Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:53, реферат
Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны.
Односторонний
акт - акт дипломатический,
предпринимаемый субъектом международного
права с целью установить определенные
обязательства данного субъекта либо
иные юридические последствия в международно-правовой
сфере. Из О.а., известных истории дипломатии,
можно привести принятый II Всероссийским
съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917
г. Декрет о мире, в котором провозглашались
основные внешнеполитические устремления
РСФСР - установление всеобщего мира и
безопасности народов, отказ от аннексий
и контрибуций, от неравноправных договоров,
от тайной дипломатии и др.: в сделанном
в 1918 г. заявлении премьер-министра Великобритании
Л. Джорджа говорилось о поддержке ее правительством
"общих принципов самоопределения народов".
В более поздней международной практике
примерами О. а. могут служить Декларация
Египта от 27 апреля 1957 г., в которой заявлялось
его твердое намерение соблюдать правила
Константинопольской конвенции относительно
свободного плавания по Суэцкому каналу
1888г., сделанное в 1974 г. французским правительством
заявление о временном прекращении ядерных
испытаний на островах Тихого океана,
заявление советского руководства от
15 января 1986 г. о сокращении и ликвидации
ядерных арсеналов до конца текущего столетия.
Все такие и подобные им О.а. должны рассматриваться
как нормативные источники. К числу О.а.,
имеющих нормативное значение, относятся
также акты о признании вновь возникших
государств, правительств, воюющей стороны:
об отказе от предусмотренных международным
правом прерогатив, например претензий:
протест; объявление о нейтралитете, прекращении
действия международного договора или
договорных обязательств; ультиматум;
объявление войны или о ее прекращении
и т.д.
Односторонние акты широко используются государствами в международных отношениях. Они имеют важное значение, но относятся к наименее изученной области международного права. О значении этой проблемы свидетельствует, в частности, то что по решению Генеральной Ассамблеи ООН Комиссия международного права ООН включила соответствующую тему в программу своей работы. Задача не из легких. По своей юридической природе и по форме они весьма многообразны. С учетом этого многие правительства в ответах на вопросник Комиссии высказали мнение о возможности выработки единых правил для всех видов односторонних актов.
Можно предложить следующую классификацию односторонних актов:
Признание – акт, которым государство подтверждает или принимает факт, ситуацию, документ или претензию. В результате получения такого акта другие государства не могут ссылаться на то, что они не знали о соответствующей позиции издавшего акт государства. В качестве примеров признания можно назвать признание государства и правительства, государственных границ, действительности договора или судебного решения, случаи спорных прав и претензий. Признанию принадлежит важная роль. Признавая тот или иной юридический акт, ситуацию, государство уже не вправе поступать вопреки этому признанию. Более того, как правило, признание не может быть отозвано. В некоторых случаях признание может предоставляться не только в ясно выраженной, но и в молчаливой форме или путем конклюдентных действий. Примером последних может служить установление дипломатических отношений с вновь возникшим государством, что равносильно его полному признанию.
Протест – акт, с помощью которого государство выражает намерение не признавать законными определенную претензию или ситуацию. По своему значению протест противоположен признанию.
Отказ – акт, выражающий намерение государства отказаться от определенного права или полномочий, от требований или претензий. В отличие о признания протест может быть только ясно выраженным. Более того, он должен подтверждаться во всех подходящих случаях. Международный Суд ООН, решая спор между Норвегией и Великобританией о рыболовной зоне, признал, что длительное отсутствие британского протеста против претензий Норвегии делает их оправданными. Непользование правом или полномочиями не означает отказа от них. Отказ является окончательным и бесповоротным. Особым случаем молчаливого отказа является эстоппель, который был заимствован из английского общего права, где он означает, что сторона связана своими действиями и не может предъявлять требования в ущерб другой стороне, которая положилась на эти действия и вела себя соответственно. В конвенционном праве эстоппель впервые был отражен в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. (ст. 45). Государство, например, утрачивает право ссылаться на такое основание прекращения договора, как его нарушение, если после того, как ему стало известно о факте нарушения, оно должно в силу своего поведения считаться молчаливо согласившимся с тем, что договор сохраняет силу. Однако, если в дальнейшем вновь возникает основание для прекращения действия договора в результате его нарушения, то имевшее место в прошлом нарушение как бы восстанавливает свое значение.
О том, сколь серьезное значение может иметь эстоппель, свидетельствует, например, тот факт, что его применение было одним из центральных вопросов в деле о делимитации морской границы в заливе Мейн (Канада против США), рассмотренном Международным Судом в 1984 г.
Автор единственной отечественной монографии об односторонних актах Р.А. Каламкарян на основе анализа широкого круга литературы и практики пришел к выводу: "Наряду с обязательствами, вытекающими из международных договоров, принятие международных обязательств может осуществляться и односторонним путем..." 1
Если обратиться к практике, то окажется, что она признает принципиальную возможность создания международно-правовых обязательств односторонним актом. Это обстоятельство нашло отражение и в практике международных судов и арбитражей. Принципиальное значение имеет позиция Международного Суда ООН, изложенная при рассмотрении дел об испытании ядерного оружия Францией на островах Тихого океана. Суд определил, что сделанные от имени французского правительства заявления о том, что в дальнейшем оно не намерено проводить такого рода испытания, создают для него международно-правовые обязательства. При этом Суд указал на общепризнанность положения, согласно которому односторонние заявления относительно юридического или фактического положения способны порождать правовые обязательства. Следовательно, односторонние акты способны порождать правовые обязательства, а не порождают их при всех условиях. Что же для этого нужно? Для этого необходимо намерение государства создать для себя такие обязательства. Суд определил, что заявление считается юридически обязательным, "когда намерение государства, делающего заявление, состоит в том, чтобы оно стало обязательным в соответствии с его условиями"
Наиболее
четко намерение создать
Значение
четкого определения правового
характера односторонних
Условия
действия одностороннего акта определяются
принимающим его государством. Они
могут касаться времени действия,
порядка прекращения
В
апреле 1986 г. после проведения Соединенными
Штатами ядерных испытаний
В принципе, односторонний акт не создает обязательств для других государств. Однако, предоставляя им права, акт может определить условия пользования ими. Соглашаясь пользоваться правами, другие государства обязаны соблюдать условия их предоставления. Обязательная сила одностороннего акта определяется одним из принципов международного права - принципом добросовестности. Рассматривая уже упоминавшиеся заявления французского правительства, Международный Суд подчеркнул, что одним из принципов, регулирующих создание и выполнение правовых обязательств, является принцип добросовестности.
Односторонние акты довольно широко используются государствами для принятия на себя обязательств, в том числе и затрагивающих коренные проблемы политики. Трудность состоит в том, что далеко не всегда намерение принять на себя юридические обязательства выражено достаточно четко.
В августе 1998 г. премьер-министр Индии, выступая в парламенте, сделал заявление о том, что Индия в одностороннем порядке отказывается от применения ядерного оружия первой против других ядерных государств, а также от применения его против неядерных государств.
Форма
одностороннего акта также активно
использовалась Советским Союзом для
принятия обязательств в сфере безопасности
и рассматривалась как
На
специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН в 1982 г. СССР заявил,
что принимает на себя обязательство
не применять первым ядерное оружие.
"Это обязательство вступает в
силу немедленно, в момент обнародования
с трибуны Генеральной
Иногда
односторонняя форма