Народное вето

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:32, реферат

Краткое описание

Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как науку и учебную дисциплину. Конституционное право зарубежных стран имеет политикоправовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная отрасль правоведения системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой форме.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 22.96 Кб (Скачать)

1. Предмет конституционного  права зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран можно рассматривать как  науку и учебную дисциплину. Конституционное  право зарубежных стран имеет  политикоправовое значение как наука, позволяющая изучить определенный уровень общественных отношений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества конкретного государства. Особое место здесь занимают отношения, связанные с участием граждан в осуществлении публичной власти. Данная отрасль правоведения системно изучает важнейшие политические отношения и институты, выраженные преимущественно в конституционно-правовой форме. Всем этим характеризуется в первую очередь предмет конституционного права зарубежных стран. Национальное конституционное право представляет собой упорядоченную совокупность правовых норм, содержащихся в конституциях, законах, других национальных источниках права и регулирующих определенную категорию общественных отношений (главным образом устройство государства и организацию государственной власти, порядок его отношений с институтами гражданского общества, а также правовое положение личности). Это ведущая отрасль права, определяющая основы других отраслей права конкретного государства. Для советской высшей школы характерным было изучение не одного, а двух предметов государственного права зарубежных стран — государственного права буржуазных государств, включая государственное право развивающихся стран, и государственного права социалистических государств, что обусловливалось идеологическими причинами. Это приводило к повышенной идеологизации и политизации юридического образования и правоведения.

В настоящее время в мире более 200 государств, каждое из которых имеет свою национальную правовую систему, отражающую социально-экономические, политические, культурные

особенности данной страны. По уровню социально-экономического развития принято  различать:

— высокоразвитые страны Запада (к  этой же группе относится и Япония);

— государства среднеразвитого  капитализма (Португалия, Греция, Турция, Мальта, Израиль и др.);

— бывшие социалистические страны (Албания, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Болгария, Румыния, Хорватия, Македония и др.);

— развивающиеся страны, большинство  из которых были колониями или зависимыми территориями европейских колониальных держав (Алжир, Египет, Кения, Индия, Пакистан, Конго и др.);

— государства, продолжающие идти по социалистическому пути развития (Китай (КНР), Вьетнам, Лаос, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Куба).

При изучении данного курса особое значение имеет анализ конституционно-правового и политического развития высокоразвитых стран Запада.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не обозначает особую отрасль  права. Данный термин употребляют, когда речь идет об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств, а также об учебной дисциплине. В любой системе национального права имеется свое конституционное право как совокупность специфических правовых норм, действующих на территории государства.

В конституционном праве зарубежных государств принято выделять Общую часть, призванную обеспечить целостное представление о понятиях, принципах социально-экономического, политического и территориального устройства государств, основах теории конституции, институтах конституционного права, и Особенную часть, содержащую анализ опыта конституционного (государственного) права отдельных государств с учетом многообразия форм политического устройства и специфики законодательства. Можно сказать, что в Общей части обобщенно изучаются государственно-правовые институты, а в Особенной — основы конституционного права конкретного государства. Конституционное право зарубежных стран как учебная дисциплина по объему значительно меньше, чем одноименная наука.

 

4. Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права, ее составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Ее содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства. Предмет науки конституционного права базируется на конституции,

но ею не исчерпывается.

Самостоятельность наука конституционного права зарубежных стран приобрела в первой половине XIX в., выделившись из философии и ряда отраслей юриспруденции. В разных государствах данная наука имела неодинаковое название. Для стран романо-германской правовой семьи характерно наименование «государственное право». Этим подчеркивался приоритет государства в формировании права. В странах англосаксонской правовой системы использовался термин «конституционное право», отражая идею правового государства, верховенства конституции и закона. Дискуссия о наименовании данной науки, начавшаяся в России еще в досоветский период, актуальна и до

сих пор, поэтому зачастую можно встретить двойное название науки «конституционное (государственное) право зарубежных стран». В целом российское правоведение использует термин «конституционное право» в том же значении, что и «государственное право».

Основными функциями данной науки, исходя из ее сути и назначения, являются:

— познавательная, направленная на получение достоверной информации об иностранном конституционном праве и его

институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе, в области получения качественного юридического образования;

— прогностическая, позволяющая оценивать и обоснованно предвидеть (прогнозировать) тенденции государственно-правового развития;

— прикладная, помогающая применить  знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности;

— коммуникационная, способствующая юридически корректному поведению специалистов (должностных лиц) в условиях действия иностранного и международного права.

Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована. Нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично, что не способствовало объективному анализу. С конца 80-х гг. XX в. положение постепенно начало меняться. На современном этапе все отрасли российского правоведения характеризуются обновлением своей методологичес-

кой базы, широким плюрализмом в  методологии исследований. На современном этапе есть основания констатировать расширение географии исследований конституционного права, в том числе и иностранного.

 

6. Основные черты Конституций  ЗС.

После Второй мировой войны были приняты конституции: Японии — 1946 г., Италии — 1947 г., ФРГ — 1949 г., Франции — 1958 г., Греции — 1975 г., Португалии — 1976 г., Испании — 1978 г., Швейцарии — 1999 г., Финляндии — 2000 г.

Несмотря на серьезные различия, обусловленные историческими, национальными и географическими факторами, данные демократические конституционные документы объединяют общие черты. Эти конституции:

1) основываются на традиционном  европейском варианте конституционализма, вобравшем западные либеральные  ценности;

2) закрепляют базовый принцип разделения властей. Во всех этих государствах существуют самостоятельные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная;

3) исходят из концепции суверенитета народа и устанавливают широкий круг личных, политических и социально-экономических прав и свобод;

4) устанавливают обязательства государства по проведению социальной политики, защите интересов инвалидов, малоимущих, пенсионеров, детей. Скандинавские государства, ФРГ, Италия достигли значительных успехов в социально-экономической сфере, в нормализации отношений между работодателями, с одной стороны, и профсоюзами и наемными работниками—с другой;

5) признали принципы политического,  идеологического плюрализма и  многопартийности. В этих странах отсутствует единая, официальная идеология. Допускается деятельность оппозиционных политических партий, движений, профсоюзов. Существует огромное число общественных объединений (ассоциаций), действующих на общенациональном, региональном и муниципальном уровне;

6) прямо и четко закрепили  не только государственную и частную собственность, но и другие виды собственности: акционерную, муниципальную, кооперативную, предприятий с иностранным участием;

7) зафиксировали новые подходы  к проблеме соотношения национального  и международного права. При коллизии между ними приоритет отдается, как правило, общепризнанным нормам и принципам международного права.

Основные законы ФРГ и Японии разрабатывались при активном участии властей оккупационных держав (прежде всего США). В них содержатся демократические положения об отказе от войны, политики силы и агрессии на международной арене, запрет на возрождение фашизма и милитаризма.

Конституции Греции, Португалии и Испании принимались в 70-е гг. после краха авторитарных режимов.

 


Информация о работе Народное вето