Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 02:23, реферат
В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворяющие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные изыскания, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.
1. Лечение и коррекция с помощью различных видов искусства в древнем мире. 3
2. Развитие музыкотерапии от средневековья XX века. 5
3. Основные музыкотерапевтические ассоциации второй половины XX века. 6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«КУРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ
Специальность
050601 (030700) – музыкальное образование
КАФЕДРА
МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ
ОПЫТ АРТТЕРАПИИ (ОТ
ДРЕВНЕГО МИРА К СОВРЕМЕННОСТИ)
Проверил: доцент кафедры МПМ и ИИ
РУДЗИК
МАРИНА ФЕДОРОВНА
Курск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
1. Лечение и коррекция с помощью различных видов искусства в древнем мире. 3
2. Развитие музыкотерапии от средневековья XX века. 5
3. Основные
музыкотерапевтические ассоциации второй
половины XX века. 6
Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги, использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности.
Использование разных видов искусства в целях врачевания наблюдалось в Древней Греции, Китае и Индии.
В Древней Греции изобразительное искусство рассматривали как эффективное средство воздействия на человека. В галереях выставляли скульптуры, олицетворяющие благородные человеческие качества («Милосердие», «Справедливость» и др.). Считалось, что созерцая прекрасные изыскания, человек впитывает все лучшее, что они отражают. То же самое относится к картинам великих мастеров.
Древние греки придавали особое значение театру. Первый театр возник именно в Древней Греции. В Афинах, Спарте и других областях Греции театр был государственным учреждением. Театр давал зрителям живые уроки героизма, воспитания воли, верности своим идеалам.
Музыкальное
искусство в Древней Греции воспринималось
как триединство «мусических
искусств» – поэзии, танца и
собственно музыки. Виднейшие древнегреческие
философы: Пифагор, Аристотель, Платон,
указывали на профилактическую и
лечебную силу воздействия музыки.
Они считали, что музыка устанавливает
порядок во всей Вселенной, в том
числе нарушенную гармонию в человеческом
теле. Было замечено, что музыка, прежде
всего ее основные компоненты –
мелодия и ритм, изменяют настроение
человека, перестраивают его
Считалось, что вокалотерапия эффективна при врачевании. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения, имеющем многовековую историю.
Известны труды Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим. Вслед за Платоном и Пифагором идеи о влиянии искусства на человека развивал Аристотель в учении о катарсисе – концепции очищения души человека в процессе восприятия искусства.
Танец использовался древними в целях врачевания. И в более поздние времена в Италии движения под быструю музыку считались эффективным средством лечения тарантизма (укуса паука-тарантула). Больные в «бешеном» темпе в танце «тарантелла» двигались до полного изнеможения, «вытанцовывая» яд из тела.
В Древнем Китае музыка широко использовалась в традиционной китайской медицине. В основе древнекитайских подходов к диагностике и лечению (в том числе с использованием музыкотерапии) применялось воздействие на активные биологические точки, или точки акупунктуры.
Музыкальный лад в китайской музыке называется пентатоникой и базируется на пяти тонах, соответствующих пяти первоэлементам природы (земля, металл, дерево, огонь, вода), которые в свою очередь соответствуют пяти органам человека (селезенка, легкие, печень, сердце, почки).
В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и закона ритма, воздействующих на духовную сущность человека. Музыка индии до настоящего времени сохранила мистицизм тембра и тональности, открытый еще в древности. Особое место в воздействии на человека в индийской музыкотерапии занимает пение. Вокальное искусство более естественно по сравнению с инструментальным, поэтому считается более высоким. В Древней Индии считалось, что в голосе выражает себя душа. Сначала вызывается активность в уме. Ум с помощью мысли проецирует тонкие вибрации в ментальном плане. При этом вибрации в виде дыхания через внутренние органы (область живота, легких, носоглотки) образуют голос. Голос выражает позицию ума, ложную или истинную. Он также обладает силой магнетизма как идеальный природный инструмент.
В средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала воздействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.
По мнению немецкого ученого и музыканта А. Кирхера, «психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер (musica mundana) и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле (musica humana). Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие».
Ближе к XIX веку музыкотерапия стала вводиться в психиатрические учреждения. Одним из первых ученых, занявшихся этим стал французский врач-психиатр Жан Этьен Доминик Эскироль. Применение музыки в медицине в то время носило преимущественно эмпирический характер.
Первые попытки научного осмысления механизма воздействия музыки на организм человека относятся к XVII веку, а экспериментальные исследования к концу XIX– началу XX веков. Ученые делали попытки подвести физиологический базис под эмпирические факты.
В России интерес к проблеме взаимосвязи музыки и медицины был очевиден. По инициативе В.М. Бехтерева в России в 1913 году был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в который вошли ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С. Корсакова, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др., выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную.
В Европе к началу XX века стало практиковаться использование изобразительного творчества в лечении больных. имеющих психические расстройства. В Великобритании такой деятельностью занимались М. Ричардсон, Дж. Дебуффе, Е. Гутман и др. В США в 1940-е годы М. Наубург использовала в психотерапевтической работе с детьми рисуночные техники, рассматривая выражение ребенком своих переживаний в изобразительной деятельности в качестве инструмента исследования его бессознательных процессов.
В это время арттерапия развивается в контексте теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга и в психотерапевтической практике используется как метод лечебного воздействия на психически больного через включение его только в изобразительную деятельность. Лечебный эффект в американском арттерапевтическом направлении обосновывается с помощью идей традиционного психоанализа.
Вторая половина XX века характеризуется созданием первых профессиональных объединений арттерапевтов. В 1953 году появляются Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арттерапевтическая ассоциация. Целями и задачами деятельности этих объединений было содействие сохранению психического и физического здоровья граждан посредством изобразительного искусства и других видов творчества в качестве психотерапевтического инструмента.
В России тенденция арттерапии представлена в работах Е.И. Бурно, Г.В. Бурковского, Р.Б. Хайкина, О.А. Карабановой и др.
Во второй половине XX века музыкотерапия выделяется как самостоятельное направление. Оно широко практикуется в странах Европы и США. Этот период характеризуется организацией музыкально-терапевтических обществ и центров в Швеции, Австрии, Швейцарии, Германии, России.
Так,
во Франции и Голландии
Шведская школа музыкотерапии (основатель А. Понтвик) исходит из концепции психорезонанса, в которой указывается, что глубинные слои человеческого сознания резонируют со звучащими гармоническими фонами и оказываются доступными до понимания.
В
США музыкотерапия получила признание
после второй мировой войны, когда
она успешно применялась при
лечении эмоциональных
В
Англии, в Лондоне, в 1975 году был организован
Центр музыкальной терапии, который
занимается разработкой музыкально-
В германии в 1985 году при медицинском факультете университета Виттен/Хердеке был создан Институт музыкальной терапии, где музыкотерапия применяется во многих областях медицины: детской и общей психиатрии, педиатрии, невропатологии, интенсивной терапии и др.
В России во второй половине XX века арттерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, как различных направлениях медицины, так и в психологии, в частности, в специальной психологии.
Подводя
итог, в настоящее время среди
множества мировых
Информация о работе Зарубежный опыт арттерапии (от древнего мира к современности)