Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:40, реферат
Исторические особенности развития государства обусловили нестандартный характер британской конституции. Великобритания не знает единовременно созданного акта в качестве конституции. Особенности конституции относятся к форме, но не касаются ее содержания или сущности. По форме британская конституция имеет комбинированный, несистематизированный характер; она слагается из двух частей - писанной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права; поэтому конституционное законодательство кажется не очень четким, определенным. Британскую конституцию часто называют неписаной, имея ввиду то обстоятельство, что она никогда не была "записана" в едином акте, Писанная и неписаная ее части имеют, в свою очередь, различные, весьма разнообразные источники.
Введение…………………………………………………………………3
1. Конституция и конституционные акты Великобритании…4
2. Состав правительства……………………………………………..9
Заключение…………………………………………………………….15
Список используемой литературы……………………………………..16
Господство двухпартийной системы приводит к тому, что одна из партий - консервативная или лейбористская - обладает большинством мест в палате общин. Правительство, контролирующее это большинство, фактически осуществляет полномочия парламента. Практически только правительство обладает законодательной инициативой и ни один законопроект, исходящий от депутатов не может быть принят, если он не пользуется правительственной поддержкой. Принимаемое в широких масштабах делегированное законодательство, почти не подверженной парламентскому контролю, бессилие парламента в финансовой и бюджетной областях, как и в сфере контроля за деятельностью правительства, - все это говорит об упадке британского парламента, "матери парламентов", знавшего в прошлом лучшие времена.
Монархия - наиболее древний политический институт Великобритании. Наследственный король или королева - глава государства, и в этом качестве они персонифицируют государство. С теоретической точки зрения монарх является главой исполнительной, составной частью законодательной и главной судебной власти, командующим вооруженными силами и светским главой англиканской церкви. На практике в результате длительной эволюции под воздействием политической борьбы огромная власть монарха была сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает лишь номинально; фактически полномочия монарха осуществляются правительством, и случаи, когда монархи вмешивались в принятие решений, весьма немногочисленны.
Негативные последствия сохранения монархии достаточно очевидны и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую жизнь при выборе премьер - министра, когда отсутствует в палате общин большинство у какой либо партии; косвенное воздействие монархии, как олицетворение консервативности, отсутствия прогресса, нежелания менять многовековые традиции). Выгоды от сохранения монархии для правящих кругов являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия -идеологическое орудие воздействия на население. Его политическая цель также очевидна. При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.
Великобритания, будучи по территориальному устройству унитарным государством, является многонациональной страной. Еще Ф.Энгельс отмечал, что в Англии "...на двух островах живет четыре нации и, несмотря на единство парламента, существуют друг подле друга три системы законодательства". Великобритания как унитарное государство сложилось в 16 - 17 вв. в результате присоединения "кельтских" территорий; в правовом отношении очередное присоединение оформлялось как "уния" (Акт об унии с Шотландией 1707 г., акты об Уэльсе 1536 и 1542 гг., Акт об унии с Ирландией 1901 г.).
Несмотря на попытки английской буржуазии в течение нескольких веков подавить национальное движение, расколоть его, но проводившиеся активные меры по ассимиляции в языковой, культурной и других областях, до настоящего времени в Великобритании сохранились существенные национальные различия во многих сферах общественных отношений. Национальные проблемы привлекли к себе особое внимание в 60 - 70-е годы на фоне обострившегося кризиса экономической и политической системы
Великобритании. Эти проблемы всегда существовали, и реформы, направленные на предоставление самостоятельности путем передачи власти высшими органами страны органам в Шотландии, Уэльсе и Ирландии (так называемая "деволюция" - от английского слова с1еуо1и1юп - передача), в прошлом неоднократно обсуждались. Последний проект, выработанный лейбористским правительством и предусматривавший создание в Шотландии и Уэльсе парламентов с очень ограниченными полномочиями, а также утверждение собственных органов исполнительной власти, ответственных перед этими парламентами, должен был привести к расширению автономии национальных районов страны. Однако на референдуме 1979 г. и в Шотландии и в Уэльсе этот проект не получил поддержки требовавшихся 40% зарегистрированных избирателей.
Хотя расширение самостоятельности Шотландии и Уэльса в своих внутренних делах не состоялось, тем не менее в существующем государственном управлении этими территориями обнаруживаются некоторые элементы автономии, особенно в Шотландии. Для каждой из них установлена специальная квота мест в палате общин, на центральном уровне определена система исполнительных органов, призванны учитывать их специфику, созданы специальные комитеты в парламенте. В 1967 г. был принят закон об уравнении в правах валлийского языка с английским. Шотландия обладает собственной судебной системой, отличной от английской. Для Шотландии издается общенациональным парламентом специальное законодательство. Что же касается Уэльса, то у него нет своей судебной системы, а специальные законы для него - очень редки.
Заключение.
В результате национально - освободительного движения Ирландии удалось освободиться от колониальной зависимости. Однако в 1921 г. Великобритания отторгла от Ирландии шесть северных графств (Ольстер), которые остались в ее составе и пользовались некоторой автономией. Обострение положения в Северной Ирландии, вызванное главным образом противоречиями между католическим и протестантским населением, привело к гражданской войне, С 1972 г. Ольстер практически постоянно находится под "прямым" управлением британского правительства, хотя оно и пытается выработать для Северной Ирландии самостоятельный статус (Акт о Северной Ирландии 1973 г.).
Список литературы.
1. А.В. Меньшиков «Конституционное право
зарубежных стран», М.,
2005
2. Алексеев Н.С. «Конституционное право зарубежных стран», М.,2005