Нейтралитет в войне

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:17, реферат

Краткое описание

В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые средства ведения войны, входят: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977
года .

Оглавление

Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.4

Нейтралитет в войне. 5

Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей. 24

Заключение. 30

Список литературы.

Файлы: 1 файл

международное реф.2.docx

— 54.79 Кб (Скачать)

    Московский гуманитарно-экономический институт

Калужский филиал 
 

Реферат

по дисциплине: «Международное право».

На тему: «Нейтралитет в войне». 

Выполнила:

студентка IV курса

юридического факультета

группы ЮЗВС – 10

Введенская Мария

Александровна 
 
 
 
 
 
 
 

Калуга – 2011 г.

Содержание. 

  1. Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.4
 
  1. Нейтралитет в войне.                                                                               5
 
  1. Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.                                                                                               24
 
  1. Заключение.                                                                                            30
 
  1. Список  литературы.                                                                               34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.

Среди действующих  международно-правовых актов, регламентирующих поведение государств и других участников во время вооруженных конфликтов, находятся Гаагские конвенции 1899 и 1907 годов об открытии военных действий, о законах и обычаях сухопутной войны, о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной и морской войны, об обращении торговых судов в военные и некоторые другие. Их положения были развиты в Женевских конвенциях 1949 года о защите жертв войны (об обращении с военнопленными, об улучшении участи

раненых и больных, о защите гражданского неселения и др.), которые впервые распространили правила ведения войны на национально-освободительные и гражданские войны, признали права  комбатантов за партизанами и участниками движений сопротивления. В 1977 году к Женевским конвенциям 1949 года были приняты два Дополнительных протокола: Протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, и Протокол II, касающийся защиты жертв

вооруженных конфликтов немеждународного характера. Протоколы  еще больше расширили круг лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Оба Протокола были ратифицированы Верховным Советом СССР 4 августа 1989 г. Протоколы вступили в силу.

В число международно-правовых актов, специально запрещающих некоторые средства ведения войны, входят: Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1888 года, упоминавшийся Женевский протокол 1925 года о запрещении применения химического и бактериологического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и  токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года . Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977

года . Конвенция о запрещении или ограничении применен ия конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и три Протокола к этой Конвенции, запрещающие или ограничивающие применение мин, мин-ловушек, зажигательного оружия, и др. В 1954 году была заключена Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, известная под  названием "Пакт Рериха", по имени великого русского художника и мыслителя, выдвинувшего идею заключения такой Конвенции. Советский Союз в свое время ратифицировал все указанные конвенции, и по правопреемству они обязательны

для России. 
 
 
 
 

2.Нейтралитет в войне.

  Нейтралитет — в обыкновенном словоупотреблении означает пассивное положение, занятое кем-либо третьим относительно двух других (neutralitas, от neuter — ни тот, ни другой). В международном праве различаются: нейтралитет в военное время (эвентуальный) и постоянный нейтралитет.  
Под эвентуальным нейтралитетом понимается заявление определенного государства о неучастии ее в данной войне, он придерживается только для данной войны и может быть отменен односторонним актом. Статус нейтралитета возникает с момента заявления государства о нейтралитете в войне И доказательства этого заявления к сторонам, шо воюют. Статус нейтралитета дает нейтральном государстве права и обязанности, четко регламентированы в V и XIII Гаагская конвенция 1907 p., а также в Лондонской декла ¬ рации о праве морской войны 1909 p., определяющие, что территория нейтрального государства является неприкосновенной и изъятой из театра военных действий; сторонам, воюют, запрещается проводить через нее войска, транспорты с оружием и другими военными материалами. На территории нейтрального государства запрещается создание военных формирований и учреждений для вербовки. Нейтральное государство вправе отражать с применением вооруженной силы любые попытки поруициты нейтралитет.  
Постоянный нейтралитет
это международно-правовой статус государства, согласно которому государство обязуется не участвовать в вооруженных конфликтах и не входить в военные союзы и блоков. Постоянно нейтральными государствами являются Швейцария (акт 1815 p.), Австрия (акт 1955 p.), Мальта (акт 1981 p.).  
Международное право нейтралитета содержит три ограничения на действия нейтральной страны на время войны между другими государствами:  
Понятие нейтралитета в конфликтах должно быть выдающимся от того non-alignment, то есть, умышленное дистанцювання от военных альянсов для того, чтобы сохранить нейтралитет в случае войны, и возможно с надеждой предотвращения войны в целом.  
Понятие нейтралитета в войне является узкое определение и имеет специфические ограничения на нейтральные страны в ответ на интернационально признано право остаться нейтральным. Широкое понятие является неучастие в войне. Основой международного права для нейтральных территорий есть две Гаагские Соглашения
(1899 и 1907).  
Нейтральные страны Страна, оставляет право стать воюющей стороной, если нападают участники войны, находится в состоянии вооруженный нейтралитет.  
Текущие нейтральные страны являются:  
Страны требуют иметь нейтралитет, но не признается международными делами:  
Когда нейтральные страны:  
Другие страны, возможно, более активные на международной стадии, выделяя намерен остаться нейтральным в случае войны близкие к стране. Такой декларации намерений, страна надеется, что все воюющие стороны рассчитают на территорию страны, а от границ для врага, и отныне не нужен, чтобы тратить ресурсы.  
Многие страны сделали такие декларации во время Второй Мировой Войны. Однако большинство были оккупированы, и наконец только государства Ирландия, Португалия, Сан-Марино, Испания, Швеция и Швейцария
(с Лихтенштейном) сохранили нейтралитет. Их выполнение буквально правил нейтралитета были расписаны: Ирландия обеспечивала некоторую важную секретную информацию. Например, день Д был решен на основании метеорологической информации, тайно поставлялась им Ирландией, но скрывалась от Германии. Также, немецкие пилоты, которые терпели крушение над Ирландией, были интернированы, тогда как их Союзнические коллеги обычно шли свободными к границе. Швеция и Швейцария, как было Нацистская Германия и ее партнеры, так же сделали некоторые уступки нацистским требованиям.  
Однако, следует отметить, что нейтралитет некоторых стран сейчас в Евросоюзе под вопросом, тем более, что у ЕС сейчас действует Единый комитет Внешней политики.

   В международном  праве Нейтралитет имеет техническое  значение, определяя положение государства,  не принимающего участия в  войне между другими державами.  Международная практика новейшего  времени выработала целую систему  норм, регулирующих взаимные отношения воюющих и нейтральных государств и известную под именем права Нейтралитета.

   Воюющие  государства по возможности щадят  интересы мирного государства,  боясь соединения его с противником, а мирное государство заинтересовано в сохранении прежних дружеских отношений к обеим воюющим сторонам и недопущении в пределах своей территории военных действий. Простой расчет заставляет воюющих уважать Нейтралитет государства, желающего оставаться в мире, а последнее — устраняться от всякого фактического вмешательства в войну. Нейтралитет, как факт, возможен везде, где есть налицо несколько соперничающих между собой государств. Фактический Нейтралитет может получить юридическую санкцию путем договорного соглашения. В такой форме, фактической и договорной, Нейтралитет был известен уже народам древнего мира. О нем упоминают священные книги древних евреев и индусов. Греческие и римские историки сообщают целый ряд подобных случаев, выражая понятие Нейтралитет словами: оставаться в покое, не присоединяться к воюющим, сохранять с ними дружбу, занять среднее положение и т. п.

   Практика Нейтралитета получает особенное развитие в Средние века, во время частых войн между городскими республиками Италии. Путем законодательства и международных договоров вырабатываются уже тогда некоторые однообразные нормы, приобретающие силу международного обычая. Неприкосновенность нейтральной собственности во время морской войны санкционирована в известном сборнике морских обычаев (XIV в.) — Consolato de l mare. Нейтралитет перестает быть институтом исключительно договорного права: международный обычай связывает с фактом Нейтралитета определенные права и обязанности и дает им санкцию помимо договора.

    Эпоха  тридцатилетней войны была особенно  богата примерами Нейтралитета.  Практика этого времени полна  противоречий, но она именно и  выдвинула вопрос о праве Нейтралитет,  указала на необходимость урегулировать  его и возбудила интерес к  теоретическому его изучению. К  этому времени относится первая монография о Нейтралитете — Неймайра из Рамслы (Neumayr v o n Ramssla). Термин H. (neutralitas, neutralit é, Neutralitä t) тогда же получает всеобщее распространение, вытесняя из международной практики прежде употреблявшиеся названия: amici, pacati (в Италии), stillesitzen, geruwet sitzen (в Германии XIV—XV вв.) или unparteisch sein, Unpartyschung (XVI в.); писатели употребляют классические выражения: medii in bello, neutrarum partium.

    В  течение XVII и ХVIII вв. интересы и права нейтральных подвергаются серьезным испытаниям, как на суше, так и на море: особенно страдает морская торговля нейтральных. Нейтральные державы приходят к мысли о соединении своих сил для борьбы с воюющими ("вооруженный Нейтралитет") и добиваются признания своих прав. К концу XVIII в. начинает вырабатываться понятие о Нейтралитет, как о полном воздержании от фактического вмешательства в войну ("полный или строгий Нейтралитет").

  В XIX в.  получает общее признание так называемый вечный Нейтралитет или, точнее, постоянный Нейтралитет. Вечно-нейтральное государство заранее и раз и навсегда отказывается от участия во всех посторонних войнах, могущих возникнуть в будущем; оно сохраняет, однако, право самообороны, не лишается средств защиты (войска, крепостей и проч.) и может заключать оборонительные союзы, но не наступательные. Нейтралитет такого государства носит также название принципиального Нейтралитета.  Этому Нейтралитету может быть дано формальное признание со стороны других государств. Такой акт установления Нейтралитет называется нейтрализацией, а государство, получившее признание своего Нейтралитет — нейтрализованным. Нейтрализация может быть совершена не только в интересах нейтрализуемого государства, по желанию последнего (Швейцария), но также и помимо его желания, или даже против его воли, в интересах нейтрализующих держав (Краковская республика). Навязанный Нейтралитет непрочен, как искусственное создание дипломатии; время, однако, может укрепить такой Нейтралитет и превратить его в принципиальный, если выгоды постоянного Нейтралитет будут испытаны и сознаны самим нейтрализованным государством (Бельгия). Сохранение постоянного Нейтралитет иногда обеспечивается поручительством (гарантией) других держав; это обеспечение имеет реальное значение, поскольку и пока в сохранении Нейтралитета заинтересованы поручители. Поручительство за Нейтралитет, данное государству взамен отнятых у него средств защиты, ставит его в тяжелое положение зависимости от поручителей (Люксембург).

  До настоящего  времени были нейтрализованы: в  1815 г. — Швейцария и Краковская республика, в 1831 г. — Бельгия, в 1867 г. — Люксембург, в 1885 г. — Конго. Распространение постоянного Нейтралитет знаменует эру постепенного замирения Европы; замирение начинается с небольших и слабых государств, не претендующих на роль руководителей общеевропейской политики. В последнее время ведется усиленная пропаганда относительно нейтрализации скандинавских государств. Постоянный Нейтралитет (в смысле замирения или неприкосновенности во время войны) распространен также на некоторые территории (в 1815 г. на часть Савойи, ныне французскую, в 1863 г. — на Ионические острова), пограничные полосы земли (см. Море), водные пути сообщения (Черное море с 1856 по 1870 г.; Магелланов пролив и Суэцкий канал — последние в том смысле, что они не могут быть превращаемы в театр военных действий, будучи исключительно предназначены для мирных сношений между народами — но вместе с тем они доступны военным судам всех наций), общеполезные учреждения и служащий в них персонал (см. Женевская конвенция 1864 г. о больных и раненых воинах), речные сооружения — в интересах международного судоходства (европейская комиссия и ее работы на нижнем Дунае; сооружения на реках Конго и Нигере).

    Нейтралитет,  как правовой институт, представляет  отношение, основанное на явном  или подразумеваемом соглашении  между державой нейтральной и  каждой из воюющих сторон. Соглашение о Нейтралитете, однако, в настоящее время всегда предполагается, если нет явно выраженного отказа от него; в случае сомнений воюющие вправе потребовать категорического заявления, намерено ли государство оставаться нейтральным или принять участие в войне. Решение относительно Нейтралитета принимается обыкновенно при начале войны, по собственному усмотрению каждого государства («добровольный Нейтралитет») и выражается в особом акте, известном под именем объявления или декларации о Нейтралитете; решение может быть принято и ранее, по договору с другими государствами (Нейтралитет "договорный" или "обязательный"; сюда относится и постоянный Нейтралитет). Право оставаться нейтральным, прежде оспариваемое, ныне признается за независимым государством, как следствие его державности. Положительное международное право определяет условия Нейтралитета и связанные с ним права и обязанности; отступления и дополнения требуют специального соглашения между воюющими и нейтральными сторонами.

Права и обязанности  при Нейтралитете. В праве Нейтралитета необходимо различать две группы отношений: I) между государствами нейтральными и воюющими, II) между нейтральными подданными и воюющими государствами.

I. Нейтральное государство нарушает Нейтралитет и несет ответственность перед воюющими:

А) за враждебные действия, предпринятые от его имени уполномоченными к тому органами его; сюда подходит всякая помощь неприятелю войском, оружием, военными судами, даже деньгами. Современное международное право знает и допускает только абсолютный или полный Нейтралитет, заключающийся в безусловном воздержании от фактического участия в войне. До конца XVIII в. практика не считала нарушением Нейтралитета помощь в исполнении обязательств, принятых до начала войны. Со своей стороны, воюющие не были обязаны безусловно уважать нейтральную территорию; на ней могли быть продолжаемы стычки, начатые на неприятельской земле; особенно распространено было право прохода неприятельских войск через нейтральную территорию, что объясняется чересполосицей государственных владений прежнего времени.

Б) за все враждебные акты, предпринятые в пределах его территориальной юрисдикции со стороны кого бы то ни было. Воюющие обязываются уважать нейтральную территорию под условием, что она не станет базисом враждебных действий, направленных против них. Если местная власть не желает или не в силах устранить в своих пределах подобные действия, воюющие вынуждены сами позаботиться о своей безопасности. Вытекающие из этого положения обязанности нейтрального государства получают юридическую санкцию только в XIX в. Этот важный отдел права Нейтралитета находится еще в периоде формации; отдельные нормы только что намечаются, и этим объясняется неустойчивость практики и разногласие теории. Бесспорными являются право и обязанность нейтральных государств не допускать в пределах своей территориальной юрисдикции вооруженных сил воюющих и не терпеть совершения каких-либо актов войны. Поэтому: a) проход войск не может быть разрешен, и всякая попытка к этому со стороны воюющих должна быть отражена в случае нужды даже вооруженной силой; b) при вступлении на нейтральную территорию неприятельских отрядов, последние должны быть разоружены и обязаны к невыезду из государства до окончания войны или интернированы (убежище, данное в войне 1870—71 гг. Швейцарией армии французского генерала Кленшана); c) военным судам может быть дано разрешение (под условием равенства для обеих воюющих сторон) заходить в нейтральные порты для починки судов, потерпевших аварию, и для снабжения топливом и съестными припасами; нейтральное государство обязано при этом наблюдать, чтобы при встрече неприятельских судов в его территориальных водах не произошло между ними столкновения; d) призы, сделанные в нейтральных водах, незаконны и должны быть освобождены; не может быть допущено в пределах нейтральной территории устройство призовых судов и продажа призов до присуждения их взявшему.          Нейтральная территория не может служить базисом для приготовлений к военным операциям; поэтому: а) запрещается вербовка войск для воюющих, столь обычная в прежнее время; но добровольцев местная власть не обязана удерживать, исключая лиц, находящихся на службе в ее войсках (в Англии вопрос о найме солдата регулирован законом 1819 и 1870 гг. — так называемый Foreign Enlistment act); b) запрещается в нейтральных водах постройка и снаряжение для воюющих военных судов и крейсеров; неисполнение этой обязанности со стороны Англии в 1861—64 гг. дало повод Североамериканским Штатам взыскать с неё по окончании войны возмещение убытков (см. Алабама и Алабамский вопрос). Договор, передавший этот иск решению третейского суда, формулировал следующие обязанности нейтрального правительства ("Вашингтонские правила о Нейтралитет"): 1) не допускать в пределах своей юрисдикции снаряжения и вооружения судна, относительно которого существует справедливое подозрение, что оно назначается для крейсерства или для войны против одного из воюющих; не выпускать из пределов своей юрисдикции судов с таким же назначением, хотя бы отчасти приспособленных для военной службы; 2) не допускать, чтобы воюющие обращали порты или воды нейтрального государства в базис военных операций или пользовались ими для увеличения или обновления своих военных припасов или для вербовки людей. Спорным является право допускать заключение займов на нейтральной территории для воюющих; большинство писателей и практика (в войнах 1870—71 и 1877—78 гг.) высказываются против стеснений в этом отношении частных лиц. То же самое должно сказать и относительно покупки и продажи на нейтральной территории оружия и других военных снарядов: нейтральное правительство не обязано стеснять свободы торговли в пределах своей юрисдикции. У самих воюющих есть средства помешать доставке контрабандных товаров в руки противника. Нейтральное государство в этом отношении слагает с себя всякую ответственность за действия своих подданных вне пределов его юрисдикции, предоставляя ведаться самим воюющим с ними, поскольку они нарушают признанные нормы международного права.

Информация о работе Нейтралитет в войне