Интеллектуальное собственность в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: выявить специфику интеллектуальной собственности и ее регламентации в международном частном праве.
Задачи исследования:
1) проанализировать правовую природу и эволюцию права интеллектуальной собственности;
2) провести анализ различных понятий интеллектуальной собственности, разработанных отечественными и зарубежными исследователями;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ…………...6
1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности, ее особенности. Формирование понятия интеллектуальной собственности и понятий, связанных с ним…………………………………………………………………...6
1.2 Источники права интеллектуальной собственности……………….12
2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………19
2.1 Субъекты международно-правовой охраны интеллектуальной собственности…………………………………………………………………....19
2.2 Объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности: основные признаки и особенности…………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..34

Файлы: 1 файл

МЧП.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ…………...6

1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности, ее особенности. Формирование понятия интеллектуальной собственности и понятий, связанных с ним…………………………………………………………………...6

1.2  Источники права интеллектуальной собственности……………….12

2.  СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ……………………19

2.1 Субъекты международно-правовой охраны интеллектуальной собственности…………………………………………………………………....19

2.2 Объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности: основные признаки и особенности…………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Произведения  литературы и искусства, не только составляют основу духовной жизни человека и  общества в целом и становятся индикатором уровня его развития, но в условиях рыночной экономики  являются объектом товарооборота, выступая в рыночных отношениях в качестве особой разновидности товара.

Стремительное развитие научно-технического прогресса (разработка новых технологий репродуцирования, звуко- и видеозаписи, появление  и совершенствование компьютерных технологий и т.д.) открывает новые горизонты как для самих создателей духовных благ, так и для их потребителей. Необходимость детального правового регулирования вопросов интеллектуальной собственности становится всё более насущной на фоне быстрого развития так называемой индустрии интеллектуальной собственности: в ведущих странах мира в данную сферу вовлекаются огромные денежные средства.

Развитием научно-технического прогресса обусловлено и появление  в XX веке беспрецедентных возможностей связи, общения и обмена информацией. Благодаря этому на современном этапе наблюдается выраженная тенденция к интеграции и взаимному проникновению различных культур; в этой связи нельзя не отметить исключительно важную роль международного культурного сотрудничества. Международное культурное сотрудничество служит взаимному духовному обогащению народов, утверждению основополагающих идей мира и добрососедства в международных отношениях. Как и всякое другое сотрудничество, международное культурное сотрудничество по своему определению подразумевает равноправие сторон и взаимную выгоду, глубокое уважение к культуре других народов, к их национальным особенностям и традициям. Кроме того, международный характер данного вида сотрудничества диктует необходимость соблюдения принципа признания и должного уважения суверенитета, законов и обычаев каждой страны. Первоочередная задача любого государства в указанной сфере - нахождение разумного баланса между интересами государств-партнёров и собственными интересами.

С развитием культурного  обмена между Россией и другими странами, который довольно заметно оживился за последнее время, расширяются масштабы использования произведений российских авторов за рубежом, а также использования иностранных произведений в нашей стране. Как и во всём мире, в Российской Федерации активно издаются произведения иностранных литераторов, исполняются музыкальные композиции, созданные за рубежом, ставятся пьесы иностранных драматургов, успешно развивается сотрудничество в области кино, телевидения, радио и т.д.

В то же время, упомянутые  процессы служат предпосылкой для возникновения ряда негативных явлений - в первую очередь пиратства как злостного посягательства на права авторов и изобретателей. Об остроте проблемы отчасти свидетельствует то, что в последние два десятилетия  получило распространение понятие «уровень пиратской активности». 

Таким образом, всё более  актуальными становятся вопросы  международной правовой охраны интеллектуальной собственности.

Цель  работы: выявить специфику интеллектуальной собственности и ее регламентации в международном частном праве.

Задачи  исследования:

1) проанализировать  правовую природу и эволюцию  права интеллектуальной собственности; 

2) провести анализ  различных понятий интеллектуальной  собственности, разработанных отечественными  и зарубежными исследователями;

3) рассмотреть  основные двусторонние и многосторонние  международные соглашения в области  охраны интеллектуальной собственности; 

4) исследовать  вопросы, касающиеся основных  элементов правоотношений по  охране интеллектуальной собственности: субъекты и объекты международной правовой охраны интеллектуальной собственности, критерии предоставления и содержание такой охраны;

5) проанализировать  развитие частноправовых отношений  по охране интеллектуальной собственности,  оценить возможности их правового регулирования, исследовать особенности, формы и тенденции международной правовой охраны интеллектуальной собственности на современном этапе и в перспективе развития. 
Теоретической основой исследования явились работы А.Н. Козырева, Е.Б. Леанович, Т.И. Матвеевой., А.А.Пиленко,  И.А Покровского., О.А.  Рузаковой, А.П. Сергеева, Г.Ф. Шершеневича., С.А.  Чернышевой и других.

В ходе  исследования анализировались положения Бернской конвенции об охране литературных и  художественных произведений 28.09.1979 г., Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и радиовещательных организаций 1961 г., Декларации принципов международного культурного сотрудничества (Генеральная конференция ООН, 1966 г.), Конвенции об учреждении ВОИС 20.10.1979 г., Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 1971 г.), Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссель, 1974 г.), Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 1993 г.), а также двусторонних международных соглашений Российской Федерации о взаимной защите и охране прав интеллектуальной собственности, и других нормативных актов.

 

 

 

 

1. ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ  СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ  ЧАСТНОМ ПРАВЕ

1.1 Понятие и виды интеллектуальной собственности, ее особенности. Формирование понятия интеллектуальной собственности и понятий, связанных с ним

Право интеллектуальной собственности сложилось  в стройную систему принципов  и норм сравнительно недавно. Оно  стало бурно развиваться только в ХХ в. и многие его термины  не достаточно четко определены. Как  пишет Е.Б.Леанович  «для источников и национального, и международного права характерно отсутствие сущностного определения интеллектуальной собственности». (Леанович, Е.Б. Международное частное право / Е.Б. Леанович : учебное пособие под грифом Министерства образования Республики Беларусь. Мн.: 2008). Это понятие формировалось на протяжении долгого времени.

 К 18 веку относится зарождение доктрины «промышленной собственности». Ее родоначальником можно считать Д. Боуфлера, который писал, что «дерево, выросшее в поле, менее, несомненно, принадлежит своему собственнику, чем идея - автору». (Цит. по: Пиленко А. А. Право изобретателя. М., 2011). Впоследствие слово «принадлежность» заменяется понятием «собственность».

Произошедшая  подмена терминов надолго «сбивает»  юридическую науку с истинного  пути, заставляя ее отождествлять  патентное право с вещным правом.

Положения теории промышленной собственности нашли  свое отражение во вводной части  первого французского патентного закона, провозгласившей, что «всякое изобретение  или открытие есть собственность его автора» (Цит. по: Рузакова О.А. Право интеллектуальной собственности. / Московская финансово-промышленная академия, М., 2004. 308 с.).

В 19 веке сформировались основные подходы к пониманию  интеллектуальной собственности.

Проприетарный подход, заключался в том, что авторское  право относится к разновидности права собственности («литературная собственность»), другой - в том, что авторское право скорее является правом исключительным (имущественным), которое не относится к понятию вещного права и тем более не поглощается им.

Первый, так  называемый, проприетарный подход (от лат. рroprietas - «собственность»), отождествляет право создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Его зарождение относят к возникновению гуманистической естественнонаучной теории во Франции в 18 веке, хотя некоторые этнографы полагают, что некое понятие интеллектуальной собственности существовало на самых ранних этапах истории. Так, уже в Древней Греции и Риме плагиат порицался как бесчестный поступок.

Сущность проприетарной  концепции прав на результаты творческой деятельности состоит в том, что, создавая какой-либо творческий объект, его автор (патентообладатель) становится собственником и приобретает права и обязанности аналогично собственнику материальных предметов, т.е. объектам интеллектуальной собственности предоставляется такой же правовой режим как и вещам.

Несмотря на то, что термин литературная и художественная собственность закрепился в действовавшем  в 19 веке российском законодательстве и законодательстве ряда зарубежных стран, в юридической науке он просуществовал до 80-х годов 19-ого века, когда наряду с ним начал употребляться термин «авторское право». О данном термине упоминает в своих работах (Г.Ф. Шершеневич 1919. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 1995), говоря, что авторские права - это права на «литературные, художественные и музыкальные произведения».

Поэтому в законодательстве того времени термин «литературная  собственность» понемногу начинает приобретать другое значение. Изначального сторонники литературной собственности рассматривали его как вещную собственность, и в сущность термина «литературная собственность» уже закладывается понятие не вещных прав, а прав исключительных.

Юридическое значение исключительных прав точно определил  Г.Ф.Шершеневич. Так как цель юридической защиты исключительных прав состоит в предоставлении «исключительной возможности совершения известных действий с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права могут быть названы исключительными. Исключительные права занимают место в системе абсолютных прав, рядом с вещными правами. Как вещное право является юридической возможностью пользования материальными вещами с устранением всех прочих от пользования теми же объектами, так и исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане.

В действующем  законодательстве логика запретительного  и дозволительного принципов  построена иначе, а именно: исключительное право включает в себя, прежде всего, право на использование охраняемых патентом объектов. Законодательство не устанавливает для правообладателя возможности прямого запрета другим лицам использовать созданное им изобретение.

Современная доктрина также признает двойственную природу  авторских прав, выделяя имущественные  и так называемые моральные права. «Моральные права автора, по сути дела, представляют собой права личности, потому что произведение является порождением  этой личности. Личность создает наряду с правами собственности еще и неимущественные права, которые обладают всеми признаками личного права, что позволяет сделать вывод о смешанной природе авторского права, выделяя права, относящиеся к категории имущественных прав, а также права личности, относящиеся к категории неимущественных прав» (Основные институты гражданского права зарубежных стран. Сравнительно-правовое исследование. Под ред. В.В.Залесского. М., 2007).

Другой подход к определению правовой природы  прав на результаты творческой деятельности осуществляется сквозь призму категории исключительных прав. В юридической литературе существуют различные трактовки исключительного характера авторских прав: от понимания их как неотчуждаемых и неотторжимых от личности автора в течение всей его жизни до полного отрицания этого понятия (Пиленко А.А. Право изобретателя. М., 2007).

Понятие исключительных прав берет свое начало из так называемой теории частноправовой монополии Рогэня (Правовая охрана интеллектуальной собственности. Под редакцией Дементьева В.Н. М., 2008).

Сложившееся в  настоящее время понимание исключительного  характера авторских прав состоит  в том, что принадлежащие создателю  произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их носителям правомочия на совершение различных действий (внесения изменений в произведение, его использования, получения вознаграждения и т.д.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

Кроме того, исключительность рассматриваемых прав состоит в том, что права на результаты интеллектуальной деятельности связаны не с физическим или юридическим лицом вообще, а с конкретным субъектом - автором либо его правопреемником, являющимся исключительным носителем данных прав.

В международной  практике понятие «интеллектуальная  собственность» определено в Конвенции, учредившей Всемирную организацию  интеллектуальной собственности –  ВОИС.

Интеллектуальная  собственность включает права, относящиеся  к:

- литературным, художественным и иным научным произведениям;

- исполнительской  деятельности артистов, звукозаписи,  радио- и телевизионным передачам;

- изобретениям  во всех областях человеческой  деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным  образцам;

- товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям;

- защите против  недобросовестной конкуренции;

В настоящее время в понятие «интеллектуальная собственность» включается три основных значения. Как пишет Е.Б. Леанович, «интеллектуальная собственность может пониматься как совокупность объектов, прав на них или как собирательная категория, включающая и то и другое». (Леанович Е.Б. Международное частное право / Е.Б. Леанович: учебное пособие под грифом Министерства образования Республики Беларусь. Мн.: 2008). Если рассмотреть более подробно, то интеллектуальная собственность это:

Информация о работе Интеллектуальное собственность в международном частном праве