Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 11:50, реферат
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Кузнецкий медицинский колледж
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Основы права»
на тему:
«Задачи законодательства об охране здоровья граждан»
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН
Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, признавая основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждая ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья, Верховный Совет Российской Федерации принимает Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
1. Задачи законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан
Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:
1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;
3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
4) определение профессиональных
прав, обязанностей и
1.1. Определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан
Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.
Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики - сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.
Издание законов о координации вопросов здравоохранения и о системе здравоохранения РФ является конституционной обязанностью как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения, охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.
Законодательная база обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации в основном Государственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охране здоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в области охраны здоровья и Правительством Российской Федерации.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования здоровья граждан, законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. в Российской Федерации было весьма ограниченным. Практически все законодательство исчерпывалось Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (1961 г.) и Законом РСФСР "О здравоохранении" (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами. В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы.
1.3. Определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;
Семья (ст. 22 «Основ»).
Предусматриваются
бесплатные консультации семье по медицинским
показаниям, по вопросам планирования
семьи, медико-генетические, медико-патологические, другие консультации
и обследования с целью предупреждения
возможных наследственных заболеваний
у потомства.
Семья, по договоренности всех ее совместно
проживающих совершеннолетних членов,
имеет право на выбор семейного врача,
который обеспечивает ей медицинскую
помощь по месту жительства.
Семьи, имеющие
детей (в первую очередь неполные
семьи, воспитывающие детей-инвалидов
и детей, оставшихся без попечения
родителей), имеют право на льготы
в области охраны здоровья граждан,
установленные законодательство
В период лечения
ребенка в стационаре одному из родителей
или иному члену семьи
Беременные женщины и матери (статьи 23, 35, 36, 37 «Основ»).
Обеспечивается право на работу в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья. В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. В соответствии с законодательством РФ гарантирован оплачиваемый отпуск по беременности и родам.
По заявлению
женщины ей предоставляется отпуск
по уходу за ребенком до достижения
им возраста трех лет. Порядок и сроки
выплаты пособия по государственному
социальному страхованию в
По заявлению женщины или лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего дня или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность). Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев назначения пенсии на льготных условиях).
— Совершеннолетняя женщина имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
— Право на искусственное прерывание беременности, которое может быть совершено по желанию женщины (при сроке беременности до 12 недель), а также по социальным показаниям (при сроке беременности до 22 недель), например, социальные и экономические условия жизни, возраст. По медицинским показаниям (туберкулез — все активные формы, сифилис, ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования всех локализаций в настоящем или в прошлом, острый и хронический лейкоз, врожденный порок сердца и др.).
— Право на медицинскую стерилизацию, т.е. оперативное вмешательство, результатом которого становится лишение человека способности к воспроизводству потомства, осуществляется с письменного заявления гражданина в возрасте более 35 лет или при наличии не менее двух детей, а при медицинских показаниях и согласии гражданина стерилизацию выполняют независимо от возраста и наличия детей.
Несовершеннолетние (Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Семейный кодекс РФ», ст. 24 «Основ»).
Обеспечение со
стороны государства
Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Военнослужащие,
граждане, подлежащие призыву на военную
службу и поступающие на военную службу
по контракту (ст. 25 «Основ»).
Имеют право на медицинское
освидетельствование для определения
годности к военной службе, на получение
полной информации о медицинских противопоказаниях
для прохождения военной службы, показаниях
на отсрочку, освобождение от призыва
или увольнение с военной службы. В случае
несогласия с заключением военно-врачебной
комиссии имеют право на производство
независимой медицинской экспертизы и
обжалование заключения в судебном порядке,
и досрочного увольнения на основании
заключения военно-врачебной комиссии.
Гарантируется оказание всех видов медицинской
помощи за счет средств бюджета.
Заключенные под
стражу, отбывающие наказание в местах
лишения свободы (ст. 29 «Основ»).
Лица, задержанные,
заключенные под стражу, отбывающие наказание
в местах лишения свободы, имеют право
на получение медицинской помощи, в том
числе в необходимых случаях в учреждениях
государственной или муниципальной системы
здравоохранения, за счет средств бюджетов
всех уровней.
Беременные женщины, женщины во время
родов и в послеродовой период имеют право
на специализированную помощь, в том числе
в родильных домах. В местах лишения свободы,
где предусматривается совместное содержание
матерей и детей в возрасте до одного года,
создаются детские ясли с квалифицированным
персоналом.
Не допускается испытание новых методов диагностики, профилактики и лечения, лекарственных средств, проведение биомедицинских исследований с привлечением в качестве объекта этого контингента.
1.4. Определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки.
Врачебная деятельность, в которой очень тесно переплетаются морально-этические и правовые нормы, имеет существенные отличия от других профессий в отношении и прав, и обязанностей медицинского работника. Эти особенности нашли отражение в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.
В статье 1 «Основ законодательства» подчеркивается, что «Охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья». Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ.
Информация о работе Задачи законодательства об охране здоровья граждан