Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:40, доклад
Постановка научной проблемы, касающейся норм права, применяемых в период вооруженной борьбы, обусловлена достигнутым уровнем развития данной отрасли международного права, так как назрела необходимость по-новому подойти к научной характеристике отдельных ее положений. Современное международное право представляет собой сложную систему юридических норм и принципов, в которых находят свое выражение объективные закономерности развития международных отношений. Международно-правовое запрещение агрессивных войн само по себе еще не ведет к искоренению из общественной жизни причин, порождающих вооруженные конфликты.
Необходимо вместе с тем подчеркнуть, что соблюдение приведенных выше формальностей само по себе не делает блокаду правомерной. В современных условиях блокада считается правомерной, если она предпринимается в связи с реализацией права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии с Уставом ООН. К морской блокаде, согласно Уставу, вправе прибегнуть Совет Безопасности ООН, если это необходимо для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Военно-морская блокада, осуществляемая агрессором, составляет как таковая акт агрессии. Преднамеренное нарушение блокады влечет за собой конфискацию судна и его груза. Согласно Лондонской декларации о праве морской войны 1909 года возможность захвата нейтрального судна за нарушение блокады обуславливается действительной или предполагаемой осведомленностью его о блокаде. Захват нейтральных судов за на рушение блокады может быть осуществлен только в районе действия военных судов, обеспечивающих блокаду. Судно, признанное виновным в нарушении блокады, конфискуется вместе с грузом, если только не доказано, что в момент его погрузки лицо, ее производящее, не знало и не могло знать, о намерении нарушить блокаду.
XI Гаагская
конвенция о некоторых
Международное
право не запрещает использование
минного оружия. Вместе с тем, согласно
Гаагской конвенции об установке подводных,
автоматически взрывающихся от соприкосновения
мин 1907 года, запрещается ставить мины,
не закрепленные на якорях (за исключением
тех, что становятся безопасными спустя
час после того, как над ними будет утрачено
наблюдение тем, кто поставил мину), или
закрепленные на якорях мины, которые
не становятся безопасными, после того
как сорвутся с минрепов. Запрещается
также ставить мины у берегов и портов
противника с целью нарушить торговое
мореплавание. Конвенция обязывает все
государства принимать меры для обеспечения
безопасности мирного судоходства, а в
случаях, когда наблюдение за минами прекращено,
указывать в извещениях мореплавателям
или в других общедоступных документах
опасные районы и сообщать о них другим
государствам дипломатическим путем.
Средства и методы ведения воздушной войны
В связи с развитием НТП и повышением уровня в военно-промышленном комплексе, особое место в международном праве вооруженных конфликтов занимают средства и методы ведения воздушной войны. Положения дополнительного протокола I направлены на защиту гражданского населения от нападений с воздуха. Нападения с воздуха могут быть направлены только против военных объектов. Запрещается нападение или угроза нападения, основная цель которого состоит в том, чтобы терроризировать гражданское население.
Особый запрет установлен в отношении неизбирательного нападения, то есть такого, которое направлено как на военные, так и на невоенные объекты. При нанесении ударов с воздуха надлежит:
1. удостовериться в военном характере целей;
2. выбирать
такие методы и средства, которые
сводят к минимуму случайное
поражение гражданских
3. воздерживаться
от нападения, если конкретное
и прямое военное преимущество
от него будет несравнимо
При ведении военных действий в воздухе надлежит принимать меры для минимизации ущерба гражданским лицам и объектам, в частности предупреждать о нападениях, могущих затронуть гражданское население.
Дополнительный
протокол I провозглашает принцип уважения
и защиты санитарных летательных аппаратов
и устанавливает условия такой защиты.
Стороны в конфликте не имеют права использовать
санитарную авиацию для получения военного
преимущества над другим противником,
в частности для сбора и передачи разведывательных
сведений.
Режим военной
оккупации
От других видов пребывания войск на иностранной территории военная оккупация отличается совокупностью присущих ей признаков. Военная оккупация не ведет к распространению суверенитета оккупирующего государства на занятую его войсками территорию. Согласно законам и обычаям сухопутной войны, воспрещается принуждать население занятой области давать сведения об армии другого воюющего государства или о его средствах обороны. Честь и семейные права, жизнь отдельных лиц и частная собственность, а также религиозные убеждения и отправление обрядов веры должны уважаться. Контрибуции могут взиматься лишь на основании письменного разрешения начальствующего командира, и по каждой контрибуции должна выдаваться расписка. Повинности не должны включать обязанности для населения принимать участия в военных действиях против своего отечества.
Одним из важнейших положений Женевской конвенции о защите гражданских лиц во время войны 1949 года является запрет угона и депортации гражданских лиц из оккупированной территории на территорию оккупирующей державы или на территорию третьего государства, равно как и перемещение части собственного гражданского населения на оккупированную территорию. Однако, допускается полная или частичная эвакуация определенного района в силу особо веских соображений военного характера или для безопасности населения.
Помимо вышеизложенного в отношении гражданских лиц запрещается:
* совершать
любые акты насилия,
* применять
меры принуждения, физического
или морального порядка, в
* применять
пытки, телесные наказания,
* применять коллективные наказания.
Иностранцам,
оказавшимся на оккупированной территории,
обеспечивается право ее покинуть в возможно
короткие сроки. И, что необходимо отметить,
уголовное законодательство должно в
принципе оставаться каким было до оккупации,
кроме положений, которые представляют
угрозу безопасности оккупирующей державы.
Судебным органам оккупированной территории
должно быть разрешено продолжение исполнения
своих функций.
Информация о работе Международное право перид вооруженных конфликтов