Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 14:02, контрольная работа
Данная тема является чрезвычайно актуальной, поскольку в последнее время во всем мире отмечается тенденция к созданию множества межгосударственных организаций наделяющихся различными задачами и наделяемых различной правосубъектностью. В связи с чем зачастую часто возникает вопрос являются ли данные организации субъектами международно – правовых отношений.
Целю моей контрольной работы является ответить на вопрос кто являются субъектами международного права; иными словами, кому принадлежат те права и обязанности, которые вытекают из норм, установленных международным правом.
Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена.
Внешне Ватикан (Святейший престол) обладает почти всеми атрибутами государства — небольшой территорией, органами власти и управления.
О населении
Ватикана, однако, можно говорить только
условно: это соответствующие
Вместе с тем Ватикан — не государство в социальном смысле, как механизм управления определенным обществом, им порожденный и его представляющий. Скорее он может рассматриваться как административный центр католической церкви. Особенность его статуса заключается, помимо всего прочего, в том, что он имеет дипломатические отношения с рядом государств, которые официально признают его субъектом международного права1.
Такое признание практически означает констатацию политической роли католической церкви2.
Мальтийский орден в 1889 году был признан суверенным образованием. Местопребывание ордена — Рим.
Его официальная цель — благотворительность. Он имеет дипломатические отношения со многими государствами.
Ни своей территории, ни
населения у ордена нет. Его суверенитет
и международная
2.2. Международные учреждения
Они включают как классические межправительственные организации (ООН, ОАЕ и т. д.), состоящие из создавших их государств, так и межгосударственные механизмы и органы, члены которых действуют в личном качестве (международные арбитражи, комитеты, группы экспертов и т. п.).
Временным международным
учреждением можно считать
Международное
учреждение приобретает международную
правосубъектность в
Договор наделяет его определенной международной правоспособностью, то есть правом выступать в международных отношениях от собственного имени: заключать международные договоры с государствами и межправительственными организациями, принимать решения от собственного имени (например, собственные правила процедуры, резолюции конференции, решения международного арбитража). Решения органов международных организаций, принимаемые ими от своего имени,— проявление международной правосубъектности организации в целом.
Глава
3. Вопрос о международной
В доктрине существуют различные мнения о том, может ли индивид быть субъектом международного права. В принципе они зависят от взглядов того или иного автора на проблему соотношения международного и внутригосударственного права.
Широко распространена
точка зрения, согласно которой в
международном праве нет
В отечественной доктрине серьезных последователей имеет и другая точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межгосударственных отношений и тем самым субъектами международного права.
Наблюдающаяся
в настоящее время тенденция
к расширению прямого доступа
индивидов в международные
Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов международного права, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами.
Транснациональные корпорации. В западной доктрине высказывается мнение о том, что определенные компании, прежде всего транснациональные корпорации (ТНК), в современных условиях приобретают международную правосубъектность. Их экономическая мощь и влияние на мировую политику в ряде случаев превращают их в более весомую силу на международной арене, чем некоторые государства1.
Если допустить,
что индивиды могут становиться
субъектами международного права, то тогда
логичным будет вывод о возможности
приобретения международной правосубъектност
Если же исходить из того, что субъектом международного права может быть только то образование, которое способно участвовать в межгосударственных отношениях, то придется признать, что никакая компания не обладает качествами, присущими государству, и не способна участвовать в таких отношениях.
Договоры, заключаемые
между государствами и
3.1. Международно-правовое признание
Международно-правовое
признание - это акт государства,
которым оно считает
Признание является важным внешнеполитическим актом, поскольку оно выражает желание признающего государства установить нормальные, стабильные отношения с признаваемой стороной.
В то же время
признание имеет большое
В теории международного права существуют две теории о значении международно-правового признания:
декларативная и конститутивная.
Согласно декларативной теории, признание лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права, в частности нового государства, и большого юридического значения для него не имеет, поскольку существование государств как субъектов международного права не зависит от их признания.
В отличие от декларативной, конститутивная теория считает, что государство как субъект международного права возникает только после его признания другими государствами, а до признания новое государство юридически как бы не существует1.
Как считают Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. конститутивная теория расходится с жизнью. Кроме того, она принижает значение государственного суверенитета, как неотъемлемого свойства государства - субъекта международного права, ставит его возникновение в зависимость от желания, воли, а то и произвола других государств.
Как говорилось выше, государство становится субъектом международного права в силу факта своего появления в качестве суверенного государства. Но вместе с тем было бы неверным отрицать важные международно-правовые последствия, которые влечет за собой акт признания. Не конституируя нового государства, признание имеет большое как политическое, так и юридическое значение.
Признание облегчает существование нового государства, ведет к нормализации политических и экономических отношений с другими государствами, выводит это новое государство из международной изоляции.
Признанному государству легче в полной мере реализовать свою международную правосубъектность как следствие обретения им суверенитета. Новое государство имеет право на международное признание. Это вытекает из Устава ООН, его принципов как основных принципов современного международного права, согласно которым все государства обязаны развивать дружественные отношения между собой, уважать принципы суверенного равенства и самоопределения народов.
Признание нового государства осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости, как было в день провозглашения независимости Намибии - последней колонии в Африке - 21 марта 1990 г. Решения о признании могут оформляться постановлениями высших органов государства, например в России указами Президента.
Так, в связи с образованием суверенных Чехии и Словакии был издан 28 декабря 1992 г. Указ Президента РФ об их признании. В мае 1993 г. Указом Президента России была признана Эритрея. После возникновения в 1991 г. на месте СССР независимых государств, бывших союзных республик, прошла широкая полоса их признания государствами мира, а также взаимного признания друг другом в качестве субъектов международного права.
Признание правительства
В тех случаях, когда нового государства не возникает, а остается существовать прежнее, может встать вопрос о признании его нового правительства.
Чаще всего это происходит тогда, когда правительство приходит к власти неконституционным путем или когда меняется форма правления, например вместо монархического устанавливается республиканское правление. Однако и в таких случаях, как показывает практика, признание необязательно; бывает достаточно продолжать с новым правительством нормальные дипломатические отношения. Тем более, не нуждается в признании новое правительство, пришедшее к власти обычным конституционным путем, при смене правительственного кабинета после прошедших выборов в парламент, отставки и т. п.
Вопрос о признании нового правительства резко обостряется, если оно создается в результате социальной революции или национально-освободительной войны. В этом случае признание нового правительства, по существу, означает и признание нового государства как субъекта международного права.
К признанию новых правительств примыкает признание органов национального освобождения. Как говорилось выше, нация в ходе борьбы за свою государственную независимость создает свои органы национального сопротивления, и они могут признаваться в качестве таковых другими государствами. Подобное признание применялось еще во время Второй мировой войны (например, признание Польского комитета национального освобождения. Антифашистского веча Югославии, “Сражающейся Франции”). Но особенно широкое распространение этот вид признания получил после войны в процессе национально-освободительной борьбы колониальных народов за свою независимость. Этим признанием пользовались Народное движение за освобождение Анголы, Африканская партия независимости Гвинеи и Островов Зеленого Мыса, Народная организация Юго-Западной Африки со стороны многих государств, а также ООН и Организация африканского единства (ОАЕ) как единственные представители народов названных стран.
В настоящее время им пользуется Организация освобождения Палестины (ООП). Признание восставшей и воюющей стороны. Оно относится к признанию повстанцев на различных ступенях гражданской и национально-освободительной войны.
Главным юридическим последствием такого признания является распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны, в частности, Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.
Международно-правовое признание не должно использоваться в качестве орудия давления и вмешательства во внутренние дела в отношении тех, кому оно предназначено.
Каждое новое государство имеет право на признание. Однако, если новое государство возникло в результате территориальных изменений (отделения от другого государства, разделения на два или несколько государств и т. д.), то необходимой предпосылкой признания является урегулирование новым государством вопросов правопреемства.
Что касается нового правительства, то оно имеет право на признание, если осуществляет эффективный контроль над страной, ее населением и территорией. Правительство, созданное за рубежом вопреки воле народа (марионеточное правительство), не должно признаваться.
Признание де-юре (de jure) и де-факто (de facto)
В зависимости от объема юридических последствий, которое влечет за собой международно- правовое признание, различается признание де-юре и де-факто.
Обе формы признания являются юридическими, поскольку влекут за собой определенные правовые последствия для признаваемой стороны, хотя и в разном объеме.
Признание де-юре - это признание в полном объеме. Оно окончательно и не может быть взято назад.
При нем с признаваемыми государством или правительством в полном объеме устанавливаются дипломатические, консульские и другие официальные отношения;
признаются их права распоряжаться своими имуществом, вкладами и другими ценностями, находящимися за границей, в иностранных банках и т. д., иммунитет от юрисдикции иностранных судов.
В случае признания
де-факто устанавливаются
Чаще всего такое признание применяется к новому правительству, а не к новому государству, да и то сравнительно редко.
Обычной формой признания является, таким образом, признание де-юре.
От этих двух форм признания следует отличать “разовые контакты” с непризнанным государством, правительством и т. д. Иногда их называют фактическим признанием (не путать с признанием де-факто, которое, как и де- юре, является юридическим признанием), но это не вполне точно.