Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:32, реферат
Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как науку и учебную дисциплину. Конституционное право зарубежных стран имеет политикоправовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная отрасль правоведения системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой форме.
1. Предмет конституционного права зарубежных стран
Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как науку и учебную дисциплину. Конституционное право зарубежных стран имеет политикоправовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная отрасль правоведения системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой форме. Всем этим характеризуется в первую очередь предмет конституционного права зарубежных стран. Национальное конституционное право представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституциях, законах, других национальных источниках права и регулирующих определенную категорию общественных отношений (главным образом устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества, а также правовое положение личности). Это ведущая отрасль права, определяющая основы других отраслей права конкретного государства. Для советской высшей школы характерным было изучение не одного, а двух предметов государственного права зарубежных стран — государственного права буржуазных государств, включая государственное право развивающихся стран, и государственного права социалистических государств, что обусловливалось идеологическими причинами. Это приводило к повышенной идеологизации и политизации юридического образования и правоведения.
В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные
особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято различать:
— высокоразвитые страны Запада (к этой же группе относится и Япония);
— государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);
— бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);
— развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан, Конго и др.);
— государства, продолжающие идти по социалистическому пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Куба).
При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.
Понятие «конституционное право зарубежных стран» не обозначает особую отрасль права. Данный термин употребляют, когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства.
В конституционном праве
4. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на конституции,
но ею не исчерпывается.
Самостоятельность наука конституционного права зарубежных стран приобрела в первой половине XIX в., выделившись из философии и ряда отраслей юриспруденции. В разных государствах данная наука имела неодинаковое название. Для стран романо-германской правовой семьи характерно наименование «государственное право». Этим подчеркивался приоритет государства в формировании права. В странах англосаксонской правовой системы использовался термин «конституционное право», отражая идею правового государства, верховенства конституции и закона. Дискуссия о наименовании данной науки, начавшаяся в России еще в досоветский период, актуальна и до
сих пор, поэтому зачастую можно встретить двойное название науки «конституционное (государственное) право зарубежных стран». В целом российское правоведение использует термин «конституционное право» в том же значении, что и «государственное право».
Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения, являются:
— познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном праве и его
институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования;
— прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития;
— прикладная, помогающая применить знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности;
— коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов (должностных лиц) в условиях действия иностранного и международного права.
Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована. Нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично, что не способствовало объективному анализу. С конца 80-х гг. XX в. положение постепенно начало меняться. На современном этапе все отрасли российского правоведения характеризуются обновлением своей методологичес-
кой базы, широким плюрализмом в методологии исследований. На современном этапе есть основания констатировать расширение географии исследований конституционного права, в том числе и иностранного.
6. Основные черты Конституций ЗС.
После Второй мировой войны были приняты конституции: Японии — 1946 г., Италии — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франции — 1958 г., Греции — 1975 г., Португалии — 1976 г., Испании — 1978 г., Швейцарии — 1999 г., Финляндии — 2000 г.
Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:
1) основываются на традиционном
европейском варианте
2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная;
3) исходят из концепции
4) устанавливают обязательства государства по проведению социальной политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей. Скандинавские государства, ФРГ, Италия достигли значительных успехов в социально-экономической сфере, в нормализации отношений между работодателями, с одной стороны, и профсоюзами и наемными работниками—с другой;
5) признали принципы
6) прямо и четко закрепили не только государственную и частную собственность, но и другие виды собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, предприятий с иностранным участием;
7) зафиксировали новые подходы
к проблеме соотношения
Основные законы ФРГ и Японии разрабатывались при активном участии властей оккупационных держав (прежде всего США). В них содержатся демократические положения об отказе от войны, политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма.
Конституции Греции, Португалии и Испании принимались в 70-е гг. после краха авторитарных режимов.