Контрольная работа по «Международному праву»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:51, контрольная работа

Краткое описание

К общим принципам международного инвестиционного права следует отнести также принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государств; все инвестиционные споры должны решаться исключительно мирными средствами.

Оглавление

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 3
4. Какие отрасли имеет международное экономическое право? Каковы основания выделения именно этих отраслей МЭП? 3
Тема 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА. 3
4. Какова роль международно-правового обычая в поддержании международного экономического правопорядка? 3
Нормативно- правовые акты 3
1.Статут международного суда ООН режим доступа http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml#chap2 3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 3

Файлы: 1 файл

международное экон. право.docx

— 32.14 Кб (Скачать)

Оглавление

 

 

 

Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

4. Какие отрасли  имеет международное экономическое  право? Каковы основания выделения  именно этих отраслей МЭП?

МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП):

•международное торговое право, в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами;

•международное финансовое право, регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;

• международное инвестиционное право, в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);

•право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле;

•международное трудовое право, в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы.

Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международно-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП

МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов:

•а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;

•б) хозяйственные, гражданско-правовые ( частноправовые) отношения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным правом.1

Тема 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА.

4. Какова роль  международно-правового обычая в  поддержании международного экономического  правопорядка?

 

             Определение международно-правового обычая приводится в ст. 38 Статута Международного Суда и свидетельствует о том, что обычай формируется в практике международного общения. 2

             Значение  роли международно-правового  обычая в поддержании международного экономического правопорядка, можно проиллюстрировать примером:

        В 1868 г. на основе  латиноамериканской «доктрины К. Кальво и

Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан.

В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.

        В XX веке имело место обыкновение в рамках международных экономических отношений предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, специальные преимущества и права, причем другие государства не могли претендовать на эти преимущества и права, ссылаясь на принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ). Первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ указанных специальных преимуществ, будучи зафиксированной в 1964 году в рекомендации ЮНКТАД, стала обычно-правовой нормой, которая затем вошла в международные.

 

 

 

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО

4. Как текст ГАТТ  определяет понятия «таможенного  союза», «зоны свободной торговли».

 

Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли.

СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в пользу преимуществ в рамках приграничной торговли, таможенных союзов, зон свободной торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

4. Какие вопросы, касающиеся  сферы МЭО, затрагивались при  рассмотрении некоторых дел Международным  судом ООН?

 

          На протяжении столетий государства стремились сохранить или увеличить свое политическое влияние и экономическую мощь: они боролись за землю, энергетические ресурсы, доступ к морю, контроль над городами. Неудивительно, что более половины дел представленных на рассмотрение касается территориальных и пограничных споров. Значительное число связано с морскими спорами и вопросами, касающимися морского права.                        Другая группа дел связана с вопросами государственной юрисдикции и дипломатического и консульского права. Самые важные споры касались утверждений о незаконном применении силы. Кроме того, к Суду обращаются просьбы вынести решение по претензиям коммерческого характера или претензиям частноправового характера к одному государству, которое поддерживает другое государство.

                В частности, в связи с деколонизацией Африки на рассмотрение Суда было передано большое число дел, поскольку новые государства придавали большое значение стабильности своих границ.

         В 1999 году Суд также разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 кв. км. Он постановил, что остров Касикили/Седуду принадлежит Ботсване, и Намибия объявила, что она подчинится этому решению.

      17 декабря 2002 года  Суд вынес решение по делу, касающемуся суверенитета над  островами Пулау-Лигитан и Пулау-Сипидан (Индонезия против Малайзии), Суд  шестнадцатью голосами против  одного постановил, что острова  принадлежат Малайзии.3

 

Тема 6. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО

4. Что такое Гаванская  Хартия?

 

        В 1945 году США вышли с предложением создать для многостороннего регулирования международной торговли Международную торговую организацию (МТО). Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года, Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. — март 1948г.).

      Устав МТО, получивший название Гаванской хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими  и не вступила в силу.

         Гаванская хартия, помимо положений о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограничительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла ПНБ и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле.

          Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых также предусматривались определенные ограничительные меры.

          30 октября 1947 года группа из 23 государств подписала Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).4

Тема 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

4. Какие международные  организации функционируют в  мировой финансовой системе?

 

     В мировой финансовой системе функционируют международные организации — региональные и универсальные.

    По Бреттонвудскому соглашению 1944 года (вступило в силу в декабре 1945 года) был создан МВФ, представляющий собой на сегодня универсальную организацию, ядро международной финансовой системы.

      Одновременно с МВФ по соглашению 1944 года был учрежден и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).

На основании многосторонних соглашений при МБРР созданы Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.

В 1958 году на основании Римского договора о создании ЕЭС возник Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) со штаб-квартирой в Люксембурге.

В апреле 1964 года страны СЭВ перешли на многосторонние расчеты в переводных рублях, создав для этого Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Среднесрочным и долгосрочным кредитованием капиталовложений в странах СЭВ занимался Международный инвестиционный банк (МИБ).

В международной финансовой системе функционируют региональные кредитные организации и фонды: Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Финансовая корпорация АСЕАН, Африканский банк развития, Африканский фонд развития и др.

С апреля 1991 года началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития, созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы.5

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

 

4. Какие принципы составляют  основу международного инвестиционного  права?

 

    Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников: как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений.

Во-первых, национальные нормы, регламентирующие режим инвестиций, в случае необходимости должны быть приведены в соответствие с международными нормами.

Во-вторых, международное право не препятствует тому, чтобы международным инвестициям предоставлялся или обеспечивался предпочтительный по сравнению с национальными инвестициями режим.

В-третьих, международное право запрещает некоторые дифференцированные режимы, ставящие иностранные инвестиции в менее выгодное положение, чем национальные.

К общим принципам международного инвестиционного права следует отнести также принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции.                 В соответствии с   принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государств; все инвестиционные споры должны решаться исключительно мирными средствами. 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нормативно- правовые акты

         Статут международного суда ООН режим доступа        http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml#chap2

    1. Конституция РФ.
    2. Гражданский Кодекс РФ
    3. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изменениями и дополнениями) режим доступа http://base.garant.ru/12133486/
    4. Ануфриева Л. П.Международное частное право: в 3 т. М., 2003
    5. Богуславский М.М. Международное частное право.- М., 2004
    6. Гетьман-Павлова И. Международное частное право. Конспект лекций.
    7. Иншакова А.О. Международное частное право. Учебное пособие
    8. Вельяминов М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2004
    9. Кох Х., Магнус У.Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2001.
    10. Международное частное право: учебное пособие / отв. ред. Г. К. Дмитриева. М., 2004.
    11. Международное частное право: сб. документов / сост. К. А. Бе-кяшев и А.Г. Хозанов. М., 2003.
    12. Шак Х.Международное гражданское процессуальное право. М., 2001.
    13. Свободная энциклопедия- Википедия [Электронный ресурс] / Режим доступа :  http://ru.wikipedia.org/, свободный.
    14. Официальный сайт Международного Суда www.icj-cij.org (документы на русском языке)».

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Международное экономическое право. Учебник / Шумилов В.М.. - 3-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 512 c.
  2. Международное публичное право [Текст] : учебник / Л. П. Ануфриева [и др.] ; отв. ред. К. А. Бекяшев ; Моск. гос. юрид. акад. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Проспект : ТК Велби, 2008. - 779, с.
  3. 2. Международное право: учебник для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О. И. Тиунов.  – 5-е изд., перераб. и доп., (Гриф) [Текст] : НОРМА, 2009. 784 с.
  4.   Международное право /Под ред. Ю.М. Колосова и В. И. Кузнецова. М.: Международные отношения, 1996. С. 14.
  5. Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право.

Информация о работе Контрольная работа по «Международному праву»