О статусе военнослужащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является всесторонний анализ правового статуса военнослужащего. Для достижения указанной цели поставим перед собой следующие задачи:
- определение содержания понятия «правовой статус военнослужащего»;
- анализ совокупности прав, которые предоставлены военнослужащим;
- анализ обязанностей военнослужащего;
- анализ запретов и ограничений, связанных с военной службой.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. О статусе военнослужащих……………………………………………5
§ 1. Понятие правового статуса военнослужащих ……………………......5
§ 2. Права военнослужащих ………………………………………………..6
§ 3. Материальное обеспечение военнослужащих………… ……………8
§ 4. Социальное обеспечение военнослужащих…………………………10
§ 5. Льготы военнослужащих………………………………………………12
§ 6. Обязанности военнослужащих…………………………………………13
§ 7. Ответственность военнослужащих……………………………………15
Глава 2. Ограничение прав и свобод военнослужащих ……………………17
§ 1. Понятие ограничений прав и свобод военнослужащих…………….17
§ 2. Правоограничения в политической и экономической сферах……..18
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы……. …………………………………….24

Файлы: 1 файл

kursach_2.docx

— 43.50 Кб (Скачать)

 

§ 5. ЛЬГОТЫ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Военнослужащие имеют  право на следующие льготы:

-  жилищные льготы заключаются в сохранении жилплощади и права на нее, праве на дополнительную жилую площадь отдельных категорий военнослужащих;

-  льготы в области здравоохранения состоят в бесплатном отпуске лекарств или их продаже по сниженным ценам, предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение со скидкой оплаты их стоимости или бесплатно и некоторых других преимуществах;

-  льготы в области образования и культуры охватывают преимущества при поступлении (восстановлении) в учебные заведения, обучении в них, при пользовании культурно-просветительными учреждениями, спортивными сооружениями;

-  льготы по перевозкам заключаются в предоставлении права бесплатного проезда при переводах и назначении по службе, при поездках в основной и дополнительные отпуска, направлении на лечение на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также бесплатной перевозки всеми видами транспорта (кроме воздушного) до 20 тонн личного имущества с прежнего места жительства на новое в связи с увольнением со службы и при переводе на новое место службы;

-  льготы за службу в отдаленных местностях, местностях с неблагоприятными климатическими (экологическими) условиями по своему содержанию разнообразны.

Особой разновидностью общих  прав военнослужащих является право  на поощрения. Поощрение военнослужащих является, с одной стороны, средством их воспитания, с другой — средством укрепления воинской дисциплины. Применение поощрения должно базироваться на правовой основе, то есть соответствовать полномочиям воинского должностного лица. Поощрение, с одной стороны, является субъективным правом командира (начальника), а с другой — его юридической обязанностью, что предусмотрено ст. 17 ДУ ВС РФ. Субъективное право командира (начальника) по применению поощрения предусматривает предоставленную ему возможность по своему усмотрению применять виды поощрений, предусмотренных ДУ ВС РФ и другими нормативными правовыми актами.6

 

§ 6. ОБЯЗАННОСТИ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Под обязанностями военнослужащего имеются в виду обусловленные Конституцией Российской Федерации и установленные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами для обязательного осуществления функции, составляющие в своей совокупности существо исполнения военной службы. В целях исполнения военной службы на военнослужащих возлагаются повышенные по сравнению с другими гражданами обязанности, некоторые из которых являются общими для всех военнослужащих, их исполнение не регламентировано какими-либо временными рамками, например исполнение должностных или специальных обязанностей.

Общие обязанности военнослужащих Российской Федерации перечислены  в ст. 28 Федерального закона «О статусе  военнослужащих» и конкретизированы в Военной присяге (ст.ст. 40, 41 Федерального закона «О воинской обязанности и  военной службе»), УВС ВС РФ и других воинских уставах. К ним относятся такие обязанности, как:

-  быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;

-  строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;

-  дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;

-  совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;

-  быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;

-  соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации  закрепила важнейшее, исходное для  всего текущего законодательства положение  о том, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Слово «долг» подразумевает моральную и юридическую обязанность всех и каждого посильно участвовать в защите Отечества. В таком закреплении, раскрытии понятия «защита Отечества» используются две категории: правовая, нормативная, юридическая — как обязанность и моральная, нравственная — как долг. Таким образом, защита своего Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, суверенитета и безопасности, обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории.7

 

§ 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В соответствии с Федеральным  законом Российской Федерации “О статусе военнослужащих” , военнослужащие в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные  с нарушением воинской дисциплиной  или общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность  по основаниям и в порядке, которые  определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение, совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

Статьей 2.5 КоАП установлено, что военнослужащие за административные правонарушения несут дисциплинарную ответственность. 8

КоАП (ст 2.5) содержит запрет на применение к военнослужащим только административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также административного штрафа. Остальные виды административного наказания должны применятся к военнослужащим без ограничений[.

За материальный ущерб, причиненный  государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности  в соответствии с федеральным  законом о материальной ответственности  военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные  военнослужащими, не находящимися при  исполнении обязанностей военной службы, государству, физическим и юридическим  лицам, и в других случаях, предусмотренных  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую ответственность. 

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную  ответственность в  соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕНИЕ  ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. ПОНЯТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ  ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Военная служба связана с  рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением  на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Проблема ограничения  прав и свобод военнослужащих заключается  в установлении законодателем в  соответствии с нормами и принципами Конституции Российской Федерации  границ и пределов действия прав и  свобод. По мнению ряда ученых, вводимые и применяемые органами государственной  власти ограничения прав и свобод должны соответствовать принципам  и концептуальным установкам международной  практики и Конституции Российской Федерации.9

Таким образом, особенности  военной службы обусловливают ограничения  некоторых прав и свобод военнослужащих, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации. Они распространяются на всех военнослужащих независимо от служебного положения, должны вводиться  только законом и быть соразмерны охраняемому общественному интересу, основываться на принципе запрета чрезмерных ограничений прав и свобод военнослужащих.

 

§ 2. ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СФЕРАХ

Запреты в политической сфере. Согласно ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях соблюдения военнослужащими  политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий ст. 18 Федерального закона «Об обороне» запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил  Российской Федерации.10

Военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в  активном, так и в пассивном  избирательном праве. Однако установленный  Федеральным законом «О статусе  военнослужащих» запрет военнослужащему  заниматься другой оплачиваемой деятельностью  означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов  Российской Федерации, органов местного самоуправления. Согласно ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и  военной службе» законодатель определил  невозможность совмещения в одном  лице функций народного представительства  и военнослужащего.

Военнослужащим запрещено состоять в политических партиях и иных общественных объединениях, преследующих политические цели. Военнослужащие Российской Федерации вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Законодательством право  военнослужащих Российской Федерации  на объединение в союзы, в том  числе и профессиональные, не ограничивается. Союзы военнослужащих не должны вмешиваться в профессиональную компетенцию военной организации государства, в то же время к их ведению должны быть отнесены вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Запреты и ограничения  в экономической сфере. Законодательством Российской Федерации также регламентировано ограничение военнослужащих в экономических правах. С одной стороны, оно направлено на ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью, а с другой — ограничивает их в возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы.

Федеральный закон «О статусе  военнослужащих» в ст. 10 устанавливает  запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, то есть они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях  и организациях в порядке, установленном  ТК РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы. Поскольку состояние на военной службе определяется моментами поступления на военную службу и увольнения с нее, то есть является непрерывным, запрет на работу распространяется и на внеслужебное время.11

В соответствии с аб. 3 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме указанных ограничений, Федеральный закон «О статусе  военнослужащих» в связи с  особым характером военной службы устанавливает  ограничения в пользовании определенными  материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т.д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату. Под данный запрет подпадают также: использование хотя и на службе, но не по назначению, вне служебной необходимости, без соблюдения правил эксплуатации и т.д., средств коммуникации, оргтехники и т.п.; использование средств, выделенных на официальные расходы, для покрытия личных трат.

В аб. 5 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащим запрещается получать гонорары за публикации и выступления, связанные с исполнением обязанностей военной службы. Вместе с тем в соответствии с аб. 2 п. 7 ст. 10 указанного Закона они имеют право на занятие педагогической, научной и иной творческой деятельностью, то есть на создание научного, литературного, художественного произведения.

Военнослужащим запрещается  получать гонорары за выступления (лекции и пр.) в порядке осуществления  служебной деятельности, хотя бы такого рода выступления и имели научный, педагогический или иной творческий характер. В противном случае это  означало бы совместительство, что  не допускается по вышеназванному Закону.

Информация о работе О статусе военнослужащих