Энергетический диалог

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 17:08, статья

Краткое описание

Энергетический диалог – один из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и Европейским Союзом. Страны - члены Евросоюза являются крупнейшими импортерами энергоресурсов из России. Поставки российского газа и нефти составляют более 25% от общего потребления энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста.

Файлы: 1 файл

энергодиалог Росии и ЕС.docx

— 24.38 Кб (Скачать)
 

 

    Энергетический  диалог – один из важнейших аспектов сотрудничества между Россией и  Европейским Союзом. Страны - члены  Евросоюза являются крупнейшими  импортерами энергоресурсов из России. Поставки российского газа и нефти  составляют более 25% от общего потребления  энергоресурсов в странах - членах ЕС и существует потенциал их роста. Партнерство России и Евросоюза  в энергетической сфере имеет  особое значение, поскольку спрос  на энергетические ресурсы в странах - членах ЕС и в России увеличивается, причем добыча углеводородов в ЕС сокращается, а в РФ растет. Несмотря на то, что ЕС и Россия осуществляют диверсификацию энергопоставок, доля российских углеводородов и продуктов  их переработки на рынке ЕС по прежнему останется высокой в ближайшие 20-25 лет, учитывая географическую близость России и стран-членов ЕС, существующую энергетическую транспортную инфраструктуру, а также традиционно успешное сотрудничество в области энергетики.

    В нынешнем году энергетическому диалогу  Россия – Евросоюз исполняется 10 лет. В Европейском парламенте в Брюсселе прошла международная конференция, посвященная состоянию этого  диалога. Энергодиалог Россия – Евросоюз буксует, несмотря на целый ряд достижений. Такую точку зрения высказывали  эксперты и с российской, и с  европейской стороны.

    Диалог  стартовал после саммита Россия – ЕС в октябре 2000-го года в Париже. В качестве цели было объявлено создание широкого и стабильного партнерства  в области энергетики и повышение  надежности российских энергетических поставок в Евросоюз. С тех пор  Европа наблюдала так называемые газовые войны между Россией  и Украиной, не стихает соперничество  проектов газопроводов, Россию не устраивает Договор к Энергетической хартии.

    Энергетическое  партнерство России и Европы является примером взаимозависимости поставщиков  и потребителей энергоресурсов. Почти  четыре десятилетия назад, в 1968 году были осуществлены первые поставки советского газа в Западную Европу, начиная  с Австрии. Другой значимой датой  стал 1970 год, когда «Союзнефтеэкспорт» и «Рургаз» заключили долгосрочный контракт на поставку газа в ФРГ. Он вошел в пакет соглашений, получивший название «газ – трубы».

    Это стало началом крупномасштабного  сотрудничества между Востоком и  Западом, которое развивалось все  эти годы. Была построена не имеющая  аналогов в мире система магистральных  нефте- и газопроводов, связывающая  Россию со странами Евросоюза.

    Россия  на протяжении многих лет является крупнейшим внешнеторговым партнером  ЕС, заявил на форуме глава Комитета ГД РФ по энергетике, транспорту и связи, президент Российского газового общества Валерий Язев. На 25 стран  – членов ЕС приходится 40 процентов  внешнеторгового оборота России со странами дальнего зарубежья. При  этом в товарной структуре российского  экспорта в ЕС доминирующую позицию  занимают поставки энергоносителей. Таким  образом, российский ТЭК в каком-то смысле является основой не только российской, но и европейской экономики. И, как прогнозируется, общее потребление  энергии расширенным Европейским  союзом к 2030 году, вырастет на 14 процентов. В это же время потребление  газа будет расти опережающими темпами  по сравнению с другими энергоносителями и к указанному сроку возрастет  почти на 40 процентов.

    России  и ЕС нужна координация подходов в энергообеспечении. При этом продвижение  интеграции России и ЕС в энергетике должно опираться на принцип баланса  интересов сторон, отражаемый и в  международно-правовых конструкциях.

    Лучше всего иллюстрирует это Договор  к Энергетической хартии, который  Россия не ратифицирует по нескольким принципиальным причинам. Речь идет о  механизмах формирования транзитных тарифов, применении «права первого отказа»  в связи с транзитом российского  газа через территорию других государств и о регулировании транзита по территории самого ЕС. Есть и другие пункты, неприемлемые для России, и  исправить их нельзя никакими дополнительными  документами к ДЭХ. Возможен лишь пересмотр договора с учетом интересов  России как крупнейшего производителя  энергоресурсов и крупной транзитной страны. Тем более что европейский  вектор энергетической политики России остается ведущим.

    Растущие  масштабы и качество взаимодействия сотрудничества Россия – ЕС в энергетической сфере требуют соответствующего институционального оформления. В связи с чем возникает необходимость более полной координации энергетических стратегий – национальных и межгосударственных, тем более что вопросы международной торговли энергоресурсами не рассматриваются в полной мере ни одной из существующих международных организаций. Именно поэтому отметили необходимость создания наднационального регулятора в сфере энергетики и гармонизации законодательной базы газовой отрасли.

    Как заметил зам. главы «Газпрома» Александр  Медведев, «Европа не может обойтись без российского газа, равно как  Россия без его европейских покупателей. Эта взаимозависимость является гарантией прочного делового партнерства  и стабильных поставок на протяжении долгого времени». Важность эффективного партнерства в сфере энергетики всех участников газового сообщества России и стран ЕС как на межгосударственном уровне, так и между ведущими игроками мирового энергетического рынка подчеркнул президент «Еврогаза» Доменико Диспенца.

    Как известно, в 2006 году энергодиалог России и ЕС развивался в контексте обеспечения глобальной энергетической безопасности – одной из ключевых тем российского председательства в «Группе Восьми». Двустороннее сотрудничество между Россией и ЕС в обеспечении энергобезопасности, включая безопасность поставок и безопасность спроса, является неотъемлемым элементом глобальной энергетической безопасности. Россия и российские партнеры в Евросоюзе, исходят из того непреложного факта, что надежное энергоснабжение играет ключевую роль в развитии мировой экономики и обеспечении глобальной энергетической безопасности. Ответы на вызовы энергетической безопасности требуют обращения к рыночным подходам, направлены на увеличение поставок, оптимизацию спроса на энергоносители, а также на развитие рыночных механизмов ценообразования, конкуренции, энергоэффективности и энергосбережения.

    Подходит  к концу 2010 год. Энергодиалогу России и ЕС исполнилось 10 лет. В Брюсселе состоялась юбилейная встреча.

    По  мнению директора Института нефти  и газа Российской академии наук Анатолия Дмитриевского, десятилетие не прошло даром, так как за 10 лет энергодиалог наработал много положительного, между Россией и ЕС появляется понимание, потому что контакт идет на различных уровнях – и политических, и деловых, и ученых. Россия и ЕС идут одной дорогой, потому что хотят понять друга друга. После того, как появится взаимопонимание, общий язык, надо найти общие ценности, а затем развивать сотрудничество дальше.

    Депутат Европарламента из Венгрии Чаба Табайди  считает, что энергодиалогу мешает кризис доверия: в этом энергодиалоге есть элементы дефицита доверия между партнерами, несмотря на то, что обе стороны считают, что для России Евросоюз, а для Евросоюза Россия являются стратегическими партнерами. Есть и некоторые элементы нестабильности из-за конфликтов между Россией и транзитной страной – Украиной. А здесь очень важны стабильность, предсказуемость и прозрачность, что касается поставок природного газа из России. И Евросоюз должен четко сказать: будет ли расти спрос на русский природный газ или нет. Конечно, во всем этом есть и влияние рынка, которое очень трудно предвидеть, но в энергетическом диалоге стабильность особенно важна. Это самая щекотливая проблема, потому что многие в Евросоюзе пугают друг друга тем, что Россия будет использовать энергоснабжение как оружие. В краткосрочной перспективе это возможно, но в долгосрочном плане больше ущерба получилось бы для самой России, если бы она играла этим оружием. То есть зависимость взаимная: обе стороны заинтересованы в нормальном сотрудничестве в области энергоснабжения.

    Директор  Института энергетики и финансов, Владимир Фейгин, усматривает в развитии энергодиалога "взаимное нагнетание страхов" и считает, что Евросоюз нацелен на разработку стратегий, которые уводят от взаимодействия с Россией вместо спокойного анализа возможностей снижения политических рисков: чистая торговля – вещь якобы неполитизированная. Но в данном случае (и это всегда было, есть и будет в энергетике) торговля должна сопровождаться гарантиями, потому что иначе инвестиции не приходят. Вот все это и должно быть создано. Это сотрудничество, рассчитанное на много лет. Необходимо предпринимать осторожные спокойные шаги, развивать новые технологии. Не надо только подвергать риску взаимную основу соглашений.

    Именно  за новые энергетические технологии на конференции активно выступали представители Санкт-Петербургского Аграрного университета. Его ректор Виктор Ефимов, в частности, говорил о рекордных резервах биомассы и гигантских российских запасах торфа, которые в нынешнем году стали фактором не прибыли, а ущерба. Вместе с тем, он признает, что и это национальное богатство без помощи Европы не освоить. Виктор Ефимов утверждает, что успеха добьемся только в том случае, если за эту проблему возьмемся вместе с Европой (мы должны сознаться – у нас просто этих технологий нет). Это будет выгодно и нам, и Европе.

    Голландец Бен Варнер, преподаватель университета, много лет проработавший в  газовой отрасли, считает такие  встречи важным инструментом сближения позиций, так как очевидно, что подобные конференции позволяют собрать вместе людей из разных сфер: политиков, представителей промышленности и научных учреждений. Он полагает, что такие трехсторонние консультации – единственный путь добиться прогресса в этой сложной ситуации.

    В принятом по итогам встречи в Брюсселе меморандуме его участники подчеркнули необходимость усилить в рамках диалога Россия – Евросоюз бизнес-составляющую. По их мнению, это поможет добиться общего понимания меняющихся условий и правил развития бизнеса, а также уменьшить неопределенность ситуации для основных игроков, о чем было немало сказано на энергетической конференции.

    Стратегическое  партнерство между Россией и  ЕС в области энергетики нацелено на обеспечение надежности, безопасности и предсказуемости конъюнктуры  свободного рынка в долгосрочной перспективе. Это партнерство представляет собой важный компонент стабильных взаимоотношений. Энергетический диалог ЕС-Россия направлен на повышение уровня доверия и прозрачности в отношениях между двумя сторонами в области энергетики, включая обмен информацией об энергетической политике сторон, о развитии законодательства и нормативно-правовой базы. Таким образом, Россия и Евросоюз объективно заинтересованы в укреплении взаимовыгодного энергетического сотрудничества как основной цели Энергодиалога.

    Растущие  потребности стран Европейского союза в импорте энергоносителей, связанные прежде всего с объективными факторами снижения собственного производства и необходимостью активизации усилий в борьбе с глобальным потеплением, ведут к формированию устойчивого  спроса на импорт российских нефти  и газа, а также создают условия  для роста поставок электроэнергии из России на эти рынки.

    Создание  благоприятного климата для инвестиций в развитие рынков энергоресурсов как  в России, так и в странах  ЕС принесёт взаимную выгоду обеим  сторонам. Европейские компании смогут получить более удобный доступ к  активам в сфере разведки и  добычи на территории России индивидуально  или совместно со своими российскими  партнёрами. По различным оценкам, в  настоящий момент объем капиталовложений европейских инвесторов в российский нефтегазовый комплекс составляет порядка $55-58 млрд. С другой стороны, российские компании ТЭК смогут войти на рынки  или расширить своё уже сложившееся  присутствие на рынках стран - членов ЕС. Объём капиталовложений российских инвесторов в странах - членах ЕС превышает $7 млрд. и может расти далее  при условии создания благоприятных  условий для инвестирования.

    «Ключ к решению проблем энергодиалога, утверждает Касьянов, лежит в повышении уровня доверия, создании условий для обсуждения ключевых вопросов взаимоотношений на политическом уровне в рамках энергодиалога Россия–ЕС. И Россия, и Европейский союз, по его мнению, должны сконцентрировать свои усилия на разработке новой международной законодательной базы, учитывающей интересы обеих сторон, которая бы способствовала созданию недискриминационной системы поставок и транзита энергоресурсов на европейские рынки.

    Как считает Касьянов, России и Евросоюзу  также нужно приступить к созданию совместной системы поддержки капиталовложений в энергетическом секторе, чтобы  стимулировать прямые европейские  инвестиции в производство энергоносителей  в России и их транспортировку, а также прямые российские инвестиции в распределительные сети в странах Евросоюза»1.

    В рамках энергодиалога Россия – ЕС необходимо провести объективный анализ правовых инструментов и институтов, определяющих взаимодействие сторон в  энергетической сфере, включая соответствующие  многосторонние документы. Цель – отойти от фрагментарного, временами импульсивного  поведения и построить стройную, логичную систему отношений.

Информация о работе Энергетический диалог