Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:57, курс лекций
МЧП – система правовых норм, регулирующая отношения, вытекающие из гражданского оборота, носящие интернациональный характер, в которой одной из сторон является лицо, попадающее под действие частного права.
МЧП – комплексная правовая система, объединяющая нормы национального законодательства, международных договоров и обычаев, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения, осложненные иностранным элементом (т.е. отношения международного характера), с помощью коллизионно-правового и материально-правового методов.
Конвенционный приоритет – дата на которую устанавливается новизна объекта патентного права.
Коносамент – грузовой документ в морском сообщении, расписка капитана в приёме груза; договор морской перевозки.
Коносамент сквозной –документ морской перевозки, выписываемый в тех случаях, когда груз следует в порт назначения с перегрузкой в промежуточном порту или с перевалкой на другой вид транспорта. Обычно применяется в контейнерных перевозках.
Конфликт квалификаций – коллизия, возникающая между юридическими понятиями, лежащими в основе коллизионных норм каждого государства, которые словесно (по форме) одинаковы, но имеют разное содержание в праве разных государств (например, такие понятия как «недвижимость», «исковая давность», «место совершения сделки» и другие).
Lex mercatoria (лат. «торговое право») – теория, основной смысл которой состоит в обосновании автономности, обособленности регламентации международных торговых сделок от национальных правовых систем (50 – 60-е годы XX века). Термин L.m. используется для обозначения всего разнородного массива национальных и международных правил, регулирующих внешнеэкономические операции.
Линейное судоходство – вид транспортного обслуживания регулярных морских перевозок с устойчивыми грузопотоками. При Л.с. движение судов организуется по закреплённой линии перевозок и по расписанию с оплатой по заранее объявленному тарифу.
Международная автомобильная перевозка – перевозка грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом по территории более чем двух государств.
Международная воздушная перевозка – всякая перевозка, осуществляемая на воздушных судах, при которой место отправления и место назначения, независимо от того, имелось ли перегрузка или перерыв в перевозке, расположены:
См. ст. 97 Воздушного кодекса РФ.
Международные железнодорожные перевозки – перевозки грузов, пассажиров и багажа железнодорожным транспортом между двумя и более государствами.
Международные предприятия – предприятия, возникающие в силу международного договора (МБРР) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (БМР).
По мнению одной группы юристов такие юридические лица имеют международный характер и не имеют национальности.
Согласно другой точки зрения, поскольку М.п. становится субъектом права только после соответствующего официального оформления (регистрации), то государство, где имело место это оформление, признаётся местом образования предприятия и соответственно определяет его национальность и его личный закон.
Международные смешанные перевозки – перевозки грузов двумя или более видами транспорта на основании единого договора перевозки из пункта отправления в одной стране до пункта назначения в другой стране («door to door»). Договор М.с.п. заключается клиентом не с фактическим перевозчиком, а с посредником-оператором, который, в свою очередь, заключает договор на перевозку с отдельными перевозчиками, обеспечивая перевозку груза различными видами транспорта.
В М.с.п. используется специальный документ (СТ-document), удостоверяющий наличие и условия договора СТ, принятия оператором грузов в своё ведение и его обязательство доставить их получателю. При этом оператор принимает на себя полную ответственность за работу комбинированного транспорта, за утрату или повреждение груза, за задержку в его доставке за весь период комбинированной перевозки.
Накладная транспортная – основной перевозочный документ, регулирующий отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза, отправляемого по железной дороге, внутреннем водным путём, воздушным и автомобильным транспортом.
Составляется Н.т. грузоотправителем по установленной форме на имя определённого получателя и подписывается отправителем, который несёт перед перевозчиком ответственность за правильность указанных сведений.
Национальный режим – принцип, в силу которого иностранным юридическим и физическим лицам предоставляется на территории данного государства такие же права, льготы и привилегии, какие предоставляются его собственным юридическим лицам и гражданам.
Ноу-Хау (англ. - know-how, букв. «знать как») – технические знания, опыт, секреты производства, необходимые для решения технической или иной задачи. Н.-Х. Является объектом интеллектуальной собственности.
Обратная отсылка – ситуация в МЧП, когда различное содержание национальных коллизионных норм приводит к тому, что иностранное право, избранное на основании отечественной коллизионной нормы, отсылает обратно или к праву третьего государства.
Оговорка о публичном порядке – действующее в ряде стран правило, согласно которому иностранный закон, к которому отсылает коллизионная норма, может быть не применён и основанные на нём права могут быть не признаны судами или иными органами данного государства, если такое применение закона или признание права противоречило бы публичному порядку данного государства. Под «публичным порядком» понимают устои правовой системы, коренные интересы общества и государства, основы морали.
Промышленная собственность – собирательный термин, используемый международными документами. Включает право на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания места происхождения товара, а так же права, относящиеся к защите против недобросовестной конкуренции. Международная правовая охрана П.с. осуществляется путём зарубежного патентования.
Пророгационные соглашения – соглашения, устанавливающие подсудность, т.е. суд или арбитраж какой страны компетентны разрешать споры по внешнеторговым сделкам, могущим возникнуть между сторонами.
Режим наибольшего
Таким образом, с помощью Р.н.б. создаются равные условия для всех иностранных государств (в лице их организаций, юридических и физических лиц) в отношении тех вопросов торговли которые предусмотрены торговым договором, то есть на территории данного государства, в равное положение ставятся иностранные граждане и юридические лица разных государств между собой.
Трамповое судоходство – вид транспортного обслуживания морских перевозок товаров, массовых грузопотоков. При Т.с. работа грузовых судов не ограничивается постоянными районами плавания, погрузки и выгрузки, видами груза, а цена перевозки устанавливается по соглашению сторон в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка.
Транснациональная компания (ТНК) – предприятие, организованное по закону определённой страны и имеющие соответствующую национальность, однако действующее более чем в одной стране в форме агентств, отделений или филиалов.
Транснациональная корпорация (ТНК) – совокупность объединённых одной экономической целью различных самостоятельных предприятий, находящихся в разных странах и управляемых из единого центра. С юридической точки зрения, отдельные предприятия, входящие в корпорацию, являются субъектами права государства своего местонахождения, а сама же ТНК в целом никак не оформлена и поэтому в полном смысле «международна», т.е. не имеет национальности и не может быть привязана к праву конкретного государства.
УНИДРУА – Международный институт по унификации частного права в Риме, представляющий собой межправительственную организацию, созданную в 1926 г.
Франчайзинг (franchising) – система договорных отношений между обладателем франшизы и пользователем франшизы. В российское гражданское законодательство данный вид обязательственных отношений вошёл в 1995 г. под названием «коммерческая концессия».
Франшиза (franchise) – право на создание коммерческой фирмы и на торговлю продукцией старшего партнёра.
Фрахтование – деятельность по заключению договора найма или по сдаче внаём судна. Осуществляется обычно частными компаниями или специальными объединениями лиц (брокерами).
Чартер – в международном торговом мореплавании и воздушном сообщении понятие, означающее одновременно:
Экзекватура – документ, санкционирующий исполнение иностранного судебного или арбитражного решения, придающей ему принудительную силу в государстве суда, выдавшего Экзекватуру.
Экспорт – это вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории РФ за границу без обязательства об обратном ввозе.
7 Лекция - Субъекты МЧП.
Субъекты МЧП можно разделить на две категории:
К основным относятся: невластные образования, которые вступают в международные отношения, и в любом случае отношения между этими невластными образованиями регулируются нормами МЧП, такие как
юридические лица, физические
лица, международные неправительствен
К неосновным относятся: государства, государственноподобные образования, международные межправительственные организации, а также народы и нации, ведущие борьбу за независимость. это такие участники, которые не всегда являются участниками МЧП, а лишь иногда, когда вступают в МО с основными субъектами МЧП.
Эти отношения называют диагональными. Эти диагональные отношения уже регулируются нормами МЧП, а отнюдь не публичного.
Вот именно поэтому вот эти три субъекта являются не основными. Они вступают в основном в публично-правовые отношения, во властные, но иногда вступают в невластные отношения. Когда они вступают в невластные отношения, их рассматривают, как невластные субъекты, потому что в частном праве действует принцип равенства. Таким образом, они не всегда являются субъектами МЧП. Основные субъекты всегда будут субъектами МЧП, а не основные субъекты только в конкретных определенных случаях при наличии диагональных отношений.
Теперь перед нами стоит задача рассмотреть правовое положение всех этих субъектов в МЧП.
Правовое положение государства. Государство – суверенное образование. Все государства равны в международных отношениях, в публично-правовых, в межгосударственных отношениях. Никто не имеет права вмешиваться в их дела. Там особый порядок разрешения споров, которые возникают, особый порядок отношений в публичном праве: и экономических, и политических, и культурных, и т.д. И говорят, что государство в этом случае пользуется иммунитетом, когда оно выступает в качестве такого властного субъекта. Речь идет о трех видах иммунитетов.
1) Судебный иммунитет. Содержание его сводится к простой формулировке: государству нельзя предъявить иск. Если вы посмотрите наш УПК, АПК, там об этом четко сказано, что к иностранному государству иск предъявить нельзя. Возможно такое предъявление только в том случае, если государство на это согласилось. То есть государство пользуется судебным иммунитетом.
2) Иммунитет под обеспечение иска. Если вы подаете иск в арбитражный суд, то вы можете обратиться с ходатайством о том, чтобы там обеспечили иск: арестовали счет ответчика по делу, запретили бы отчуждать его имущество, потому что все прекрасно знают, что если иск предъявили, а ответчик знает, что решение будет не в его пользу, он быстро все деньги со счета спустит, имущество продаст, и потом вы получаете решение в свою пользу, а что от него толку, когда с ответчика ничего невозможно взять.
Так вот, в отношении государства тоже может возникнуть вопрос об обеспечении иска. Скажем, где-то приняли иск к государству и в обеспечение иска начинают предпринимать какие-то действия, например, арестовывают морские суда, имущество, которое находится за границей. Вспомните ту же историю, как наш парусник оказался во французском порту и как фирма «Ноге» пыталась наложить арест на этот парусник, как они арестовали счета посольства. Но ведь из этого ничего не получилось, потому что счета посольства были освобождены, наши протестовали, дипломатические акции были и т.д. Одним словом, это тоже не разрешается.
2) Иммунитет от принудительного
исполнения иностранного
Наконец, тесно связан с этими тремя видами иммунитетов также иммунитет государственной собственности, то есть считается, что имущество государства нельзя арестовать, отчуждать каким-то принудительным путем, налагать на него арест и т.д.
Но государство вступает в частноправовые отношения, в диагональные отношения, тогда все эти иммунитеты вступают в противоречие с основными специальными принципами МЧП, Например, равенство.
Информация о работе Лекции по "Международному частному праву"