Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 06:51, контрольная работа
1. Российское законодательство по международному частному праву.
2. Охрана промышленной собственности в международном частном праве.
Контрольная работа
1. Российское законодательство по международному частному праву.
* * *
Прекращение существования
СССР и глубокие перемены, происходящие
в сфере хозяйственной
1) Подписав 8 декабря 1991
г. Соглашение о создании
2) Высшие органы Российской Федерации в официальных документах не раз заявляли, что законодательные акты бывшего Союза ССР продолжают действовать на российской территории в той мере, в какой они не противоречат Конституции и законам Федерации. Поэтому к источникам российского международного частного права наряду с законами России относятся и некоторые законы СССР. Однако официального перечня советских законов, прекративших свое действие, или продолжающих свое действие, нет, что вносит элемент неопределенности в нормативную базу международного частного права.
3) Законодательство по международному частному праву, тесно связанное с экономическими преобразованиями, находится в состоянии динамичного развития. Условия перехода к рыночной экономике определяют общую характеристику российского гражданского законодательства как законодательства переходного периода. Это же в полной мере относится и к международному частному праву.
4) Все вышеотмеченное в равной степени относится и к состоянию законодательства по международному частному праву в других государствах - членах СНГ. В соответствии с этим нормы международного частного права в полном объеме формулировались основами гражданского законодательства и другими аналогичными законодательными актами и практически дословно воспроизводились кодексами союзных республик, которые действуют там и в настоящее время. В результате каждое государство - член СНГ формально имеет свое собственное международное частное право, но фактически по содержанию оно мало чем отличается.
Среди источников российского права высшей юридической силой обладает Конституция РФ 1993 г. Будучи основным законом нашей страны, Конституция формулирует основополагающие положения любой отрасли российского права, в том числе и международного частного права. Законы и подзаконные акты в сфере международного частного права не должны противоречить Конституции. В соответствии с конституционными положениями о федеративном устройстве государства и о распределении компетенции между Федерацией и ее субъектами гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство и федеральное коллизионное право отнесено к ведению Федерации (ст. 71 Конституции). В результате создается единое для страны правовое регулирование частноправовых отношений международного характера. В тех случаях, когда какие-то вопросы отнесены к совместной компетенции Федерации и ее субъектов (координация внешнеэкономических связей, трудовое, семейное законодательство и пр.) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральным законам (п. 2 ст. 76).
Существенным значением для международного частного права является закрепление в Конституции общепризнанного комплекса прав человека, в том числе: право частной собственности, его пределы и охрана (ст. 35), право на предпринимательскую деятельность (ст. 34), о равенстве прав иностранных граждан и лиц без гражданства, о праве российских граждан на защиту и покровительство за рубежом (ст. 61 и 62) и др. Выше подчеркивалась особая роль международных договоров в регламентации частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом, что обуславливает принципиальную важность п. 4 ст. 15 Конституции, устанавливающего правовую основу действия международных договоров на российской территории.
В принятом 8 декабря 1995 г. новом Семейном кодексе Российской Федерации (вступил в силу с 1 марта 1996 г.) нормы международного частного права содержатся в разделе VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства». Он внес существенные изменения в коллизионно-правовое регулирование семейно-брачных отношений. Во-первых, новое законодательство во многом отошло от безраздельно господствовавшего ранее территориального принципа, который подчинял семейно-брачные отношения российскому праву. Новые коллизионные нормы предусматривают возможность отсылки как к российскому, так и к иностранному праву, что в первую очередь отвечает интересам российских граждан, находящихся за рубежом (применение территориального принципа приводило к возникновению «хромающих» отношений, например, брак, заключенный в России по российским законам, не признавался за рубежом). Во-вторых, по всему кругу вопросов семейно-брачных отношений предусматривается многовариантное решение, дающее возможность при установлении применимого права учитывать все обстоятельства конкретной ситуации и находить наиболее приемлемое решение (например, вопрос о том, с кем из родителей, не проживающих совместно, будет проживать несовершеннолетний ребенок, может быть решен либо по закону государства, на территории которого все стороны совместно проживают, либо по закону государства, гражданином которого является ребенок, либо по закону государства, где постоянно проживает ребенок (ст. 163). В-третьих, традиционно для российского коллизионного семейного права включены нормы о формальных и материальных условиях заключения брака с иностранным участием на территории России (ст. 156), о признании браков, заключаемых за рубежом (ст. 158), о консульских браках (ст. 157), о расторжении брака (ст. 160), об усыновлении (ст. 165); правда решены эти вопросы, кроме вопроса о консульских браках, в значительной степени по-новому. В-четвертых, расширена система коллизионных норм. В результате, впервые в России решены вопросы о применимом праве для определения личных и имущественных отношений между супругами (ст. 161), прав и обязанностей родителей и детей в смешанных браках (ст. 163), установления и оспаривания отцовства и материнства (ст. 162), алиментных обязательств (ст. 164).
Следующим шагом в развитии российского международного частного права стал новый Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации 1999 г., вступивший в силу с 1 мая 1999 г. В отличие от действовавшего до недавнего времени Кодекса торгового мореплавания СССР 1968 г., содержавшего в ст. 14 несколько коллизионных норм, российский Кодекс имеет целую главу XXVI «Применимое право», в которой содержится развернутая система коллизионных норм по широкому кругу отношений, связанных, с торговым мореплаванием. Так, они определяют применимое право для решения вопросов о праве собственности и других вещных правах на судно (ст. 415), о правовом положении членов экипажа судна (ст. 416), о праве на затонувшее судно (ст. 417), о договорных обязательствах в области торгового мореплавания (ст. 418), об общей аварии, об отношениях, возникающих из столкновения судов, из спасания на море (ст. 419—423), о залоге и ипотеке судна (ст. 424—425) и др.
Таким образом, рассмотренные
новые источники
Особое значение имеет глава «Общие положения», содержащая целый ряд новых принципиальных положений международного частного права, которые не решены в действующем законодательстве и неоднозначно рассматриваются в доктрине. Это - квалификация юридических понятий при определении применимого права, применение права с множественностью правовых систем, обратная отсылка и отсылка к праву третьего государства, применение императивных норм и др.
В отдельную главу «Лица» вынесены вопросы, связанные с правовым положением субъектов международного частного права. Впервые в нашем праве вводится понятие личного закона физического лица, которому посвящена специальная статья, подробно раскрывающая его содержание, что способствует более качественному определению таких вопросов, как дееспособность, право на имя, установление опеки и попечительства, признание лица, безвестно отсутствующим и объявление умершим.
В последней главе «Право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям», наряду с уже существующими в нашем праве вводится целый ряд новых коллизионных норм по широкому кругу гражданско-правовых отношений. Например, по новому решается выбор права сторонами договора («автономия воли» сторон); предлагается новое коллизионное правило о применении права страны, с которой договор наиболее тесно связан; впервые предусматривается выбор права по отношениям, связанным с недвижимым имуществом, с уступкой требований, с причинением вреда вследствие недостатков товаров, работ или услуг, с недобросовестной конкуренцией, с интеллектуальной собственностью и др.
Кроме рассмотренных основных источников существует множество законов и подзаконных актов, регулирующих отдельные виды общественных отношений. Такие акты могут регулировать частноправовые отношения, но чаще всего они носят комплексный характер и содержат правовые нормы, относящиеся к различным отраслям права: государственному, административному, финансовому, гражданскому, трудовому. В них иногда содержатся отдельные нормы по международному частному праву.
Нормы международного гражданского процесса содержатся в Гражданском процессуальном кодексе РФ.
Таким образом, в России не существует единой кодификации международного частного права: его нормы кодифицированы в иных отраслевых либо в комплексных правовых актах, число которых неуклонно увеличивается.
2. Охрана промышленной
собственности в международном частном
праве.
* * *
Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883 г. и другие соглашения по вопросам промышленной собственности. Для обеспечения заграничного признания и охраны прав изобретателей и создателей других объектов охраны промышленной собственности заключаются международные (международно-правовые) соглашения, призванные преодолеть территориальный характер действия прав промышленной собственности. Первый шаг в направлении многостороннего сотрудничества в этой области был сделан принятием Парижской конвенции по охране промышленной собственности в 1883 г. (далее Конвенция). Она по сей день является основным документом в этой сфере. Участники Конвенции образовали Союз по охране промышленной собственности, куда входят около 150 государств. Она несколько раз пересматривалась и дополнялась (в Брюсселе — 14 декабря 1890 г., в Вашингтоне — 2 июня 1911 г., в Гааге — 6 ноября 1925 г., в Лондоне — 6 июня 1934 г., в Лиссабоне — 31 декабря 1958 г., в Стокгольме — 14 июля 1967 г.).
Поскольку охрана промышленной собственности осуществляется по законодательству государства, в котором испрашивается охрана, а не государства происхождения объекта промышленной собственности, для того чтобы получить право на охрану промышленной собственности в государствах — участниках Конвенции, необходимо выполнить в соответствующем государстве формальности и требования: получить патент или осуществить регистрацию либо совершить иные действия, установленные его законодательством. В противном случае техническое достижение может свободно использоваться в любой стране-участнице без выплаты роялти (авторского вознаграждения).
В силу ст. 2 осуществляется
уравнивание в правах иностранцев
и граждан данного государства:
«...граждане каждой страны Союза пользуются
во всех других странах Союза теми
же преимуществами, которые предоставляются в настоящее время
или будут предоставлены впоследствии
соответствующими законами собственным
гражданам, не ущемляя при этом прав, специально
предусмотренных настоящей Конвенцией...».
Иностранцы пользуются «...теми же законными
средствами защиты от всякого посягательства
на их права, если при этом соблюдены условия
и формальности, предписываемые собственным
гражданам» (ст. 2). Согласно Конвенции
сфера действия принципа национального
режима понимается широко. В частности,
кроме собственных граждан стран-участниц,
национальным режимом в области охраны
прав промышленной собственности пользуются
и лица, не являющиеся их гражданами, при
условии, что они проживают на их территории
либо имеют эффективные и серьезные промышленные
или торговые предприятия. Законодательства
различных стран закрепляют за создателями
новшеств неодинаковые права, поэтому
и иностранцы-заявители, являющиеся гражданами
государств—участников Конвенции, наделяются
в государствах Союза неодинаковым объемом
правомочий, которые могут не совпадать
с правами, предоставляемыми им национальным
государством.
Впоследствии были приняты региональные
межгосударственные соглашения, облегчающие
регистрацию и признание прав иностранцев
на промышленную собственность, а также
направленные на унификацию патентного
права и даже введение единых норм для
целей регулирования изобретательских
отношений. Так называемые универсальные
международные договоры, принятые в более
поздние сроки, нередко разрабатывались
по конкретным объектам промышленной собственности.
Вторым рычагом облегчения
заграничного патентования изобретений,
товарных знаков, фирменных наименований
и указаний мест происхождения товаров,
зафиксированным в Конвенции, было
сформулированное в ней право конвенционного приоритета. Его суть
раскрывается в следующих предписаниях:
«Любое лицо, надлежащим образом подавшее
заявку на патент на изобретение, полезную
модель, промышленный образец или товарный
знак в одной из стран Союза, или правопреемник
этого лица пользуется для подачи заявки
в других странах правом приоритета..»
в течение 12 месяцев для патентов на изобретения
и 6 месяцев для промышленных образцов
и товарных знаков.
«Основанием для возникновения права
приоритета признается всякая подача
заявки, имеющая силу правильно оформленной
национальной заявки в соответствии с
национальным законодательством каждой
страны или с двусторонними или многосторонними
соглашениями, заключенными между странами
Союза». Любая подача правильно оформленной
заявки является достаточной для установления
даты подачи заявки в соответствующей
стране.
Ссылаясь на конвенционный приоритет, заявитель может испрашивать охрану для созданного им объекта промышленной собственности, т.е. запатентовать или зарегистрировать новшество в любом государстве—участнике Конвенции. Каждая последующая заявка этого заявителя имеет приоритет перед теми заявками, которые могут быть поданы любыми другими лицами в срок конвенционного приоритета на такое же изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак либо знак обслуживания. Например, если в течение срока конвенционного приоритета происходит подача кем-либо другой заявки, опубликование изобретения, выпуск в продажу экземпляра образца, применение знака, то это не станет основанием для возникновения соответствующего права третьих лиц — приоритет и новизна технического достижения будут определяться в другой стране не на день фактической подачи заявки в ней, а на время подачи первой заявки.
Конвенция допускает
множественные и частичные прио
Помимо изобретений промышленных моделей
и образцов, наименований мест происхождения
товаров, Конвенция уделяет внимание и
другим объектам, в числе которых особое
место занимает товарный знак. Осуществление
прав на товарный знак и знак обслуживания
является важным условием международного
торгового, производственно-технического
и научно-технического сотрудничества.
Информация о работе Контрольная работа по "Международному праву"