ВВЕДЕНИЕ
Увеличение значения океана
и его ресурсов, расширение возможностей
его эксплуатации определили активное
развитие морского права и усложнили
стоящие перед ним задачи. В
целях адаптации морского права
к новым условиям в 1958 г. были принятые
четыре Женевские конвенции: об открытом
море; о территориальном море и
прилежащей зоне; о континентальном
шельфе; о рыболовстве и охране
живых ресурсов открытого моря. Однако
ряд вопросов, включая режим дна,
не был решен. К тому же на мировую
арену вышло значительное число
новых независимых государств, которые
потребовали учета их интересов.
В результате была созвана конференция
ООН, которая в 1982 г. приняла Конвенцию
ООН по морскому праву, насчитывающую
320 статей и сопровождаемую восемью
приложениями. Особый статус в общем
комплексе занимает Соглашение 1994 г.
об имплементации части XI Конвенции,
в которой речь идет о правовом
статусе Района.
Развивающиеся страны, используя
свое большинство, добились многого - был
установлен режим дна, что послужило
основной причиной более чем сдержанного
отношения к Конвенции по морскому
праву морских держав. Она вступила
в силу лишь в 1994 г.
США не ратифицировали Конвенцию
по морскому праву, но заявили, что ее
нормы, за исключением относящихся
к режиму дна, являются общепризнанными
обычными нормами и, следовательно,
обязательными для США. Аналогична
позиция и ряда других морских
держав. С учетом этого обстоятельства
Генеральная Ассамблея ООН регулярно
принимает резолюции, призывающие
не участвующие в этой Конвенции
страны присоединиться к ней.
Следовательно, Конвенция
по морскому праву является основой
международного морского права. Вместе
с тем она не охватывает все
аспекты этой сложной отрасли. Значительная
роль принадлежит обычным нормам.
Кроме того, существует множество двусторонних
и региональных договоров в этой области.
Целью настоящей работы является
рассмотрение особенностей правового
статуса международных каналов.
- ПОНЯТИЕ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ КАНАЛОВ
Международные каналы представляют собой соединяющие
моря и океаны искусственные сооружения,
расположенные на путях интенсивного
морского судоходства и используемые
всеми государствами в соответствии с
МП и национальным законодательством.
Особенностью правового режима международных
каналов является то, что они, будучи частью
территории государства-владельца канала,
подпадают под действие соответствующих
международных договоров, существенно
ограничивающих правомочия данного государства.
Принципы правового
режима международных каналов:
1. Уважение суверенных
прав собственника канала и
невмешательство в его внутренние
дела.
2. Свобода судоходства
по каналу для судов всех
государств без какой бы то
ни было дискриминации.
3. Обязанность пользователей
соблюдать нормы Международного
права и национального законодательства
государства-владельца канала.
Режим судоходства по большинству
каналов характеризуется следующими
основными чертами:
- каналы в мирное время
открыты для всех невоенных
судов и военных кораблей всех
государств;
- администрации канала
предварительно сообщается название
и принадлежность судна, получается
свидетельство на судно (в большинстве
каналов ограничивается прохождение
судов определенных размеров
и тоннажа), предусмотрена уплата
сборов;
- устанавливаются правила
прохождения канала. В военное
время воюющим государствам в
канале запрещается высаживать
и принимать на борт войска,
грузить и разгружать военные
грузы и т.д.;
- в отношении территории
канала запрещается блокада.
Детально правовой режим
каналов регулируется национальным
правом соответствующего государства
и международными договорами. Например,
Конвенция относительно обеспечения
свободного плавания по Суэцкому каналу
1888 г. объявляет, что Суэцкий канал
«как в военное, так и в мирное
время будет всегда свободен и
открыт для всех коммерческих и военных
судов без различия флага». К Каналу
не применяется право блокады. «Никакие
действия, допускаемые войною, и
никакие действия, враждебные или
имеющие целью нарушение свободного
плавания по Каналу, не будут допускаемы
в Канале и в его входных
портах, равно как и в районе
трех морских миль от этих портов ...
В военное время воюющие державы
не будут ни высаживать, ни принимать
на суда в Канале и его входных
портах войск, снарядов и военных
принадлежностей».
Правовой режим Панамского
канала определяется целым комплексом
документов, в числе которых: Договор
о Панамском канале 1977 г., Договор
о постоянном нейтралитете и эксплуатации
Панамского канала 1977 г., Протокол к
Договору о постоянном нейтралитете
и эксплуатации Панамского канала 1977
г. (РФ участвует в Протоколе). Указанными
соглашениями было объявлено о нейтралитете
Канала для обеспечения того, чтобы
как в мирное время, так и во
времена войны он оставался безопасным
и открытым для мирного транзита
судов всех стран на условиях полного
равенства без дискриминации. Это
оговаривается требованиями о: выплате
сборов и других видов платы за
транзит через Канал и вспомогательное
обслуживание; выполнением определенных
норм и правил; запрете враждебных
актов со стороны транзитных судов.
Военные и вспомогательные суда
всех государств имеют право на транзит
через Канал, не подвергаясь в
качестве условия для транзита инспекции,
обыску или наблюдению. Однако к
таким судам может быть предъявлено
требование подтвердить, что они
выполняют все применимые медицинские,
санитарные и карантинные правила.
- ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУЭЦКОГО КАНАЛА
В 1854 бывший французский консул в Александрии Лессепс получил
от паши (правителя) Египта фирман, предоставлявший
Лессепсу исключительное право организовать
общество для сооружения и эксплуатации
канала. Согласно этому фирману и последовавшему
за ним фирману 1856, устанавливавшему права
и обязанности общества, канал в качестве
нейтрального пути следования судов должен
был быть открыт для всех торговых судов
на совершенно одинаковых основаниях.
Фирманы, полученные Лессепсом, подлежали
утверждению турецким султаном, которому
в связи с этим пришлось испытать дипломатическое
давление со стороны двух боровшихся между
собой держав: Франции, добивавшейся утверждения
концессии Лессепса, и Англии, стремившейся
к её отмене. В конечном итоге лишь в 1866
Исмаилу паше удалось получить от султана
утверждение, с некоторыми изменениями,
фирманов 1854 и 1856. В соответствии с этим
22. II 1866 был заключён новый концессионный
договор между правительством Египта
и Лессепсом, а 19. III 1866 данный договор был
санкционирован Турцией. Договор 1866 воспроизводил
положение о том, что канал является частью
территории Египта, и устанавливал свободу
прохода через канал всех судов без какого-либо
различия, т. е. и судов военных. Срок концессии
был определён в 99 лет, считая, согласно
постановлениям фирмана 1854, с момента
открытия канала. Утверждение концессии
Турцией дало возможность форсировать
работы по сооружению канала, 17. XI 1869 последовало
его открытие. Однако англо-французские
споры в вопросе о Суэцком канале продолжались.
В целях ослабления французского влияния
английское правительство было готово
подчинить Суэцкий канал международному
контролю; с другой стороны, оно сделало
не увенчавшуюся успехом конфиденциальную
попытку приобрести французские акции
в Обществе Суэцкого канала. Но в 1875 английскому
премьер-министру Дизраэли удалось приобрести из общего
числа 400 тыс. акций Общества Суэцкого
канала 177 642 акции, принадлежавшие египетскому
хедиву. Дальнейшее укрепление английских
позиций в Обществе Суэцкого канала последовало
в результате заключения в 1883 соглашения
между обществом и английскими судовладельцами,
по которому были произведены расширение
канала, снижение тарифов, увеличение
числа английских представителей в органах
управления делами общества и т. д. Вместе
с тем вопросы Суэцкого канала стали предметом
занятий международных конференций. По
инициативе Турции на разрешение международной
конференции с участием России, Великобритании,
Франции, Бельгии, Голландии, Греции, Турции,
Испании, Швеции, Норвегии, Италии, Австро-Венгрии
и Германии был передан спор о методах
измерения вместимости судов в целях взимания
сборов при прохождения судов через Суэцкий
канал. Рекомендации этой конференции,
собравшейся в Константинополе в 1873, сохранили
своё значение и по настоящее время. В
конце того же 1873 указанными выше государствами
была опубликована совместная декларация,
подтверждавшая, что Суэцкий канал является
открытым для военных судов, равно как
и для судов, перевозящих войска. По существу
это означало, что Суэцкий канал утрачивал
характер постоянного нейтралитета, и
во время русско-турецкой войны 1877-78 возникло
опасение, что военные действия могут
распространиться на Суэцкий канал. Однако
правительство России 30. V 1877 в ответ на
обращение правительства Великобритании
заявило, что оно не будет блокировать
канал или чем-либо угрожать его судоходству.
В 1882 на конференции шести держав - России,
Великобритании, Франции, Австро-Венгрии,
Италии и Германии (с последующим привлечением
Турции), собравшейся в Константинополе
в связи с египетским кризисом 1881-82, была
принята резолюция о целесообразности
организации международного контроля
в отношении Суэцкого канала. Однако оккупация
Египта Англией лишила принятую резолюцию
практических последствий. Спустя год
Англия обратилась к участникам конференции
1882 с предложением созыва новой конференции
в целях принятия соответствующего акта
на основе разработанных Англией принципов.
Это обращение не встретило поддержки
других стран, и конференция не была созвана.
В начале 1885 вопрос о регламентировании
режима судоходства по Суэцкому каналу
был возбуждён Францией в связи с предложением
Англии созвать международную конференцию
по вопросу о реорганизации финансов Египта;
на состоявшейся конференции была выделена
комиссия в составе представителей России,
Великобритании, Франции, Голландии, Испании,
Турции, Австро-Венгрии, Италии и Германии
для установления регламента судоходства
по Суэцкому каналу. Эта комиссия начала
свою работу 30. III 1885, но лишь 29. X 1888 (после
заключения в 1887 англо-турецкого соглашения,
в котором была предусмотрена свобода
судоходства по Суэцкому каналу) государства,
имевшие своих представителей в составе
комиссии, подписали в Константинополе
конвенцию относительно обеспечения свободного
плавания по Суэцкому каналу. Согласно
конвенции 1888 Суэцкий канал должен был
всегда оставаться свободным и открытым
как в мирное, так и в военное время для
всех торговых и военных судов без различия
флага. В соответствии с этим договаривающиеся
государства обязались не допускать никаких
нарушений свободного использования канала
как в мирное время, так и во время войны.
Блокада канала признавалась недопустимой.
В военное время свободный проход через
канал должен был предоставляться даже
военным судам воюющих государств; однако
в канале, в его выходных портах и в водах,
прилегающих к этим портам на протяжении
3 миль, воспрещались военные действия,
могущие создать затруднения для свободного
судоходства в канале. В отношении свободного
использования канала договаривающимися
государствами должен был применяться
принцип равенства, и ни одно из них в могущих
быть впоследствии заключённых в отношении
канала соглашениях не должно было стремиться
к получению каких-либо преимуществ или
выгод - ни территориальных, ни торговых. Конвенция не создала постоянно действующего
международного органа, но она предусмотрела,
что наблюдение за выполнением её постановлений
возлагается на представителей подписавших
конвенцию государств в Египте. Со стороны
представителей Великобритании при подписании
конвенции 1888 была сделана оговорка, сохранявшая
за Великобританией свободу действий
на время оккупации Египта британскими
войсками. Согласно англо-французской
декларации относительно Египта, подписанной
8. IV 1904, Англия заявила об отмене оговорки,
сделанной ею к конвенции 1888, признав для
себя обязательность Константинопольской
конвенции, касающейся свободы прохода
по Суэцкому каналу. Во время русско-японской
войны положение военных судов воюющих
государств было уточнено двумя нотами
египетского правительства от 10 и 12. II
1904. После окончания первой мировой войны,
во время которой Суэцкий канал был объектом
нападения со стороны вооружённых германо-турецких
сил, права, принадлежавшие по конвенции
1888 Турции, перешли согласно постановлениям
мирных договоров к Египту, причём Севрский,
а затем и Лозаннский мирные договоры
предусмотрели возобновление действий
упомянутой конвенции во взаимоотношениях
между Турцией и государствами, являвшимися
участниками указанных мирных договоров.
В англо-египетских переговорах, предшествовавших
декларации от 28. II 1922 о самостоятельности
Египта, возбуждался вопрос о продлении
срока действия концессии, предоставленной
Обществу Суэцкого канала, ещё на сорок
лет. Однако соглашения по этому вопросу
достигнуто не было. По англо-египетскому
договору 1936 (см.) охрана канала возложена
на Англию с предоставлением ей права
держать в его зоне войска и самолёты.
- ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПАНАМСКОГО КАНАЛА
По соглашению, заключённому
в 1846 между США и Новой Гренадой
(ставшей впоследствии республикой
Колумбия), США было предоставлено
право свободного транзита через
Панамский перешеек по всем путям
сообщения, существующим или могущим
быть сооружёнными в будущем, взамен
чего США гарантировали нейтралитет перешейка. В 1849 представитель
США в Гватемале без соответствующих полномочий
своего правительства заключил с правительством
Никарагуа конвенцию, согласно которой
США получили исключительное право на
сооружение транспортного пути между
Караибским морем и Тихим океаном. На протяжении
этого пути США могли возводить укрепления
и содержать войска, а в случае участия
США в войне закрыть канал для неприятельских
военных и торговых судов. Однако США воздержались
от ратификации этой конвенции, опасаясь,
что она может вызвать осложнения в отношениях
с Великобританией, также стремившейся
к сооружению под своим контролем канала
в Никарагуа и принимавшей меры к тому,
чтобы овладеть портами, которые должны
были бы служить конечными пунктами канала
при его сооружении. В связи с этим содержание
конвенции было изменено, и новая конвенция предусматривала для США лишь
право свободного прохода через имеющий
быть сооружённым канал, с обязательством
США гарантировать нейтралитет канала и защиту суверенитета
Никарагуа в отношении прилегающих к каналу
территорий, а равно и портов, которые
будут служить его конечными пунктами. Конвенция содержала также оговорку о
том, что те же права должны быть предоставлены
и другим странам, поскольку они заключили
бы аналогичные соглашения с Никарагуа.
Но и эта конвенция не была ратифицирована США.
В целях устранения продолжавшего нарастать
обострения взаимоотношений между США
и Великобританией в 1850 по инициативе
США был заключён т. н. Клейтон-Бульвера
договор. Этот договор должен был определить
международно-правовой режим будущего
канала. Он обязывал каждое из договаривающихся
государств не подчинять канал своему
исключительному контролю. Условия пользования
каналом должны были быть одинаковыми
как для граждан США и Великобритании,
так и для граждан других государств, принявших
на себя аналогичные с ними обязательства.
В соответствии с договором Клейтон-Бульвера
США в 1867 заключили с Никарагуа соглашение,
в силу которого получили право свободного
транзита с обязательством защиты нейтралитета
канала и суверенитета Никарагуа. Тождественное
по содержанию условие было ещё в 1860 включено
в торговое соглашение между Никарагуа
и Великобританией. С другой стороны, положения,
содержащиеся в договоре Клейтон - Бульвера,
были воспроизведены в соглашениях, заключённых
с Никарагуа Испанией в 1850, Францией в
1859 и Италией в 1868. В дальнейшем, однако,
дипломатическая активность США обратилась
в сторону Панамского варианта сооружения
канала. В 1869 и 1870 США в дополнение к соглашению
1846 предприняли попытки заключить соглашение
с Колумбией, причём отличительная особенность
проекта соглашения 1870 заключалась в том,
что канал должен был оставаться постоянно
открытым для военных судов лишь США и
Колумбии, а военные суда государств, находящихся
с ними в войне, не должны были допускаться
в канал. В 1878 правительство Колумбии предоставило
концессию на сооружение Панамского канала
организованному во Франции обществу,
во главе которого находился Лессепс,
осуществивший сооружение Суэцкого канала.
В законе о предоставлении концессии декларировался нейтралитет канала, свободный проход торговых
судов всех флагов даже во время войны,
свободный проход военных судов США и
Колумбии во всякое время, с закрытием,
однако, канала для военных судов других
государств на время войны, если только
право прохода военных судов соответствующего
государства во время войны не будет предусмотрено
соглашением такого государства с Колумбией.
Учитывая, что США в связи с этим могут
столкнуться на Панамском канале с влиянием
неамериканских государств, государственный
департамент США в 1881 поручил своим послам
в Лондоне, Париже, Берлине и Вене заявить
соответствующим правительствам, что нейтралитет Панамского канала гарантирован
США и что попытка установления дополнительной
гарантии такого нейтралитета путём соглашения
европейских государств между собой будет
рассматриваться США как недружелюбная
в отношении их акция. Последствием этого
дипломатического выступления США явилось
напоминание со стороны Великобритании
о постановлениях договора Клейтон - Бульвера
1850. Начавшаяся затем дипломатическая
переписка продолжалась до 1883, но не привела
ни к каким результатам. К вопросу об упомянутом
договоре США вернулись вновь в 1899, после
успешного окончания войны с Испанией,
во время которой в США ещё более укрепилось
мнение о том, что сооружённый канал должен
находиться под исключительным контролем
США. Первоначальное англо-американское
соглашение, заключённое в 1900 и содержавшее
в себе ссылку - в качестве базы - на положения
конвенции 1888 относительно Суэцкого канала,
не получило одобрения сената США, и в
связи с этим в 1901 был заключён Гей- Паунсфота
договор, одобренный как США, так и Великобританией.
В силу этого договора был отменён договор
Клейтон-Бульвера и признаны права США
на сооружение канала, его управление,
эксплуатацию и обеспечение безопасности
на всём его протяжении; с другой стороны,
в соглашении было оговорено, что канал
должен быть открытым для торговых и военных
судов всех флагов, без указания, однако,
на то, что обязательство держать канал
открытым охватывает собой как мирное,
так и военное время. Ещё задолго до заключения
вышеупомянутого соглашения, а именно
в 1888, произошло банкротство французского
общества Панамского канала. Новое общество,
взявшее на себя продолжение работ по
строительству канала, вступило в переговоры
с США относительно передачи своей концессии
и произведённого строительства, и в 1902
последовало заключение соответствующего
соглашения, предусматривавшего уплату
США обществу 40 млн. долл. Вслед за этим
США оставалось урегулировать свои взаимоотношения
с Колумбией, однако последняя в августе
1903 отказалась ратифицировать соглашение,
подписанное её представителями с представителями
США в начале того же года. Следствием
этого отказа явилась «Панамская революция»,
в результате которой Панама при прямой
поддержке США отделилась от Колумбии
и провозгласила себя самостоятельной
республикой, незамедлительно получившей
признание со стороны США. 18. XI 1903 последовало
заключение Гей - Бюно-Варильи договора
между США и Панамской республикой, в силу
которого последняя уступила США на вечные
времена право сооружения и эксплуатации
канала. Далее, для защиты канала США получили
право применять свои вооружённые силы,
а также возводить оборонительные укрепления.
Возможность беспрепятственного использования
Панамского канала для судоходства дружественных
стран была вновь подтверждена президентом
США в 1904; 24. VIII 1912 был издан закон об открытии
и эксплуатации канала и об управлении
зоной канала, а 9. VII 1914 были изданы - в развитие
закона 1912-правила о судоходстве по каналу
и при подходах к нему. Самое же открытие
канала состоялось 16. VIII 1914. Границы зоны
канала подверглись уточнению по соглашению
между США и Панамой от 2. IX 1914. Во время
первой мировой войны, до вступления в
неё США, в силу прокламации, изданной
США 13. XI 1914, допускался беспрепятственный
проход через канал торговых и военных
судов воюющих государств; после же вступления
США в войну на основании прокламации
от 23. V 1917 неприятельские торговые и военные
суда были лишены права пользоваться каналом.
Обеспечение безопасности Панамского
канала было предусмотрено, далее, в договоре
о дружбе и сотрудничестве, заключённом
между США и Панамой в 1936, и в нотах, к нему
приложенных. Начало второй мировой войны
вызвало прокламацию от 5. IX 1939 относительно
соблюдения нейтралитета в зоне Панамского
канала и ряд постановлений (от 5. IX 1939,
от 25. III 1940 и от 9. VII 1940), с этим связанных.
В отношении прохода через канал судов,
захваченных в качестве приза, заслуживает
быть отмеченным проход через канал в
конце 1939 германского судна «Дюссельдорф»,
имевшего на борту британскую призовую
команду. Проход этого судна был осложнён
тем, что со стороны немцев была сделана
попытка высадить в зоне Панамского канала
находившегося на судне морского агента
под предлогом его болезни. Однако после
установления в госпитале на территории
Панамы симуляции болезни мнимый больной
был передан, несмотря на протесты Германии,
британскому вице-консулу и доставлен
в Бермуду на канадском эсминце.
- ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КИЛЬСКОГО КАНАЛА
Сооружён Германией на
территории Шлезвиг-Голштинии, отторгнутой
от Дании в 1864; соединил Балтийское
море с Северным; открыт для судоходства
в 1895. Сооружение канала преследовало
военно-стратегическую цель: предоставить
Германии возможность скрыто осуществлять
быстрое передвижение своего военного
флота из Балтийского моря в Северное
и обратно. Для торгового мореплавания
сокращение пути следования судов также
имело существенное значение. Несмотря,
однако, на роль канала в международном
торговом мореплавании, международно-правовой
режим его был установлен лишь
после первой мировой войны. До этого
Германия относила Кильский
канал к своим внутренним водным путям
с применением разрешительной системы
для прохода через канал иностранных судов.
Постановления Версальского мирного договора
(ст. 380-386) предусматривали, что канал будет
постоянно свободен и открыт с соблюдением
полного равенства для военных и торговых
судов всех государств, находящихся в
мире с Германией. Вопрос о праве Германии
закрывать канал для прохода иностранных
судов подвергся рассмотрению Постоянной
палаты международного суда, причём в
вынесенном 17. VIII 1923 решении Палата указала
на то, что канал может быть закрыт лишь
для судов стран, находящихся в войне с
Германией, а также в случае, если недопущение
прохода судна через канал обусловлено
соображениями полицейскими, таможенными,
санитарными или нахождением на судне
товаров, запрещённых к вывозу или ввозу.
В 1936 в нарушение указанных статей Версальского
договора германское правительство, предоставив
торговым судам всех стран право прохода
по каналу, потребовало для прохода военных
кораблей получения разрешения в каждом
отдельном случае. После второй мировой
войны канал находится в зоне английской
оккупации. Режим Нильского канала должен
быть окончательно установлен новой международной
конвенцией.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международное морское право
является одной из старейших отраслей
международного права и представляет
собой совокупность международно-правовых
принципов и норм, определяющих правовой
режим морских пространств и регулирующих
отношения между государствами, другими
участниками правоотношений в связи с
их деятельностью по использованию морей,
океанов и их ресурсов.
Таким образом, международное
морское право регламентирует деятельность
человечества в водных пространствах,
включающую в себя определение правового
режима различного рода территорий, установления
статуса членов экипажа и пассажиров морских
судов, порядка освоения природных ресурсов
океана и т.д.