Международное частное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:36, контрольная работа

Краткое описание

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Оглавление

Введение 3
Вопрос 1. Порядок и особенности признания прав иностранных авторов в России 4
Вопрос 2. Международные договоры как источник международного частного права 10
Вопрос 3 Задача 4 16
Выводы 17
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

А101_2 Международное частное право.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных  договорах Российской Федерации» предусматривает  три вида международных договоров: межгосударственные, межправительственные и межведомственные.

Международный договор  может изменять нормы действующего международного права, создавать новые  и ликвидировать старые нормы, и  в силу этого международный договор  также является нормативным.

Все органы государства  в своей деятельности обязаны  руководствоваться не только внутренними  законами, но также и официально опубликованными и имеющими для  России юридическую силу международными договорами. Так, в Налоговом кодексе  РФ содержится важная оговорка о непосредственном применении международных договоров (ст. 7): «Если международным договором РФ, содержащем положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации» . Данное положение было подтверждено Конституционным Судом Российской Федерации .

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах РФ»  ратификации подлежат международные договоры Российской Федерации, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом.

Международный договор  в иерархии источников национального  права занимает особое положение. В  настоящее время в правовой доктрине превалирует идея высшей силы Конституции  РФ в иерархии нормативных правовых актов и признании основным источником правовой системы России нормативных правовых актов. Юридическая сила международного договора равноценна силе конституционных норм, что проявляется в их верховенстве над законодательством, но не над Конституцией РФ, в то время как в российской Конституции означено преимущество норм международного права лишь при возникновении коллизий.

Как следует из положения  Конституции РФ (п. 4 ст. 15), международные  договоры, вступившие в силу на территории государства, представляют собой источник внутригосударственного права.

Правило ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, а также подобные нормы в  значительной части федеральных  законов позволяют сделать однозначный  вывод о приоритете ратифицированных международных договоров (в форме  федерального закона) перед федеральными законами (а не конституционными). Международный договор, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеет приоритет в применении в отношении подзаконных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ).

Что касается иерархии самих  международных договоров, то юридическая  сила их зависит от органа, заключившего договор. С учетом изложенного выше, внутридоговорную иерархию норм международного права можно представить в следующем виде: 1) межгосударственные договоры; 2) межправительственные договоры; 3) межведомственные договоры. Поскольку международные договоры не могут изменять в одностороннем порядке, то соотношение договоров и других источников права будет выглядеть следующим образом: 1) международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Президентом РФ; 2) нормативные указы Президента РФ; 3) международные договоры, согласие на обязательность которых для РФ выражено Правительством РФ; 4) нормативные постановления Правительства РФ; 5) международные договоры межведомственного характера в отношении актов соответствующего ведомства; 6) нормативные акты соответствующего ведомства.

Что касается законов  субъектов РФ, то надо полагать, что утверждение, что все договоры обладают приоритетом в отношении законов субъектов РФ, является упрощенным. Конституция и закон о международных договорах не говорят четко о соотношении международных договоров РФ с законами субъектов РФ. Конституция РФ 1993 г. исходит из принципа распределения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами. Субъектам гарантируется вся полнота власти, т.е. исключительная компетенция вне пределов ведения РФ и предметов совместного ведения России и ее субъектов (ст. 73), включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76). В случае же противоречия между таким законом субъекта РФ и федеральным законом действует первый (ч. 6 ст. 76). В то же время закон о международных договорах предусматривает особый порядок заключения договоров РФ, затрагивающих полномочия субъекта РФ — по согласованию с его органами государственной власти (ст. 4). Таким образом, не только в законотворческой, но и в международной договорной практике Российская Федерация не вправе вторгаться в сферу исключительной компетенции ее субъектов. Следовательно, договор РФ имеет приоритет перед законами субъектов РФ, включая законы в сфере их исключительной компетенции, если в последнем случае он заключен по согласованию с заинтересованными субъектами РФ.

Следует отметить, что  ст. 4 указанного Закона говорит о  том, что федеральные государственные  органы свободны от каких-либо обязательств в отношении «согласования» и  «рассмотрения предложений» — как  порядком и формой реагирования, так и по существу. А с учетом требований ст. 73 и ст. 76 Конституции РФ такое согласование и мнения субъектов РФ являются обязательными. Представляется, что в спорных ситуациях заинтересованные субъекты могли бы защищать свои права в порядке конституционного судопроизводства, настаивая на несоответствии Конституции РФ ст. 4 Закона.

Таким образом, положение, зафиксированное в ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, согласно которому международное  право является частью правовой системы  Российской Федерации, определяет применение правоприменительными органами в пределах их компетенции норм международного права при разрешении конкретных дел в случаях, определенных законодательством. Так, например, осуществляемая в соответствии с нормами международного права по защите прав и свобод граждан правоприменительная деятельность органов внутренних дел будет способствовать качественному изменению деятельности милиции на основе провозглашенных в национальном законодательстве принципов законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и их защиты. Другое заключается в том, что в правотворческой деятельности органов внутренних дел осуществляется реализация принципов международного права.

Вопрос 3                              Задача 4

18-летний гражданин  Российской Федерации и 16-летняя гражданка Индии подали заявление в российский ЗАГС с просьбой зарегистрировать брак между ними.  Но представители ЗАГС ответили, что поскольку один из вступающих в брак не достиг совершеннолетия, брак зарегистрирован быть не может.

Однако через месяц сотрудники ЗАГС  были вынуждены зарегистрировать этот брак на вполне законных основаниях.

Почему и на какой  правовой основе это было сделано?

Решение

Действующее семейное законодательство закрепляет общее правило: форма  и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации (п.1 ст.156 СК РФ).

Условия заключения браков с иностранными гражданами на территории России определяются для каждого  из лиц, вступающих в брак, законодательством  государства, гражданином которого лицо является (п.2 ст.156 СК РФ). Так, например, при заключении брака российского гражданина с гражданкой Индии в отношении последней должны быть соблюдены требования законодательства Индии о брачном возрасте, необходимости согласия на вступление в брак, препятствиях к браку, а в отношении российского гражданина - требования ст.12-15 СК РФ. Так, возраст вступления в брак, предусмотренный в Индии, определяется с 14 лет. Следовательно, 16-летняя гражданка Индии вполне могла зарегистрировать брак.

Выводы

В заключение следует  сделать следующие выводы:

1. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, международный договор как форма выражения международных норм признается составной частью правовой системы России. Развитием этой конституционной нормы стал Федеральный закон «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г., который предусматривает три вида международных договоров: межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Международный договор может изменять нормы действующего международного права, создавать новые и ликвидировать старые нормы, и в силу этого международный договор также является нормативным.

2. В п. «а» ст. 2 Федерального закона «О международных договорах РФ» указано, что под международным договором РФ понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

3. Международный договор обладает большей юридической силой, чем законодательство России, но Конституция РФ имеет преимущество над ним. Конституция в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ устанавливает приоритет ратифицированных международных договоров в форме федерального закона перед федеральными законами, но не конституционными. Ратифицированные, опубликованные и вступившие в силу договоры Российской Федерации являются источниками административного права. Положения внутригосударственных законов приводятся в соответствие с заключенными международными договорами, обязательными для Российской Федерации.

4. Кроме ратификации, международные договоры могут внедряться в правовую систему Российской Федерации указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. На основании ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ международный договор, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеет приоритет в применении в отношении подзаконных актов, изданных органом государственной власти, заключившим данный договор. Юридическая сила международных договоров зависит от органа, заключившего договор.

5. В Федеральном законе «О нормативных правовых актах и иных источниках права Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления» следует закрепить место общепризнанных принципов и норм и международных договоров в системе источников права России, а также необходимо зафиксировать порядок опубликования и вступления в силу международных договоров.

 

Список использованной литературы

    1. Гражданский кодекс РФ
    2. Семейный кодекс РФ
    3. Богуславский М. М. Международное частное право. Учебник. М., 2011.
    4. Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. Учебник. М., 2012.
    5. Дмитриева Г.К. (ред.) Международное частное право. Учебник. М., 2010.
    6. Звеков В. П. Международное частное право. Учебник. М., 2010.
    7. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / под ред. А.Л. Маковского. СПС «КонсультантПлюс».
    8. Лунц Л. А. Курс международного частного права в трех томах. М., 2012.
    9. Марышева Н. И. (ред.) Международное частное право. Учебник. М., 2010.
    10. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 105.
    11. Нешатаева Т. Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. Учебной курс в трех частях. М., 2009.
    12. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2011. С. 112
    13. Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956.

1 Звеков В. П. Международное частное право. Учебник. М., 2010.

2 Нешатаева Т. Н. Международное частное право и международный гражданский процесс. Учебной курс в трех частях. М., 2009.

3 Гетьман-Павлова И. В. Международное частное право. Учебник. М., 2012

4 Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглав- ный) / под ред. А.Л. Маковского. СПС «КонсультантПлюс».

5 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2011. С. 112.

6 Богуславский М. М. Международное частное право. Учебник. М., 2011




Информация о работе Международное частное право