Зарубежный опыт арттерапии (от древнего мира к современности)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 02:23, реферат

Краткое описание

В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворяющие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные изыскания, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

Оглавление

1. Лечение и коррекция с помощью различных видов искусства в древнем мире. 3
2. Развитие музыкотерапии от средневековья XX века. 5
3. Основные музыкотерапевтические ассоциации второй половины XX века. 6

Файлы: 1 файл

Зарубежный опыт арттерапии. От древнего мира к современности.docx

— 24.99 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ

Специальность 050601 (030700) – музыкальное образование 

КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: 

ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ АРТТЕРАПИИ (ОТ ДРЕВНЕГО МИРА К СОВРЕМЕННОСТИ) 
 
 
 
 
 

 

                                        Выполнил: студент 1 курса магистратуры

                                                     Радченко Александр

Проверил: доцент кафедры МПМ и ИИ

РУДЗИК  МАРИНА ФЕДОРОВНА                       

                      

 
 
 
 
 
 
 
 

Курск 2009

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Лечение и коррекция с помощью различных видов искусства в древнем мире. 3

2. Развитие музыкотерапии от средневековья XX века. 5

3. Основные музыкотерапевтические ассоциации второй половины XX века. 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Лечение и коррекция с  помощью различных  видов искусства в древнем мире.

     Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.

     Использование разных видов искусства в целях  врачевания наблюдалось в Древней  Греции, Китае и Индии.

     В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворяющие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные изыскания, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.

     Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был  государственным учреждением. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам.

     Музыкальное искусство в Древней Греции воспринималось как триединство «мусических  искусств» – поэзии, танца и  собственно музыки. Виднейшие древнегреческие  философы: Пифагор, Аристотель, Платон, указывали на профилактическую и  лечебную силу воздействия музыки. Они считали, что музыка устанавливает  порядок во всей Вселенной, в том  числе нарушенную гармонию в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты –  мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное  состояние.

     Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющем многовековую историю.

     Известны  труды Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.

     Танец использовался древними в целях  врачевания. И в более поздние  времена в Италии движения под  быструю музыку считались эффективным  средством лечения тарантизма (укуса  паука-тарантула). Больные в «бешеном»  темпе в танце «тарантелла» двигались  до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.

     В Древнем Китае музыка широко использовалась в традиционной китайской медицине. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.

     Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые в свою очередь  соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки).

     В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Музыка индии до настоящего времени сохранила мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.

    1. Развитие  музыкотерапии от средневековья XX века.

     В средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

     По  мнению немецкого ученого и музыканта  А. Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».

     Ближе к XIX веку музыкотерапия стала вводиться в психиатрические учреждения. Одним из первых ученых, занявшихся этим стал французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль. Применение музыки в медицине в то время носило преимущественно эмпирический характер.

     Первые  попытки научного осмысления механизма  воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования к концу XIX– началу XX веков. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.

     В России интерес к проблеме взаимосвязи  музыки и медицины был очевиден. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др., выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.

     В Европе к началу XX века стало практиковаться использование изобразительного творчества в лечении больных. имеющих психические расстройства. В Великобритании такой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. В США в 1940-е годы М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.

     В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арттерапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.

    1. Основные  музыкотерапевтические ассоциации второй половины XX века.

     Вторая  половина XX века характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов. В 1953 году появляются Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация. Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.

     В России тенденция арттерапии представлена в работах Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, О.А. Карабановой и др.

     Во  второй половине XX века музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-терапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.

     Так, во Франции и Голландии музыкотерапия  широко используется  в практике психотерапии и хирургии. При этом музыка подбирается с учетом ее физиологического воздействия на организм человека.

     Шведская  школа музыкотерапии (основатель А. Понтвик) исходит из концепции психорезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими фонами и оказываются доступными до понимания.

     В США музыкотерапия получила признание  после второй мировой войны, когда  она успешно применялась при  лечении эмоциональных расстройств  у ветеранов. Дальнейшее развитие музыкотерапии  отмечалось после демонстрации ее эффективности  в работе с детьми и престарелыми людьми.

     В Англии, в Лондоне, в 1975 году был организован  Центр музыкальной терапии, который  занимается разработкой музыкально-терапевтических  программ для специальных школ и  клиник Лондона.

     В германии в 1985 году при медицинском  факультете университета Виттен/Хердеке  был создан Институт музыкальной  терапии, где музыкотерапия применяется  во многих областях медицины: детской  и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии и др.

     В России во второй половине XX века арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии.

     Подводя итог, в настоящее время среди  множества мировых арттерапевтических тенденций, можно выделить несколько  направлений использования искусства  в коррекционной работе: психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических  нарушений), психотерапевтическое (связанное  с воздействием на когнитивную и  эмоциональную сферы), психологическое (выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции), социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве). Реализация этих направлений в работе с детьми с проблемами осуществляется через определенные психокоррекционные, коррекционно –развивающие методики, которые используются в рамках артпедагогики и арттерапии. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Зарубежный опыт арттерапии (от древнего мира к современности)