Международное право Средних веков (V-XVII)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:10, доклад

Краткое описание

В 476 г. предводитель племени герулов, ругиев или скиров, живших в долине Дуная Одоакр сверг императора Западной Римской Империи Ромула Августула. Еще до падения Рима стали возникать первые европейские государства, процесс их становления завершился к IX в. Распад Западной Римской Империи привёл к развитию феодальных отношений, породивших новый тип международного права и просуществовавших до появления абсолютистских монархий в XVI-XVII вв. Кроме того, на территории бывшей Римской Империи на Ближнем и Среднем Востоке возни Арабский Халифат. Система права, существовавшая в V-XVII вв., называется международным правом Средних веков. К.А. Бекяшев приводит следующие отличительные черты этой системы:
1. регионализм

Файлы: 1 файл

Доклад по международному праву.docx

— 32.60 Кб (Скачать)

Доклад по международному праву

Тема:

«Международное право  Средних веков  
(V-XVII)»

 

 

 

 

В 476 г. предводитель племени герулов, ругиев или скиров, живших в долине Дуная Одоакр сверг императора Западной Римской Империи Ромула Августула. Еще до падения Рима стали возникать первые европейские государства, процесс их становления завершился к IX в. Распад Западной Римской Империи привёл к развитию феодальных отношений, породивших новый тип международного права и просуществовавших до появления абсолютистских монархий в XVI-XVII вв. Кроме того,  на территории бывшей Римской Империи на Ближнем и Среднем Востоке возни Арабский Халифат. Система права, существовавшая в V-XVII вв., называется международным правом Средних веков. К.А. Бекяшев приводит следующие отличительные черты этой системы:

1. регионализм

2. преобладание обычных  норм над договорными

3. значительное влияние  церкви на процесс формирования  норм международного права.

  Согласно другим источникам, средневековое право имеет следующие отличительные черты:

«- монархический характер межгосударственных отношений – в условиях преобладания монархии как формы государства в международных отношениях доминировала личность монарха, имевшего почти неограниченные полномочия в области внешних сношений, договоров, ведении войн, заключении мира на собственных условиях и т.д. Cвои территории вместе с населением монархи могли дарить, продавать, передавать в качестве приданного или по завещанию, сдавать в залог.

- период феодализма – это постоянные междоусобицы и войны монархов.

- регионализм - отсутствие  единого для всех международного  права, существование основанных  на общем праве региональных  политико-правовых систем: Западная Европа, Византия, Средиземноморье, арабские халифаты, Индия, Китай, Киевская, а позднее - Московская Русь.

- выдвижение Европы в  центр международной жизни –  в силу ряда объективных факторов  именно Европа, в первую очередь  Западная, стала доминировать в  международных отношениях, силой  навязывая остальному миру свою  межгосударственную идеологию и  практику. Для этого были следующие  основания: объединившая европейцев  преемственность более развитых  античных традиций; деятельность  католической церкви, ставшей связующим  институтом в международных делах  и обеспечившей свой политический  контроль над правителями Европы.

- доминирующее влияние  религии - религия и церковь  стали играть решающую роль  в международных отношениях, т.к.  являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной  силой во многих регионах мира, доминировавшей над светской  властью. Римско-католическая церковь  оказывала огромное влияние в  Западной Европе, православная –  в Византии и на Руси, ислам  – среди арабских государств.

- эпизодичность - для международных  как общих, так и правовых  отношений характерны нестабильность, эпизодичность, постоянная переменчивость.

- господство силы над  правом – характерный признак  взаимоотношений государств и  народов Средневековья. Одним  из наиболее его ярких проявлений  является так называемое «кулачное право».

- преобладание обычных  норм над договорными, обусловленное, как и в древний период, неразвитостью международно-правовых отношений.

- стирание различий между  публичным и частным в международных  правоотношениях - феодальное общество  было системой сложных политико-правовых  и договорных связей между  феодалами разных рангов, в основе  которых лежала частная собственность  на землю. В силу этих особенностей феодального строя частно-правовые отношения мало отличались от публично-правовых, а частный договор от международного договора»1.

  Всё ещё не сложилась единая для всех государств система международного права. Однако были отдельные центры международно-правовых отношений. Этими центрами стали:

1. Западная Европа

2. Византия

3. Киевская Русь (а позднее  Московское государство)

4. Индия

5. Китай

6. Арабский Восток

  «Несмотря на то, что средние века характеризуются ведением государствами постоянных войн, развитие государственности, необходимость вступать в разнообразные международные отношения, прежде всего в мирные и торговые, вели к появлению отдельных институтов международного права»2.

  В свою очередь специфическим был и набор субъектов международного права Средних веков:

1. Монархи

2. Папа Римский

3. Религиозные организации,  такие как рыцарские ордена

4. Вольные города, например  Венеция

5. Союзы вольных городов,  например Ганзейский союз

  Объединяющую роль сыграло христианство. Оно способствовало ограничению средневекового произвола и смягчало отношения между субъектами. На церковных соборах обсуждались и международные дела.

На первом этапе периода  преобладала устная форма договора, но впоследствии возникла и письменная. Договоры, в основном, составлялись на латыни, а срок их действия мог  быть практически любым, при этом  поводом к их расторжению становились  войны.

  «В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения»3. В свою очередь феодальные договоры чаще всего носили мирный характер и были, в большинстве своём, двухсторонними. Однако, в истории есть примеры и многосторонних феодальных соглашений. Самым известным из них является Вестфальский мирный договор или Вестфальский трактат, положивший конец Тридцатилетней войне. Он ознаменовал важнейший переход от религиозного к светскому регулированию отношений на основе принципа политического равновесия.

  Важную роль в разрешении международных проблем играли третейские суды, «в качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора»4.

  В средневековой дипломатии действовал принцип: «посол лицо государя носит и речи его говорит», но при этом все ещё не было института постоянного дипломатического представительства. Послы обладали неприкосновенностью и особыми привилегиями, такими как невозможность ареста их самих и их имущества, освобождение от уплаты пошлин, особые церемониальные почести и т.д.

  В X в. в Средиземноморье появляются консулы, которые защищают интересы иностранных купцов и мореплавателей, однако, обычные иностранцы остаются незащищёнными, например, после смерти их имущество переходит к феодалу, так же как согласно береговому праву выброшенное на берег имущество переходит к феодалу.

  С XII в. происходит рецепция Римского права. С этого времени оно выступает наравне с Библией и актами церкви. Оно способствует развитию нескольких важных институтов международного права, включающих международные договоры, способы приобретения территории и так далее.

Гражданский характер Римского Права способствует секуляризации  международно-правовых институтов.

  Развивается и военное право. В период Средневековья война была естественным состоянием международных отношений и ничем не ограничивалась. Первоначально города подвергаются разграблению, о раненых не заботятся, не существует различия между мирным населением и военными. Но с течением времени ситуация постепенно смягчается. Например, на Руси признаётся неприкосновенность мирных жителей, существует обычай объявления войны, попечения о раненых и больных. В редких случаях существовал и режим нейтралитета. Происходит разделение войн на законные и незаконные. Законная война должна быть обязательно объявлена. Проходящие церковные соборы принимают постановления, ограничивающие способы и средства ведения войны и торговлю оружием. Например, в 1139 г. постановлением Лютеранского собора было запрещено продавать мусульманам суда и оружия, а также использовать арбалеты под угрозой отлучения от церкви. Пленных и раненых все еще не запрещалось убивать, но при этом появилось запрещение убивать безоружных и просящих пощады. Зародилась практика выкупа пленных. Появились и специальные нормы ведения морских войн. В XIII-XIV вв. возник институт каперства.  Получает развитие посредничество и арбитраж.

  В XVI столетии появляется понятие «суверенитет». Оно было введено в 1576 г. Жаном Боденом в его труде «Шесть книг о Республике». В то время суверенитет государства был фактически равен суверенитету монарха. Например, всем известно высказывание Людовика XIV – «государство – это я». Действует принцип «par in parem non habit imperium» . Боден под суверенитетом понимал абсолютную и постоянную власть монарха, проявляющуюся «в издании законов, распространяющих свое действие на все лица и учреждения государства; в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц; в действии в качестве высшего суда; в помиловании»5.

  Международным правом это понятие было воспринято в XVII в.

  В XV в. возникают постоянные посольства, укрепляется принцип их неприкосновенности, чему во многом способствует церковь, рассматривающая послов как находящихся под ее покровительством. Возникает вопрос о старшинстве послов.

  В XVI в. Европейские государства начинают заключать договоры с мусульманскими странами. В этих договорах предусматривается режим капитуляции, сущность которого заключается в получении только европейскими христианами льгот и изъятий в области судопроизводства, повинностей и налогов. «Особое внимание в договорной практике государств уделяется вопросу обеспечения выполнения международных договоров. Основным таким средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Евангелия. Нарушителю договора грозили возможностью интердикта6 и отлучения от церкви»7.

  Со временем государства начинают считать религиозную клятву недостаточной и прибегают к поручительству третей стороны, залогу ценностей и территорий и взятию или обмену заложниками. В этот же период государства начинают претендовать на морские территории. Для того, чтобы предотвратить государства от столкновений по поводу морских пространств в 1493 г. Папа Александр VI совершает раздел Атлантического Океана между Испанией и Португалией, а сами государства в 1494 и 1529 гг. заключают договоры о разделе земель, омываемых Атлантическим, Тихим и Индийским океанами, а также сами океаны. Подобна ситуация не устраивает другие государства. В XVI в. Англия и Нидерланды предлагают принцип открытого моря, на основе работы Гроция «Свободное море». Происходит становление правового режима портов, режима судов в территориальном и открытом море и т.д.

  Фактически до XVII в. науки международного права не существовало.   Однако отдельные источники можно было обнаружить в трудах богословов, юристов и философов. Например, работа Августина Блаженного «О граде божьем», в которой приводились обоснования необходимости соблюдения международных договоров. Он также делил войны на справедливые и несправедливые. Подобное деление было и у Фомы Аквинского, чьи взгляда оказали существенное влияние на последующие правовые концепции.    Причем особое место заняла идея о естественном праве, как части божественного права. Наиболее значимые юристы – это итальянцы Бальт и Бартол, затронувшие вопрос законности заключенных монархами международных договоров.

  С XVI в. учеными уделяется все больше внимания проблемам международного права. Например, испанский теолог Ф. Виториа, несмотря на официальную политику Испании заявляет, что американские индейцы должны быть признаны народом со своими законными интересами, и война против них, таким образом, может вестись, только если появится справедливая причина.

  В 1585 г. и 1598 г. выходят две работы  известного ученого А. Джентили. Эти работы – «О посольствах» и «Право войны», сыграли значительную роль в развитии науки международного права. Он тоже говорил о справедливых войнах и справедливых причинах для войн, а также о том, что посла, совершившего преступление, лучше выслать из государства, чем судить.

  В XVII в. Зарождается наука международного права. Её основателем принято считать голландца Гуго Гроция. «В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права»8.

  Гроций рассматривает международное право в качестве права, основанного на договорных или обычных соглашениях государств. При этом, согласно Гроцию, международно-правовыми источниками являются природа и божественные законы, что означает, что Гроций разделяет право на естественное и позитивное (положительное). Позднее это разделение привело к появлению в юридических науках двух направлений: естественного и позитивного права.

  На Руси международная практика по большинству параметров ничем не отличалась от европейской. Однако были исключения. Например, заключенные в 911 и 944 гг. договоры с Византией закрепили отказ Руси от берегового права.

  Великие географические открытия способствовали становлению нового этапа развития международного права – классического международного права.

 

 

 

 

Список источников и литературы:

1. «Международное публичное право», Бекяшев К.А., издательство Проспект, 2005 г., Москва

2. «Мировая политика и международное право 
закономерности, тенденции, перспективы» (том 1), О.О. Хохлышева, 
Изд-во Нижегородского университета, 2005 г, Нижний Новгород

3. «Международное право», Колосов Ю.М., издательство «Международные  отношения», 2000 г., Москва

4. 2kriminalistika.ru

1 2kriminalistika.ru

2 Ю.М. Колосов «Международное право», с.22

3 К.А. Бекяшев, Международное Публичное Право, с.57

4 Там же.

5 Ю.М. Колосов, «Международное право», с. 26

6 в римско-католической церкви временное запрещение всех церковных действий и треб (например, миропомазания, исповеди, бракосочетаний, евхаристии), налагаемое папой или епископом

7 Ю.М.Колосов «Международное право», с. 23

8 К.А. Бекяшев, Международное Публичное Право, с.57


Информация о работе Международное право Средних веков (V-XVII)