Международно-правовая ответственность

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Ответственность – важнейшее средство восстановления и обеспечения правопорядка, а это немыслимо вне определенной процедуры, включающей процессуальные стадии, специфические, относительно обособленные комплексы процессуальных правил (процессуальные производства), характеризующейся процессуальным режимом, свойственным конкретной ситуации. Провозглашение обязанности, не подкрепленной подобной процедурой, можно рассматривать лишь как декларацию о том, что должно быть, но не то, чему суждено осуществляться.

Файлы: 1 файл

Международное.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

      Состав  – это минимальная совокупность главных объективных и субъективных признаков, достаточных для возложения ответственности на правонарушителя. Из утверждения, что именно состав правонарушения, обнаруживаемый в поведении отдельного государства, является основанием его международно-правовой ответственности, не следует, что ответственность возможна лишь при условии доказанности всех элементов состава и что выполнение этого условия лежит на потерпевшей стороне. Специфика современных международных отношений и международного права, отсутствие общеобязательной для государств судебной или иной процедуры делают невозможным возложение бремени  доказывания существования международного правонарушения на потерпевшее государство.

      При определении понятия международного правонарушения надо решить вопрос о  включении в него определенных элементов. Первым элементом является указание на то, что противоправное деяние государства в международном плане может возникнуть в силу как действия, так и бездействия. Также все правонарушения наносят определенный вред международному правопорядку. Нарушение международных обязательств препятствует соблюдению международного права, посягает на защищаемые им блага. Поэтому противоправность охватывает понятие вредности правонарушения.

      В составе правонарушения различают  объективные и субъективные элементы. Первый из этих элементов квалифицируется обычно как субъективный элемент и характеризуется поступком, который может быть присвоен не отдельному лицу или группе лиц, фактически совершивших его, а государству в качестве субъекта международного права, а второй – как объективный элемент: государство этим поступком нарушает принятое им международное обязательство. 

      Деятельность  государства на международной арене  может проявляться только через  деятельность его органов, осуществляющих суверенную волю государства, поэтому всякое поведение государства, нарушающее его международно-правовые обязательства, объективно выражается в деяниях определенных государственных органов. Вследствие этого, доктрина международного права, практика государств, международная судебная и арбитражная практика единодушно признают принцип ответственности государств за противоправное поведение его органов. Специальными случаями присвоения поведения государству следует считать также присвоение ему деяний органов, предоставленных в его распоряжение другим государством или международной организацией, а также деяний органов повстанческого движения, которое становится новым правительством государства или приводит к созданию нового государства.

      Государству присваивается поведение его  органов, а также органов его административно-территориальных единиц и организаций, уполномоченных выполнять прерогативы государственной власти, в частности, когда эти органы превысили свои полномочия, установленные внутригосударственным правом, или нарушали инструкции, касающиеся их деятельности. Сам факт превышения полномочий не мешает этим органам действовать даже незаконным образом в рамках их функций. Государство не может уклониться от ответственности на том основании, что, согласно его законодательству, эти действия не следовало совершать или следовало совершать иным образом. Только если это лицо действовало не в качестве должностного лица или органа, его поведение не присваивается государству.

      Решение вопроса о том, является ли конкретное деяние государства основанием его  международно-правовой ответственности, зависит от наличия в поведении государства совокупности элементов, образующих состав международного правонарушения.

      Общий состав международного правонарушения включает в себя следующие элементы: а) объект противоправного деяния; б) противоправное поведение государства, выражающееся в деяниях его органов; в) вред, являющийся следствием противоправного поведения государства; г) причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями.

      Каждый  из этих элементов присутствует в  составе конкретного правонарушения, т. е. лишь наличие этих признаков  свидетельствует о том, что в  поведении государства имеется  состав международного правонарушения.

      Проблема  объекта международного правонарушения неразрывно связана с более широкой проблемой объекта международного права и субъекта международных правоотношений. Признавая, что "объектом норм права и правовых отношений являются определенные материальные блага, к достижению которых стремятся государства и которые отвечают жизненным интересам субъектов, участвующих в правовых отношениях",  то придется сделать вывод, что объектом противоправного деяния будут те же материальные и нематериальные блага.

      Реальным  объектом международного правонарушения служит нарушенная норма права или, точнее, обязательство государства, установленное этой нормой. Например, в случае агрессии государство-агрессор реально нарушает обязательство поддержания международного мира и безопасности, мирных отношений, а также обязательство воздержания от применения силы.

      Общим объектом международного правонарушения являются регулируемые правом международные  отношения, т. к. любое правонарушение наносит определенный вред правовому  регулированию международных отношений, международному правопорядку.

  Противоправное поведение государства может проявляться как в действиях, так и в бездействии его органов, нарушающих международное обязательство этого государства. Противоправность деяния государства состоит в несоответствии его поведения международному обязательству.

      Международное обязательство может быть нарушено различными деяниями государства, перечислить  которые невозможно. В любом случае государство несет международно-правовую ответственность только за свое деяние, нарушающее международное обязательство.

      В зависимости от природы ущерба, причиненного международным правонарушением, его  подразделяют на два основных вида:

    материальный ущерб – различные имущественные потери, начиная от территориальных потерь и кончая упущенной выгодой;

    нематериальный ущерб – начиная от различных форм ограничения государственного суверенитета и кончая уроном чести и престижа государства.

      Однако  часто ущерб причиняется и  в смешанной форме.

      В международном праве при делении  материального ущерба по характеру  утрат выделяются положительный ущерб (действительный материальный ущерб) и упущенная выгода. Если в результате правонарушения утрачено имущество, налицо положительный ущерб; если утрачена возможность извлечь определенные экономические выгоды в будущем, речь идет об упущенной выгоде. Упущенная выгода отличается от косвенного ущерба. Критерием деления убытков на прямые и косвенные служит характер причинной связи между неправомерным поведением и причиненным ущербом.

      Причинная связь между противоправным поведением государства и наступившими вредными последствиями является необходимым элементом состава международного правонарушения, условием ответственности государства за причинение ущерба законным интересам других государств. Является ли причинная связь прямой или косвенной, необходимой или случайной, типичной или нетипичной и т. п., от этого зависит деление причиненного правонарушением ущерба на прямой и косвенный.

      Теперь  рассмотрим вину как субъективный элемент  международного правонарушения. Традиционно  проблема вины государства вызывает острые дискуссии в науке международного права. Она неразрывно связана с проблемой выражения свободы воли государства на международной арене и волевой оценки поведения государства, равно как и с международно-правовой квалификацией такого поведения.

      В правовом плане эта проблема сводится к решению двух вопросов – применима  ли категория вины к субъективной оценке противоправного поведения  государства, и является ли вина обязательным элементом общего состава правонарушения.

      Касаясь первой проблемы, надо признать, что государство, совершающее международное правонарушение, не может не осознавать причинной связи между своим поведением и его последствиями, противоправности этого поведения, противопоставления своей воли интересам других государств или международного сообщества в целом. Следовательно, можно сделать вывод, что категория вины государства применима для оценки его противоправного поведения.

      Вина  государства – это социально-политическое явление, суть которого заключается  в осознании государством противоправности своего поведения, в его волевом отношении к результатам этого поведения, выражающемся как в желании их получить, так и в невнимательности к правам других субъектов или пренебрежения этими правами.

      Вина, принимаемая в таком смысле, содержится в любом международном правонарушении, однако это не означает, что вина – обязательный составной его элемент, без доказанности наличия которой невозможна международно-правовая ответственность.

      Ответственность государства-правонарушителя существует в конкретных ее видах и формах.

      Юридическая ответственность по международному праву отличается от юридической  ответственности по национальному  праву. Для национального права  не характерны такие виды ответственности  как политическая и такие формы международной ответственности, как сатисфакция, репарация и ряд иных. Такие виды ответственности могут быть применены только к федерации в целом.

      Виды  ответственности, в зависимости  от характера возлагаемых на государство  лишений, делятся на материальные и нематериальные.

      Форма ответственности, отражая конкретное в лишениях, претерпеваемых государством-правонарушителем, является способом, с помощью которого это государство выполняет обязанности, вытекающие из его ответственности, и тем самым претерпевает соответствующие лишения.

        Любое международное правонарушение  предполагает следующий комплекс  последствий: 1) восстановление государством-правонарушителем  status quo ante; 2) несение государством-правонарушителем ответственности; 3) применение мирных согласительных средств урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности; 4) обращение потерпевших субъектов в случае необходимости к принудительным средствам обеспечения ответственности.

      Особой  формой ответственности государства за международное преступление является передача части его территории потерпевшим субъектам с целью гарантии их безопасности. Вместе с тем это может служить компенсации ущерба, который не может быть возмещен иным путем.

      В международном публичном праве с понятием "санкции правовой нормы" ассоциируются не формы ответственности, а принудительные меры. Это меры, служащие средством пресечения международных правонарушений, восстановления международного правопорядка, в конечном счете средством принуждения государста-правонарушителя выполнить обязанности, вытекающие из его международной ответственности. 
 
 

Список  источников: 
 

Информация о работе Международно-правовая ответственность