Понятие и виды международных правонарушений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 06:39, контрольная работа

Краткое описание

Международное правонарушение представляет собой противоправное общественно опасное с точки зрения международного сообщества деяние субъекта международного права, выражающееся в действиях (бездействии) его органов или должностных лиц, нарушающее международно-правовые обязательства.

Оглавление

1.Теоретический вопрос:
Понятие и виды международных правонарушений:
1.1 Международные преступления……………………………………………... 3
1.2 Преступления международного характера………………………………… 6
2.Дайте определения терминам…………………………………………………10
3. Проанализируйте Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года…………………………………………..11
4. Заполните таблицу…………………………………………………………….13
5. Решите тестовые задания……………………………………………………..14
6. Задача…………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………...17

Файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

Захват заложников. Это деяние, как и посягательство на лиц, пользующихся международной защитой, характеризуется как опасный акт международного терроризма. Первоначально международное право осуждало взятие заложников из числа гражданских лиц лишь в связи с вооруженными конфликтами;

соответствующие нормы были включены в Конвенцию о защите гражданского населения 1949 г. и в дополнительные протоколы 1977 г.

Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., к которой СССР присоединился в 1987 г,., следующим образом квалифицирует это деяние (ст. I): любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжать удерживать его для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию или какое-либо физическое или юридическое лицо совершить какой-либо акт в качестве условия для освобождения заложника, "совершает преступление захвата заложников"; преступными признаются также попытка такого захвата и участие в захвате в качестве сообщника. Поскольку речь идет о преступлении международного характера, в ст. 13 оговорено, что Конвенция не применяется в тех случаях, когда преступление совершено в пределах одного государства, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами этого государства и когда предполагаемый преступник находится на территории этого государства. Оговорка данной статьи определяет рамки сотрудничества государств в борьбе с таким деянием, однако не препятствует государству предусмотреть в своем уголовном законодательстве ответственность за любые акты захвата заложников.

Пример. Теракт на мюнхенской Олимпиаде (Мюнхенские убийства, Олимпийский теракт) был совершён во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году членами радикальной палестинской организации «Чёрный сентябрь».

Жертвами теракта стали 11 членов израильской олимпийской сборной (4 тренера, 5 участников соревнований и двое судей), а также 1 немецкий полицейский.

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Незаконные операции с наркотиками на протяжении многих десятилетий были объектом международно-правового воздействия. Применяемые ныне Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. и Конвенция о психотропных веществах 1971 г. охватывают широкий спектр правового регулирования, включая меры контроля над этими средствами и веществами, меры борьбы против таких правонарушений, как культивирование и производство, хранение, продажа, покупка, ввоз и вывоз наркотических средств и психотропных веществ в нарушение существующих правил. Новый международно-правовой акт - Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, принятая в 1988 г. и подписанная СССР 19 января 1989 г., - провозглашает искоренение незаконного оборота коллективной обязанностью государств. В ст. 3 дан подробный перечень действий, преднамеренное совершение которых квалифицируется как уголовное преступление. В числе наиболее серьезных - производство, изготовление, экстрагирование, распространение, продажа, поставка на любых условиях, переправка, транспортировка, импорт или экспорт любого наркотического вещества или психотропного средства в нарушение Конвенций 1961 и 1971 гг., которые сохраняют силу, а также культивирование опийного мака, кокаинового листа, растения каннабис в целях незаконного производства наркотических средств и др. Противоправными считаются публичное подстрекательство или побуждение других к совершению подобных правонарушений, вступление в преступный сговор с целью совершения таких действий.

В международной практике, например в Японии, распространен такой метод контрабанды, называемый морской сделкой, когда наркотики, доставленные из-за рубежа грузовыми и рыболовными судами, передаются на японское судно в открытом море[1]. 

Российское уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за такие деяния, как незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку либо сбыт наркотических, средств или психотропных веществ, за их хищение, за склонение к их потреблению, за незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 228:—231 УК РФ). Комплексное значение имеет федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах от 8 января 1998 г. Он устанавливает основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ ив области противодействия их незаконному обороту. Регламентация сопровождается отсылками к международным конвенциям.

Незаконный захват воздушного судна. Акты незаконного захвата или осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в полете, как отмечено в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов, угрожают безопасности лиц и имущества, серьезно нарушают воздушное сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность гражданской авиации. Преступление характеризуется в ст. 1 следующим образом: незаконные, путем насилия, угрозы применения насилия либо иной формы запугивания, захват воздушного судна или осуществление над ним контроля, предпринятые любым лицом на борту воздушного судна, находящегося в полете, а также попытка совершить одно из указанных действий или соучастие в нем. Для целей Конвенции судно считается находящимся в полете с момента закрытия всех внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки.

Конвенция применяется только в том случае, если место взлета или место фактической посадки воздушного судна, на борту которого совершено преступление, находится вне пределов регистрации такого судна; при этом не имеет значения, совершало судно международный или внутренний полет. Однако норма об условиях применения Конвенции ни в коей мере не ограничивает государство в применении своего уголовного закона в тех случаях, когда все события происходят в пределах ^только этого государства. Так решен вопрос и в нашей стране:

уголовная ответственность не обусловлена отмеченными в Конвенции факторами, относящимися к сотрудничеству государств, затрагивает любые случаи захвата и угона воздушного судна, причем находящегося не только в полете, но и на земле. Ограничительные положения Конвенции не влияют на национальную юрисдикцию.

Первый случай захвата и угона самолета был зарегистрирован в 1931 г. в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 г.) этот вид незаконного вмешательства не пользовался особой популярностью у преступников. С 1931 по 1967 г. было отмечено всего 65 случаев захватов и угонов. И только начиная с 1967 г., когда по американскому континенту, а затем и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.

Наибольшее количество АНВ отмечено в период с 1970 по 1979 г. За эти 10 лет в мире зарегистрировано более 700 случаев захватов и угонов ВС, погибло более 1 100 человек, ранено более 1 тыс. человек. За этот же период зарегистрировано более 10 тыс. угроз в адрес воздушного транспорта[2].

 

 

2        Дайте определения терминам:

 

Субституция - 1) в наследственном праве указание (предназначение) дополнительного наследника (субститута) на случай, если основной умрет до открытия наследства или не примет его. При этом не имеет значения, входит ли субститут в круг наследников по закону. Он призывается и в случае, если основной наследник отстранен от наследования по причинам, предусмотренным законом; 2) в международном праве одна из форм материальной ответственности государств, разновидность реституции: замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств, художественных ценностей, личного имущества и т.п.

Наемник - лицо, добровольно (за вознаграждение) вступающее в вооруженную борьбу в защиту противоправных колониальных, расистских и иных подобных режимов, против национально-освободительных движений. Не является гражданином государства, участвующего в военных действиях, и не проживает (постоянно) на его территории. Н. - это уголовный преступник, не имеющий права на статус комбатанта или военнопленного.

Норма международного права -  юридически обязательное правило поведения государств и других субъектов международного права в их международных отношениях. Конвенционная (в отличие от обычной нормы) Н.м.п. является результатом согласования воль государств (других субъектов международного права), которые обязуются добровольно ее выполнять. Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств, Н.м.п. всеми субъектами составляет одну из характерных черт международного права как самостоятельной и особой правовой системы. Вместе с тем в необходимых случаях соблюдение Н.м.п. обеспечивается соответствующими мерами, принимаемыми индивидуально или коллективно самими субъектами международного права в соответствии с его общепризнанными принципами и Уставам ООН. Существуют два основных способа создания Н.м.п. и одновременно два основных его источника - международный договор и международно-правовой обычай. Обязательная юридическая сила договорных (конвенционных) и обычных Н.м.п. является одинаковой. Это закреплено практикой государств. Уставом ООН, Статутом Международного Суда ООН, Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г. Н.м.п. могут быть классифицированы по числу субъектов международного права (главным образом, государств), признающих данные нормы юридически обязательными для себя правилами поведения: универсальные, региональные, локальные. По объему и содержанию заключающихся в Н.м.п. предписаний они подразделяются на общие, т.е. определяющие коренные основы поведения государств (и других субъектов международного права) в международных отношениях, и специальные, регулирующие более узкие вопросы, относящиеся к отдельным отраслям международных отношений. Среди специальных норм выделяют индивидуальные нормы, регулирующие международные отношения по какому-либо отдельному вопросу и не создающие постоянных правил международного поведения. В дипломатической практике и международно-правовой литературе общие Н.м.п. нередко называют принципами международного права. К особой категории относятся общепризнанные нормы общего содержания, обладающие императивным характером

Воздушное судно  - согласно ст.32  Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ

Воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 килограмм, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 килограмм.

Сверхлегкое воздушное судно - воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 килограмм без учета веса авиационных средств спасания.

Чикагская конвенция (ст. 3) предусматривает деление  воздушных   судов  на гражданские и государственные. В основу такого деления положен субъект пользования и назначение  судна   Воздушные   суда , используемые органами власти для военной, таможенной и полицейской служб, относятся к государственным, все остальные – к гражданским.

Разоружение - комплекс мер, призванных прекратить наращивание средств войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию. Общая международно-правовая основа разоружения содержится в Уставе ООН, который относит "принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений", к числу "общих принципов сотрудничества в деле поддержания мира и безопасности".

 

3. Проанализируйте Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года.

 

  Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) подписан 26 мая 1972 года США и СССР. Срок действия договора не ограничивался.

Главным в Договоре было обязательство СССР и США ограничить свои системы ПРО двумя районами размещения: один - вокруг столицы каждого государства и один - в одном из позиционных районов пусковых установок МБР. СССР и США обязались не развертывать системы территориальных ПРО.

Кроме этого, Договором определено, что советская и американская системы ПРО будут размещаться на земле и могут быть только стационарными.

В Договоре содержится положение, запрещающее создавать, испытывать и развертывать системы и компоненты ПРО морского, воздушного, космического, а также мобильно-наземного базирования. Запрещается также размещать системы ПРО вне национальных территорий СССР и США. Запрещено создание многозарядных пусковых установок противоракет и средств скоростного перезаряжания ПУ противоракет.

Договором запрещено развертывание в будущем РЛС предупреждения о нападении МБР, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне. Впервые в многолетней истории борьбы за ограничение вооружений и разоружение оказалось возможным договориться об ограничении сложной системы новейшего оружия, способной оказывать сильное дестабилизирующее влияние на стратегическую стабильность в мире.

Обязательства сторон по Договору:

не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основу для такой обороны (статья 1);

иметь по одному району ПРО радиусом 150 км либо вокруг столицы, либо в районе размещения МБР (статья III). Такой район ПРО СССР имеет с центром в столице Москва, США - с центром на базе МБР Гранд Фокс (в каждом районе не более 100 пусковых установок и противоракет, а также ограниченное число РЛС ПРО);

не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования (статья У), то есть система ПРО должна размещаться на земле и быть стационарной;

разработки и испытания систем ПРО или их компонентов проводить только в пределах согласованных испытательных полигонов (статья 1У);

не развертывать радиолокационные станции (РЛС) предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне (статья VI);

Все основные положения Договора по ПРО имеют цель - запретить создание эффективной обороны против баллистических ракет, что объективно сдерживает рост стратегических наступательных вооружений (СНВ) и побуждает к договоренности об их сокращении. То есть, только при взаимной сдержанности в области ПРО можно сокращать СНВ. В этом суть взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. В этом главное предназначение Договора - уменьшить опасность возникновения войны с применением ядерного оружия. Договор по ПРО - является основой всего процесса контроля над вооружениями.

 

В то время соглашение по ПРО имело гораздо большее политическое, чем военное значение, однако оно облегчало решение задачи по дальнейшему ограничению и сокращению стратегических наступательных вооружений. Но уже тогда было ясно, что по мере развития противоракетных технологий и сокращений арсеналов СНВ роль Договора по ПРО будет неуклонно возрастать.

Позже, в июле 1974 года, по дополнительному протоколу к этому Договору, разрешалось иметь только одну такую систему: либо вокруг столицы, либо в районе пусковых установок МБР (для СССР — с центром в столице; для США — на базе Гранд-Форкс).

К сожалению США нарушили договор по ПРО, передав на территорию Норвегии РЛС «Глобус-2», испытанную в качестве элемента ПРО, и включив её в феврале 2001 года.

 

4. Заполните таблицу:

 

Участники вооруженных конфликтов

Комбатанты

Некомбатанты

- члены персонала частей и соединений сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил, а также внутренних войск (включая милицию или полицию), формирований службы государственной безопасности (только те военнослужащие, которые призваны непосредственно участвовать в боевых операциях),

- экипажи торговых морских судов и экипажи самолетов гражданской авиации, если они переоборудованы в военные,

-  участники военного ополчения,

- отрядов добровольцев,

-  личный состав организованного движения сопротивления (партизан) и население, 

Особый юридический статус установлен для парламентеров.   Парламентер и все сопровождающие его лица - знаменосец, трубач, барабанщик, переводчик - пользуются неприкосновенностью под прикрытием белого флага.

Правовое положение комбатанта не распространяется на военных шпионов (лазутчиков), в отличии от военных разведчиков.

Из-под покровительства норм международного права исключается наемники.

Не относятся -  военные советники и инструкторы, которые направляются в распоряжение какой-либо воюющей стороны на основе двусторонних международных договоров для оказания помощи в создании вооруженных сил принимающей стороны, подготовке для нее военных кадров или обучения существующих военных формирований и непосредственного участия в военных действиях принимать не должны.

Согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и Дополнительному протоколу I 1977 г. к этим конвенциям, к некомбатантам относятся:

- медицинский,

- интендантский персонал ( рабочие, служащие отделений Красного Креста, артисты и т.п.). ,

- военные юристы,

- корреспонденты,

-духовные лица.

 

 

Информация о работе Понятие и виды международных правонарушений