организаций и порядок их создания…………………………………………….…..…
1.2 ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………..19
1.3 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
ВВЕДЕНИЕ
В современных международных отношениях непрерывно растет роль международных организаций. Следствием объективных тенденций развития человеческого общества является увеличение числа таких проблем, которые народы одной страны не в состоянии решить самостоятельно, не прибегая к постоянному сотрудничеству с другими народами в рамках международных организаций. Необходимость такого сотрудничества очевидна не только для государств, обладающих недостаточными естественными богатствами, малым экономическим и людским потенциалом,- без него сегодня не могут обойтись и самые крупные государства.
Объективное развитие цивилизации, в основе которого лежит технический прогресс, способствует расширению взаимных межгосударственных контактов. Рост экономики, культурное развитие, социальный прогресс и даже само существование народов в современных условиях невозможны без организованного, мирного сотрудничества максимально возможного числа государств.
В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
1. Понятие, классификация международных организаций и порядок их создания
Международная организация — учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах. Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется «Объединенные Нации». Все это не влияет на статус организаций.
[1]. Любая международная организация обладает следующими шестью признаками.
1. Создание в соответствии с международным правом.
Если международная организация создана неправомерно или ее деятельность противоречит международному праву, то учредительный акт такой организации должен быть признан ничтожным и действие его прекращено в кратчайший срок.
Международный договор или любое из его постановлений недействительны, если их исполнение связано с каким-либо действием, являющимся согласно международному праву неправомерным.
2. Учреждение на основе международного договора. Как правило, международные организации создаются на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Объектом такого договора является поведение субъектов (сторон договора) и самой международной организации.
Сторонами учредительного акта являются суверенные государства. Однако в последние годы полноправными участниками международных организаций являются также межправительственные организации. Например, Европейский Союз является полноправным членом многих международных рыболовных организаций.
Международные организации могут быть созданы в соответствии с резолюциями других организаций, имеющих более общую компетенцию.
3. Осуществление сотрудничества в конкретных областях деятельности.
Международные организации создаются для координации усилий государств в той или иной области.
Международные организации призваны объединять усилия государств в политической (ОБСЕ), военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МБРР, МВФ), социальной (МОТ) и во многих других областях. Вместе с тем ряд организаций уполномочен координировать деятельность государств практически во всех областях (ООН, СНГ).
Международные организации становятся посредниками между государствами – членами.
4. Наличие соответствующей организационной структуры. Этот признак является одним из важных признаков наличия международной организации. Он как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает ее от многочисленных других форм международного сотрудничества, Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и необходимую систему главных и вспомогательных органов. Высшим органом является сессия, созываемая один раз в год (иногда один раз в два года). Исполнительными органами являются советы.
Административный аппарат возглавляет исполнительный секретарь (Генеральный директор). Все организации имеют постоянные или временные исполнительные органы с различным правовым статусом и компетенцией.
5. Наличие прав и обязанностей организации. Права и обязанности любой организации в общей форме закреплены в ее учредительном акте, резолюциях высших и исполнительных органов, в соглашениях между организациями. Эти документы закрепляют намерения государств-членов, которые далее должны быть имплементированы соответствующей международной организацией. Государства вправе запретить организации предпринять те или иные действия, и организация не может превысить свои полномочия. Например, ст. 3 (5 «С») Устава МАГАТЭ запрещает Агентству при выполнении своих функций, связанных с предоставлением помощи своим членам, руководствоваться политическими, экономическими, военными или иными требованиями, несовместимыми с положениями Устава этой организации.
6. Самостоятельные международные права и обязанности организации. Именно сама организация как субъект международного публичного и частного права вправе избрать наиболее рациональные средства и методы деятельности. В этом случае государства-члены осуществляют контроль за тем, правомерно ли организация использует свою автономную волю.
Характерные черты организации: создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут); система постоянно действующих органов; автономный статус и соответствующие функции.
Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
Вместе с тем сегодня существуют и наднациональные, надгосударственные организации. Таким организациям государствами передано осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений.
Наднациональными полномочиями обладает Европейский союз. При этом наднациональные полномочия ограничены определенными областями. Распространение этих полномочий на все сферы жизни государств означало бы преобразование наднациональной организации в федеративное государство. Некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные организации, хотя, в общем, таковыми не являются. Довольно жестко обеспечивают соблюдение своих норм такие организации, как Международный союз электросвязи (МСЭ) или Международная организация гражданской авиации (ИКАО) (Россия участвует в обеих организациях). Нарушение правил, выработанных этими организациями, практически означает невозможность ведения соответствующей деятельности в международном масштабе
Учредительный акт организации является международным договором. В силу этого к нему применяется право международных договоров. Вместе с тем устав — это договор особого рода. Согласно Венским конвенциям о праве договоров 1969г. и 1986г. их положения применяются к договору, являющемуся учредительным актом организации, без ущерба для любых соответствующих правил данной организации.
Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.
Специфика устава как договора относится, прежде всего, к порядку участия и прекращению участия.
Совершенно особое положение в международном праве занимает Устав ООН, который рассматривается как своеобразная конституция мирового сообщества. Согласно Уставу в случае противоречия ему других обязательств государств-членов преимущественную силу имеют обязательства по Уставу ООН (ст. 103).
Как отмечалось выше, в современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии[2]. Многочисленные международные организации играют в современных международных отношениях все более активную роль. Среди этих организаций различают межправительственные, в которых участвуют непосредственно государства, и неправительственные международные организации, объединяющие национальные организации или отдельных лиц из нескольких государств.
Для современных международных организаций характерны дальнейшее расширение их компетенции и усложнение структуры.
Термин «международные организации» употребляется, как правило, применительно и к межгосударственным (межправительственным), и к неправительственным организациям. Однако их юридическая природа различна. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация — это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Такие организации являются субъектами международного права.
Впервые термин «международная межправительственная организация» был употреблен в п.1 ст.2 Устава Международного института унификации частного права (УНИДРУА).
Так, для классификации международных организаций могут быть применены различные критерии. По характеру членства они делятся на межгосударственные и неправительственные.
Международные неправительственные организации, будучи особой формой международного общения, являются предметом изучения и исследования различных научных дисциплин — международного права, политической науки, истории, социологии и т.д. Начиная с 1970-х годов исследования неправительственных организаций оформляются в относительно самостоятельное комплексное научное направление, хотя, вплоть до сегодняшних дней, МНПО рассматривают и в контексте исследований международных межправительственных организаций. Это связано прежде всего с тем, что до 1990-х годов неправительственным организациям отводилась второстепенная роль по сравнению с международными межправительственными организациями.
Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и/или юридических лиц (например. Ассоциация международного права, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная федерация научных работников и др.).
Обратимся к вопросу о возникновении и эволюции неправительственных организаций. Как отмечают некоторые исследователи, «тенденция развития международного сотрудничества по негосударственной линии наметилась еще в глубокой древности, хотя в ту пору оно и имело весьма ограниченные масштабы: определялись места традиционных торговых ярмарок, происходили встречи ученых и т.д.». Как следствие возрастающие потребности в международном общении привели к тому, что количество неправительственных контактов множилось, а формы их усложнялись и видоизменялись.
В соответствии с Резолюцией ЭКОСОС 288 В (X) 1950г. термин «неправительственная» подразумевает «любую международную организацию, не учрежденную на основании межправительственного соглашения»[3].
Можно выделить несколько критериев, которым должны отвечать международные неправительственные организации.
Во-первых, организация должна иметь некоммерческий характер. В ООН некоммерческий характер подразумевается в силу требования о финансировании организации самими членами или добровольными взносами. Тем не менее, формально некоммерческие организации, объединяющие представителей бизнеса, лоббирующих коммерческие интересы, признаются в качестве МНПО и Советом Европы, и ООН. Так, Международный морской форум нефтедобывающих компаний активно сотрудничает с ООН и Международной морской организацией в качестве МНПО.
Во-вторых, организация не должна использовать или пропагандировать насильственные методы. Соответственно, не признаются МНПО освободительные движения, воюющие или восставшие стороны и прочие вооруженные группировки, даже если их действия легитимны по международному праву (Организация освобождения Палестины, Народная организация Юго-Западной Африки (СВАПО)).