Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 12:51, контрольная работа
К общим принципам международного инвестиционного права следует отнести также принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государств; все инвестиционные споры должны решаться исключительно мирными средствами.
Тема 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 3
4. Какие отрасли имеет международное экономическое право? Каковы основания выделения именно этих отраслей МЭП? 3
Тема 2. ИСТОЧНИКИ И СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВА. 3
4. Какова роль международно-правового обычая в поддержании международного экономического правопорядка? 3
Нормативно- правовые акты 3
1.Статут международного суда ООН режим доступа http://www.un.org/ru/icj/statut.shtml#chap2 3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 3
Оглавление
МЭП имеет свои отрасли (подотрасли МП):
•международное торговое право, в рамках которого регулируется движение товаров, включая торговлю услугами и правами;
•международное финансовое право, регулирующее финансовые потоки, расчетные, валютные, кредитные отношения;
• международное инвестиционное право, в рамках которого регулируется движение инвестиций (капиталов);
•право международной экономической помощи как совокупность норм, регулирующих движение материальных и нематериальных ресурсов, не являющихся товаром в принятом смысле;
•международное трудовое право, в рамках которого регулируется движение трудовых ресурсов, рабочей силы.
Часть норм, регулирующих МЭО, входит в международно-правовые институты, традиционно включаемые в состав других отраслей МП
МЭО (в широком смысле этого понятия) имеют, как два уровня отношений — в зависимости от наличия публичного и частного элементов:
•а) отношения публично-правового характера между субъектами МП: государствами, международными организациями. Именно эти отношения в сфере МЭО регулируются международным экономическим правом;
•б) хозяйственные, гражданско-правовые ( частноправовые) отношения между физическими и юридическими лицами разных стран. Эти отношения регулируются внутренним правом каждого государства, международным частным правом.1
Определение международно-правового обычая приводится в ст. 38 Статута Международного Суда и свидетельствует о том, что обычай формируется в практике международного общения. 2
Значение роли международно-правового обычая в поддержании международного экономического правопорядка, можно проиллюстрировать примером:
В 1868 г. на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и
Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан.
В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.
В XX веке имело место обыкновение в рамках международных экономических отношений предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, специальные преимущества и права, причем другие государства не могли претендовать на эти преимущества и права, ссылаясь на принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ). Первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ указанных специальных преимуществ, будучи зафиксированной в 1964 году в рекомендации ЮНКТАД, стала обычно-правовой нормой, которая затем вошла в международные.
Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли.
СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в пользу преимуществ в рамках приграничной торговли, таможенных союзов, зон свободной торговли.
На протяжении столетий государства стремились сохранить или увеличить свое политическое влияние и экономическую мощь: они боролись за землю, энергетические ресурсы, доступ к морю, контроль над городами. Неудивительно, что более половины дел представленных на рассмотрение касается территориальных и пограничных споров. Значительное число связано с морскими спорами и вопросами, касающимися морского права. Другая группа дел связана с вопросами государственной юрисдикции и дипломатического и консульского права. Самые важные споры касались утверждений о незаконном применении силы. Кроме того, к Суду обращаются просьбы вынести решение по претензиям коммерческого характера или претензиям частноправового характера к одному государству, которое поддерживает другое государство.
В частности, в связи с деколонизацией Африки на рассмотрение Суда было передано большое число дел, поскольку новые государства придавали большое значение стабильности своих границ.
В 1999 году Суд также разрешил сложный пограничный спор между Ботсваной и Намибией в отношении острова на реке Чобе площадью 3,5 кв. км. Он постановил, что остров Касикили/Седуду принадлежит Ботсване, и Намибия объявила, что она подчинится этому решению.
17 декабря 2002 года
Суд вынес решение по делу,
касающемуся суверенитета над
островами Пулау-Лигитан и
В 1945 году США вышли с предложением создать для многостороннего регулирования международной торговли Международную торговую организацию (МТО). Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года, Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. — март 1948г.).
Устав МТО, получивший название Гаванской хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими и не вступила в силу.
Гаванская хартия, помимо положений о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограничительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла ПНБ и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле.
Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых также предусматривались определенные ограничительные меры.
30 октября 1947 года группа из 23 государств подписала Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).4
В мировой финансовой системе функционируют международные организации — региональные и универсальные.
По Бреттонвудскому соглашению 1944 года (вступило в силу в декабре 1945 года) был создан МВФ, представляющий собой на сегодня универсальную организацию, ядро международной финансовой системы.
Одновременно с МВФ по соглашению 1944 года был учрежден и Международный банк реконструкции и развития (МБРР).
На основании многосторонних соглашений при МБРР созданы Международная ассоциация развития (MAP), Международная финансовая корпорация (МФК), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
В 1958 году на основании Римского договора о создании ЕЭС возник Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) со штаб-квартирой в Люксембурге.
В апреле 1964 года страны СЭВ перешли на многосторонние расчеты в переводных рублях, создав для этого Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС). Среднесрочным и долгосрочным кредитованием капиталовложений в странах СЭВ занимался Международный инвестиционный банк (МИБ).
В международной финансовой системе функционируют региональные кредитные организации и фонды: Северный инвестиционный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, Финансовая корпорация АСЕАН, Африканский банк развития, Африканский фонд развития и др.
С апреля 1991 года началась деятельность Европейского банка реконструкции и развития, созданного для содействия переходу к рыночной экономике стран Центральной и Восточной Европы.5
Принципы и нормы международного инвестиционного права происходят либо из недоговорных источников, особенно из общих принципов международного права, либо из конвенционных источников: как многосторонних, так и двусторонних договоров и соглашений.
Во-первых, национальные нормы, регламентирующие режим инвестиций, в случае необходимости должны быть приведены в соответствие с международными нормами.
Во-вторых, международное право не препятствует тому, чтобы международным инвестициям предоставлялся или обеспечивался предпочтительный по сравнению с национальными инвестициями режим.
В-третьих, международное право запрещает некоторые дифференцированные режимы, ставящие иностранные инвестиции в менее выгодное положение, чем национальные.
К общим принципам международного инвестиционного права следует отнести также принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными ресурсами и всей экономической деятельностью, включающей право государства на владение, использование и эксплуатацию природных ресурсов, право регулировать и контролировать иностранные инвестиции и деятельность ТНК в пределах действия своей национальной юрисдикции. В соответствии с принципами неприменения силы и невмешательства запрещены применение силы или угрозы силой и все иные формы вмешательства, направленные против экономических основ государств; все инвестиционные споры должны решаться исключительно мирными средствами. 6
Статут
международного суда ООН режим доступа http://www.un.org/ru/icj/
Информация о работе Контрольная работа по «Международному праву»