Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 13:42, курсовая работа
Цель настоящей работы заключается в правовом анализе транснациональной корпорации как субъекта международного частного права, а также комплексного исследования частноправовой деятельности транснациональных корпораций на основе отечественного и зарубежного опыта. Рассматриваются проблемы правового статуса, вопросы регулирования инвестиционной деятельности, принципы формирования государственной инвестиционной политики в отношении российских и иностранных транснациональных корпораций. В работе затрагиваются некоторые аспекты гражданского, налогового и антимонопольного законодательства России и зарубежных стран.
Введение
Глава 1. Понятие, признаки структура ТНК
1.1 Понятие и признаки транснациональных корпораций
1.2 Структура и типы ТНК
1.3 Взаимоотношения ТНК с правительствами
Глава 2. Правовое положение ТНК в международном частном праве
2.1 Национальность ТНК, характеристика как юридического лица
2.2 Социальные и правовые аспекты деятельности транснациональных корпораций
2.3 Организация и регулирование деятельности ТНК в мире
Заключение
Список использованной литературы
Эффективное правовое регулирование ТНК предполагает, чтобы это предприятие выступало как единый адресат предписаний, в частности, Кодекса поведения ТНК. Это значит, что их должны исполнять все юридические лица, принадлежащие к ТНК. В этой связи правомерно поставить вопрос о пределах имущественной ответственности головной компании по обязательствам зависимой фирмы. Установление солидарной или субсидиарной ответственности материнского общества за долги дочерней компании во всех случаях противоречит самой идее юридического лица и стирает грань между различными организационно-правовыми формами деятельности ТНК за границей. Очевидно, что такая общая ответственность может иметь место только в тех сферах отношений, где в правовом документе обязанности возлагаются именно на транснациональную компанию как таковую. В проекте Кодекса поведения ТНК, представленном от имени Группы-77, перечисляются основные обязанности этих монополий в принимающих странах. В их числе: обязанность невмешательства во внутренние дела; принцип уважения национального суверенитета; обязанность ТНК способствовать достижению национальных целей развития; она должна также содействовать ликвидации режима расизма и апартеида на Юге Африки.
Вместе с тем нельзя пройти и мимо того, что в Кодексе поведения ТНК определяются не только их обязанности по отношению к государству, но и их права, гарантии интересов. ТНК предоставляется: право на жизнеспособность, что означает недопустимость создания для них помех, если ТНК не нарушают своих договорных обязательств; право на получение компенсации в случае национализации; право на не дискриминацию по сравнению с местными предприятиями. Наконец, принимающая страна должна исходить в отношениях с транснациональной монополией из принципов международного права и так называемых здоровых коммерческих принципов. Представляется, что перечисленные обязанности государства по отношению к ТНК в известной степени превращают указанный Кодекс поведения ТНК в кодекс поведения государств, принимающих ТНК, что отвечает давним устремлениям корпораций получить единообразный инвестиционный кодекс, освещенный авторитетом международного публичного права. Не спасает положения и оговорка, включенная в проект, что применение положений об обязанностях государства должно сочетаться с должным уважением к суверенным правам государств и применяемым национальным законам и правилам.
Эффективность разрабатываемого кодекса будет в немалой степени зависеть от того, в какой правовой форме он будет принят: многосторонней международной конвенции, обязательной для подписавших ее государств.
Заключение
В международном частном праве при правоотношениях с иностранным элементом всегда возникает так называемый коллизионный вопрос: необходимо решить, какой из двух законов подлежит применению - действующий на территории, где находится суд, рассматривающий дело, или иностранный закон, т.е. закон той страны, к которой относится иностранный элемент в рассматриваемом деле. В свете изложенного можно сделать вывод о том, что касается правового положения ТНК в науке международного частного права, ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов.
Для решения вышеуказанных задач считаю, что необходимо:
- разработать и использовать
многосторонний международный
- для должного уровня правового регулирования деятельности ТНК улучшить внутреннее законодательство, а именно подчинить деятельность филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны.
- заключение двухсторонних
инвестиционных соглашений
Проблемами регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.
Международная практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.
Однако, особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 23.07.2013 N 245 - ФЗ.
2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 18.07.2009 N 181-ФЗ.
3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
4. Федеральный Закон
«О государственном
5. Постановление Правительства
РФ от 8 июня 1994 г. № 655 «О государственной
регистрационной палате при
Международные договоры
6. «О содействии в
создании и развитии
7. «О признании
8. «О содействии в
создании и развитии
9. «О партнерстве и сотрудничестве» соглашение, подписанное Россией и Европейским союзом 24 июня 1994 г. и ратифицированное 25.11.1996 г.
10. Конвенция «О разрешении инвестиционных споров между государствами и лицами других государств» .Вступила в силу 14 октября 1966 г.
Специальная литература
11. Богуславский М.М. Международное частное право [Текст]: Учебник /М.М. Богуславский. - М.: Юристъ, 2004. - 604 с.
12. Гаврилов В.В. Теории
согласования международных и
внутригосударственных
13. Кашкин С.Ю., Кондратьев А.В. Юридические лица в ЕС: вопросы правового регулирования [Текст]: //Советский ежегодник международного права // Юрист-международник. -- 2004. -- № 4.
14. Ляликова Л.А. Транснациональные
корпорации и проблема
15. Марышева Н.И. Международное частное право [Текст]: Учебник /Отв. ред. Н.И. Марышева.- М.: Юристъ, 2004.-604 с
16. Осминин Б.И. Международно-правовая
регламентация деятельности
17. Щеглов С.С. Регулирование
деятельности