Международные неправительственные организации. Общая характеристика»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Международная неправительственная организация (далее по тексту - МНПО) — это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Оглавление

§1 Понятие и правосубъектность международных неправительственных организаций
§2 Правовой статус международных неправительственных организаций в международном и внутригосударственном праве
§3 Роль международных неправительственных организаций в современных международных отношениях.

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 36.26 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  «Саратовская государственная юридическая  академия»

 

 

Кафедра европейского права и сравнительного правоведения

Учебная дисциплина: международное право.

 

 

Контрольная работа № 1.

Тема: «Международные неправительственные  организации. Общая характеристика».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса _____группы

Института Прокуратуры

_________

 

Проверил:

к.ю.н., Косолапов М.Ф.

 

 

 

Саратов – 2012 г.

План

 

§1 Понятие и правосубъектность международных неправительственных организаций

§2 Правовой статус международных неправительственных организаций в международном и внутригосударственном праве

§3 Роль международных неправительственных организаций в современных международных отношениях.

 

§1 Понятие и правосубъектность  международных неправительственных  организаций

Международная неправительственная организация (далее  по тексту - МНПО) — это объединение  национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц  из различных государств, созданное  в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и  других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного  соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли.

Первые МНПО появились еще в XIX в., во второй половине XX в их численность существенно возросла. В настоящее время их насчитывается более 8 тыс.

К таким организациям, например, в сфере защиты прав человека относятся: American Civil Liberties Union (ACLU), Аmnesty International, Human Rights Watch, Молодежь мира соединяется(Global Youth Connect), Глобальный обмен, CorpWatch, Liberty1.

В настоящее время международные отношения характеризуются усилением роли МНПО. Активное исследование данных организаций проводится как нашими учеными, так и зарубежными. Кроме усиливающейся роли в оказании содействия государствам изучается их сущность и роль данных организаций в решении проблем, связанных не только с международной безопасностью, но и основных институтов: защита прав человека, охрана окружающей среды. Рост числа международных неправительственных организаций и их усиливающаяся роль на международной арене обусловлены рядом факторов:

1.Возникновение проблем  глобального характера, для решения  которых не хватает возможностей государств и международных межправительственных организаций;

2. Рост и разнообразие  связей, возникающих между народами, которые нуждаются в новых  международных институтах;

3. Интегрирование в современное общество новых демократических процессов, которые делают общество более открытым и другие. Один из исследователей данных организаций и их роли в международных отношениях И.И. Коваленко отмечал, что условия межгосударственных отношений не охватывают всего многообразия связей между субъектами. Дальнейшее их усложнение приводит к увеличению роли неправительственного сотрудничества. Кроме того, им отмечалось, что возрастание учета мнения МНПО по различным вопросам позволяет говорить о видимом влиянии данных организаций на международное сообщество и принятие решений государствами по вопросам и проблемам мирового характера2.

Как уже отмечалось, международные неправительственные  организации оказывают существенное влияние на современные международные отношения. Более того, на данный момент, в некоторых областях они являются лидерами. В частности, Ассоциация международного права созданная в 1873 году, координирует исследования по проблемам международного публичного и международного частного права, при этом занимаясь актуальными исследованиями в области коллизионного права и права договоров.

Многие организации  активно сотрудничают с межправительственными  организациями. Основной формой такого сотрудничества является консультативный  статус. При этом каждое учреждение имеет собственные правила предоставления консультативного статуса. Его получение означает не только признание эффективной деятельности неправительственных организаций, но и отражает рост их влияния на развитие современных международных отношений.

Международная неправительственная организация – это любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения3. Данные организации не являются органами выражающими волю государства, поэтому их мнения и резолюции не охватываются процессом нормообразования4.

Основными признаками МНПО принято  считать:

а) отсутствие целей извлечения прибыли;

б) признание, по крайней мере одним государством или наличие консультативного статуса при международных межправительственных организациях:

в) получение денежных средств  более чем из одной страны:

г) осуществление деятельности, по крайней мере в двух государствах;

 д) создание на основе  учредительного акта.

В данные организации не могут входить  субъекты международного права. Они  обладают своими правами и обязанностями, которые в совокупности образуют их правосубъектность, которая прямо вытекает из их правовой природы, характеризующей данные организации как частные, потому как МНПО не объединяют государства. Деятельность данных организаций носит некоммерческий характер и основана на добровольных началах. Кроме того, что бюджет формируется за счет членских взносов участников, различными субъектами могут вноситься пожертвования в пользу данных организаций. Необходимо отметить, что их деятельность опирается на принцип независимости от правительства. Основные положения о деятельности организации, а также ее права и обязанности закрепляются в уставе МНПО, поэтому некоторыми авторами правосубъектность данных организаций определяется как "уставная". На ее основании большинство неправительственных организаций получили возможность в некоторых ситуациях обязывать собственными конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием. Другими словами, отдельные международные неправительственные организации приобрели в отношении суверенных государств определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий, что сейчас можно наблюдать в деятельности ряда международных неправительственных организаций регионального (ЕС), а также универсального (МВФ) характеров5.

Необходимо также отметить, что  МНПО обладают правотворческими полномочиями, которые в свою очередь ограничены учредительными документами данных организаций. Правотворчество данных организаций носит наднациональный  характер и охватывает интересы всего  международного сообщества.

 

§2 Правовой статус международных неправительственных организаций в международном и внутригосударственном праве

 

Вопрос о правовом статусе данных организаций носит дискуссионный  характер. Так, одни авторы утверждают, что МНПО не являются субъектами международного права, соответственно проблема международной правосубъектности отпадает сама собой, так как она отсутствует у самих учредителей и участников - физических лиц и их объединений. Другие авторы утверждают, что данные организации не являются субъектами международного права, но при этом выступают субъектами международных отношений. Данная точка зрения, является не "жизнеспособной", так как нельзя быть субъектом отношений, не являясь при этом субъектом. Наиболее актуальным подходом, по-моему мнению, на сегодняшний день является тот, который учитывает практический вклад данных организаций: в развитие международных отношений и права, и признает их субъектами международного права со специальной правосубъектностью, и именно со специальной, ведь фактически данные организации не отвечают основному требованию предъявляемому субъектам международного права – они не вправе создавать нормы международного права6.

Ранее отмечалось, что международно-правовое оформление правового статуса и  деятельности МНПО производится главным  образом путем установления консультативных  отношений с межправительственными  организациями (например, согласно резолюции 1996/31: ЭКОСОС вправе поддерживать отношения с неправительственными организациями путем предоставления им консультативного статуса). При этом консультативные статуты могут быть либо общими, либо специальными. Неправительственные организации на сегодняшний день, это совокупность разнообразных и неравнозначных организаций и движений, но при этом все они объединены общими, свойственными всем, целями: приобретение определенных международных прав и обязанностей, получение консультативного статута. С учетом этого, учреждениями ООН, поддерживающими отношениями с различными неправительственными организациями разработано не только понятие данных организаций, но и порядок установления отношений, требования, которым должна соответствовать организация, при этом уровень таких требований различен для неодинаковых связей. Сама процедура получения консультативного статута является остаточно сложной и длительной, поэтому многими учеными предлагается принять международный акт, который содержал бы в себе единые для всех учреждений понятия и требования, закреплял бы основные права и обязанности организаций и др.. При этом, было бы целесообразно предусмотреть положение, закрепляющие отсутствие необходимости получения консультативного статута в каждом учреждении, если МНПО уже получила его в одном из них.

Анализ основополагающих актов позволяет выделить следующие основные права МНПО:

1. участие в создании международно-правовых  норм;

2. право органов организации  пользоваться определенными властными  полномочиями, в том числе право  на принятие решений, обязательных  для исполнения;

3. пользование привилегиями и  иммунитетами, предоставленными как  организации, так ее сотрудникам;

4. рассмотрение споров между  участниками, а в некоторых  случаях и с не участвующими  в данной организации государствами.

Современное международное право  нельзя рассматривать без учета  отношений негосударственного характера – между юридическими и физическими лицами различных государств, то есть отношений, осложненных "иностранным элементом" и отношений между МНПО и международными хозяйственными объединениями. Следуя этой логике, можно предположить, что субъектами международного права могут выступать, например, и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД), созданный на основании Вашингтонской конвенции от 18 марта1965 г., и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА), действующее в соответствии с Сеульской конвенцией от 1985 г7.

На основании изложенного можно  сделать небольшой вывод: в настоящее  время в международном праве  нет норм, которые официально бы признали международную правосубъектность  МНПО, с другой стороны, отсутствуют  нормы, отрицающие способность МНПО быть субъектом международного права и международных отношений. В научном плане отсутствует единая отработанная терминология, позволяющая выделить из многочисленных категорий общественных организаций международную неправительственную.

Поэтому, на мой взгляд, нецелесообразно  утверждать, что международные неправительственные  организации не являются субъектами международного права, поскольку они  обладают всеми общесубъектными  свойствами, которыми обладают остальные  субъекты международного права. Иными  словами, МНПО обладают способностью участвовать  в международных отношениях, регулируемых Международным правом, имеют возможность  реализации своих прав и обязанностей. Наделение МНПО консультативным  статусом позволяет говорить о включении  МНПО в круг субъектов международного права с ограниченным объемом  правосубъектности.

 

§3 Роль международных неправительственных организаций в современных международных отношениях.

 

Рассматривая данный вопрос необходимо прежде всего определить, что под кодификацией понимается процесс систематизации действующих норм, устраняющих противоречия, восполняющих пробелы, заменяющим устаревшие нормы новыми. При этом, кодификация может быть как официальной, так и нет. Применимо к МНПО целесообразно рассматривать, такой вид неофициальной кодификации как доктринальную - она осуществляется научными деятелями или организациями и официальную кодификацию, которая берет свое начало еще во второй половине 19 века, в то время она была посвящена военным законам.

Необходимо отметить, что по инициативе России были созваны две крупные конференции: Гаагская конференция мира в 1899г. и 1907г. Лигой наций был предпринят ряд попыток создания кодификационных проектов, но успеха в своей деятельности созванные конференции не достигли, так как на тот момент многие государства не были готовы к ограничению своих действий. Новый виток развития данная область начала с момента принятия устава ООН, так как в нем предусматривалось то, что Генеральная Ассамблея ООН организует исследования и делает рекомендации в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его ликвидации (ст. 13) 8. Во исполнение данного положения устава создавался соответствующий механизм кодификации. Сейчас роль международных неправительственных организаций в кодификации различных отраслей международного права достаточна велика. Их представители довольно часто участвуют в работе международных конференций, где нередко разрабатываются и принимаются документы, содержащие кодифицированные нормы. Данные организации способны эффективно решать разноплановые проблемы, при этом в их арсенале присутствуют остаточные ресурсы, как материальные, так и человеческие.

Кроме деятельности по кодификации различных норм МНПО регулярно направляют информацию государствам и различным межправительственным организациям, которая носит как общий, так и специальный характер. Помимо этого данные организации также распространяют полученную информацию от МПО, так можно привести в пример их деятельность по распространению сведений о правах человека. Общую совокупность данных действий принято называть информационной формой взаимодействия МНПО с различными субъектами международного права. Помимо распространения информации данные организации осуществляют консультирование по вопросам в сфере своей деятельности среди организаций, а также отдельных лиц, по их заявке. Как уже отмечалось ранее, данные организации участвуют и правотворчестве, разрабатывают различные проекты и рекомендации, которые имеют существенный вес при рассмотрении различных вопросов государствами и межправительственными организациями. При этом МНПО также осуществляют контроль за обеспечением соблюдения норм международного права. Так, "красный крест", осуществляют постоянный мониторинг и контроль выполнения норм гуманитарного права. Подобные функции выполняются многими другими МНПО, например, в сфере охраны окружающей среды. В продолжение контрольной деятельности данных организаций хотелось бы отметить то, что ими могут создаваться специальные следственные комиссии, которые занимаются расследованием соблюдения различных положений, таких основополагающих как права человека, например в Руанде или Чили, такие расследования проводились МНПО "Международная амнистия".

Информация о работе Международные неправительственные организации. Общая характеристика»