Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:46, доклад
Иван Петрович Павлов является создателем нового направления в медицине — учения о высшей нервной деятельности.
За свою работу в области пищеварения И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии. Это был триумф российской науки. Но И.П. Павлов не стал почивать на лаврах и уже на шестом десятке жизни начал систематическую, кропотливую работу по объективному изучению высшей нервной деятельности. Эти исследования явились завершением его материалистического учения о целостности организма в ответе на воздействие внешней среды, о ведущей роли коры головного мозга в осуществлении этого ответа.
Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности.
На XV Международном конгрессе
Иван Петрович Павлов является создателем
нового направления в медицине — учения
о высшей нервной деятельности.
За свою работу в области пищеварения
И.П. Павлов был удостоен Нобелевской премии.
Это был триумф российской науки. Но И.П.
Павлов не стал почивать на лаврах и уже
на шестом десятке жизни начал систематическую,
кропотливую работу по объективному изучению
высшей нервной деятельности. Эти исследования
явились завершением его материалистического
учения о целостности организма в ответе
на воздействие внешней среды, о ведущей
роли коры головного мозга в осуществлении
этого ответа.
Без всякого преувеличения можно также
утверждать, что с именем И.П. Павлова связано
создание всей современной патологической
физиологии.
Вопросы физиологии и патологии высшей
нервной деятельности изложены в следующих
трудах И.П. Павлова (1951): «20-летний опыт
объективного изучения высшей нервной
деятельности (поведения) животных — условные
рефлексы»; «Лекции о работе больших полушарий
головного мозга».
И.П. Павлов в изучении вопросов физиологии
никогда не отделял ее от патологической
физиологии. В своем письме к Пьеру Жане
по поводу физиологического анализа симптома
«чувства овладения» И.П. Павлов писал,
что он как физиолог не ограничивается
только изучением чистой физиологии, а
еще и изучает глубоко и всесторонне патологию
высшей нервной деятельности.
До И.П. Павлова физиологии высшей нервной
деятельности вообще не существовало.
В 1914 г. И.П. Павлов в докладе, подготовленном
для Международного съезда психиатров,
неврологов и психологов, утверждал: «На
основании многолетней моей работы я получаю
смелость с полным убеждением заявить,
что народилась и быстро растет физиология
больших полушарий, исключительно пользующаяся
при изучении нормальной и патологической
деятельности полушарий животных физиологическими
понятиями и не имеющая ни малейшей надобности,
ни на один момент прибегать к помощи психологических
понятий и слов. При этом работа все время
держится на прочном материально-фактическом
фундаменте, как во всем остальном естествознании,
благодаря чему поистине неудержимым
образом накопляется точный материал
и чрезвычайно ширится горизонт исследования».
И далее И.П. Павлов пишет: «можно с правом
сказать, что неудержимый с времен Галилея
ход естествознания впервые заметно приостанавливается
перед высшим отделом мозга, или, обще
говоря, перед органом сложнейших отношений
животных к внешнему миру. И казалось,
что это — недаром, а, что здесь — действительно
критический момент естествознания, так
как мозг, в высшей его формации — человеческого
мозга — создал и создает естествознание,
сам становится объектом этого естествознания».
Говоря об учении И.П. Павлова о высшей
нервной деятельности, нельзя умолчать
о том, что оно возникло не на голом месте.
Оно опиралось на замечательную идею И.М.
Сеченова (1829-1905), который первым, еще до
И.П. Павлова, высказал предположение о
том, что в основе так называемой психической
деятельности человека лежит рефлекторный
процесс. Уже в своей диссертации И.М. Сеченов
в 1860г. писал о так называемых произвольных
движениях: «Все движения, носящие в физиологии
название произвольных, есть в строгом
смысле рефлекторные». Это положение И.М.
Сеченова составляет основу его учения
о детерминизме так называемых душевных,
психических явлений, волевых процессов,
указывает на их рефлекторный характер,
на зависимость их от той или иной причины.
В своей работе «Рефлексы головного мозга»,
изданной в 1863 г., И.М. Сеченов пишет: «Смеется
ли ребенок при виде игрушки, улыбается
ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю
любовь к родине, дрожит ли девушка при
первой мысли о любви, создает ли Ньютон
законы и пишет их на бумаге — везде окончательным
фактом является мышечное движение. Все
без исключения качества внешних проявлений
мозговой деятельности, которые мы характеризуем,
например, словами: одушевленность, страстность,
насмешка, печаль, радость и пр., суть не
что иное, как результаты большего или
меньшего укорочения какой-нибудь группы
мышц, акта, как всем известного, чисто
механического».
Касаясь значения работ И.М. Сеченова для
формирования своего мировоззрения и
создания учения о высшей нервной деятельности,
И.П. Павлов пишет следующее: «Но думаю,
что главным толчком к моему решению, хотя
и не сознательному тогда, было давнее,
еще в юношеские годы испытанное влияние
талантливой брошюры Ивана Михайловича
Сеченова, отца русской физиологии, под
заглавием «Рефлексы головного мозга»,
где, как указывает далее Павлов, была
сделана попытка «представить себе наш
субъективный мир чисто физиологически».
Так что можно с уверенностью сказать,
что учение И.П. Павлова о высшей нервной
деятельности, с его же слов, опирается
на замечательные идеи И.М. Сеченова, согласно
которым в основе так называемой психической
жизни человека, как и любой другой нервной
деятельности, лежит рефлекторный процесс.
И.П. Павлов развил это положение И.М. Сеченова
и представил неопровержимые доказательства
того, что нервная деятельность коры головного
мозга действительно целиком представляет
собой рефлекторные процессы. Однако для
того, чтобы глубже осознать это положение,
следует сказать несколько слов о природе
самих рефлексов.
«Что такое рефлекс физиологов? — пишет
И.П. Павлов, — здесь есть три главных элемента.
Во-первых, непременный внешний агент,
производящий раздражение. Затем определенный
нервный путь, по которому внешний толчок
дает о себе знать рабочему органу. Это
— так называемая рефлекторная дуга, цепь
из воспринимающего нерва, центральной
части и центробежного или относящего
нерва. И наконец, закономерность: не случайность
или капризность, а закономерность реакции.
При известных условиях — это непременно
всегда происходит. Понятно, что не надо
понимать это в смысле абсолютного постоянства,
что никогда не бывает условий, когда агент
не действует. Разумеется, есть условия,
при которых действие может быть замаскировано».
И.П. Павлов считал, что нельзя уподоблять
действие рефлекса простому отражению,
механически дающему всегда один и тот
же ответ, что необходимо помнить о том,
что реализация рефлекса осуществляется
в живом организме и всецело зависит от
состояния самого организма и его нервной
системы.
Именно учение И.П. Павлова о высшей нервной
деятельности изменило старое декартовское
понятие о рефлексе и показало нам, каким
образом и при каких условиях могут меняться
и возникать рефлекторные процессы. Поэтому
термин «рефлекс» (reflexio — отражение) должен
означать только то, что существует объективная
причина, вызвавшая определенное ответное
действие.
И.П. Павлов во многих работах постоянно
подчеркивал именно закономерность рефлексов.
Он писал: «Таким образом, тот или другой
агент закономерно связывается с той или
другой деятельностью организма, как причина
со следствием. Совершенно очевидно, что
вся деятельность организма должна быть
закономерна».
Характеризуя действия рефлексов, И.П.
Павлов напоминал, что рефлексы могут
быть двух родов: положительные и отрицательные,
вызывающие определенную деятельность
или прекращающие ее.
Рефлекторные процессы могут быть простыми
и сложными.
Сложные рефлексы не являются результатом
действия единичного рефлекторного акта,
а представляют собой длинную цепь рефлекторных
процессов, протекающих со сменой причинно-следственных
отношений. Это значит, что рефлекторный
процесс, возникнув как следствие, сам
становится причиной другого рефлекса.
Сложные рефлексы лежат в основе таких
реакций организма, как инстинкты. По И.П.
Павлову, «инстинкт есть не что иное, как
сложный рефлекс».
Величайшей заслугой И.П. Павлова является
то, что он открыл новый вид рефлексов.
В докладе на Международном съезде в Гронингеме
в 1913 г. И.П. Павлов говорил: «... пришло время
к старому понятию о рефлексах нечто прибавить,
признать, что вместе с элементарной функцией
нервной системы повторять готовые рефлексы
существует дальнейшая элементарная функция
— образование новых рефлексов за время
индивидуальной жизни».
Рефлексы, с которыми человек рождается
на свет и которые он получает в готовом
виде в результате филогенетического
развития, И.П. Павлов назвал безусловными,
или постоянными рефлексами. Рефлексы
же, возникающие в онтогенезе на основе
безусловных, И.П. Павлов назвал условными,
или временными рефлексами.
Итак, основой деятельности коры головного
мозга, по И.П. Павлову, является условный
рефлекс, который представляет собой временные
связи, возникающие при определенных условиях
(откуда их название) на основе безусловных
рефлексов.
Биологическое значение условных рефлексов
заключается в их сигнальной роли. Сигналы
должны подготовить организм к соответствующим
изменениям, то стимулируя какую-либо
деятельность, то тормозя ее.
Условные рефлексы, по И.П. Павлову, являются
основой высшей нервной деятельности.
При этом их роль заключается не только
в том, что они действуют как «... бесчисленные
сигнальные раздражители, но и в том, существенно,
что они при определенных условиях меняют
свое физиологическое действие». И.П. Павлов
заключает: «Итак, основная самая общая
деятельность больших полушарий есть
сигнальная, с бесчисленным количеством
сигналов с переменной сигнализацией».
Какие же особенности способствуют образованию
условных рефлексов, выполняющих столь
важную роль?
«Мы знаем, — пишет И.П. Павлов, — что рефлекс
есть непременная закономерная реакция
организма на внешний агент, которая осуществляется
при помощи определенного отдела нервной
системы».
Закономерности, лежащие в основе образования
условных рефлексов, могут быть кратко
определены по И.П. Павлову следующим образом:
— первое и основное условие образования
условного рефлекса «это совпадение во
времени действия ранее индифферентного
агента с действием безусловного агента,
которое вызывает определенный условный
рефлекс»;
— второе важное условие состоит в следующем:
«при образовании условного рефлекса
индифферентный агент должен несколько
предшествовать воздействию безусловного
раздражителя».
Это первая группа условий.
Другая группа условий связана с соответствующим
состоянием организма. Он должен бодрствовать,
быть свободным от другой деятельности;
должна быть исключена возможность «влияния
внутренних патологических раздражителей».
Третья группа условий определяет силу
применяемого раздражителя. Легче всего
условные рефлексы образуются на более
или менее индифферентные агенты. Но при
определенных условиях даже сильный безусловный
раздражитель, вызывающий обычно оборонительный
рефлекс (сильный ток, ожог кожи), может
быть превращен в условный раздражитель.
«Это превращение, — пишет И.П. Павлов,
— безусловного раздражителя одного рефлекса
в условный другого рефлекса делается
возможным только в том случае, если первый
рефлекс физиологически слабее, биологически
менее важен, чем второй».
Все приведенные выше условия образования
рефлекторных связей не являются исчерпывающими,
что подтверждал И.П. Павлов. Он писал,
что «... сделанное до сих пор показывает,
что у нас еще нет сейчас полного знания
всех тех условий, которые определяют
деятельность механизма образования условных
рефлексов».
Говоря о природе самих раздражителей
и отвечая на вопрос, что может сделаться
условным раздражителем, И.П. Павлов указывал,
что в общих чертах ответить на этот вопрос
легко: «условным раздражителем может
сделаться всякий агент природы, для которого
только имеется рецепторный аппарат у
данного организма. Но это общее положение
должно быть уточнено».
Отдельным раздражителем может быть чрезвычайно
дробный элемент внешнего агента, например
ничтожно разнящаяся интенсивность света.
В реальных условиях раздражители, как
правило, действуют комплексно в виде
определенных событий, на которые могут
выработаться в условные рефлексы. Условным
раздражителем может служить даже прекращение
явления или его ослабление, совершающееся
с известной быстротой. Условным раздражителем
может быть не «наличный» раздражитель,
а след его в нервной системе после прекращения
его действия. На основании этого И.П. Павлов
различал рефлексы наличные и следовые.
Время также может сделаться условным
раздражителем.
Условные рефлексы могут вырабатываться
на условные раздражители (условные рефлексы
второго порядка). Так называемые автоматические
раздражители, то есть раздражители, действующие
через кровь непосредственно на нервные
центры, точно так же могут служить для
образования условных рефлексов.
Когда речь идет о рефлексах, в том числе
и условных (об этом речь шла выше), не всегда
эффектом является раздражение, не менее
часто может развиться торможение.
И.П. Павлов процесс торможения делил на
внешнее, пассивное или безусловное торможение
и внутреннее, активное или условное торможение.
Если условный рефлекс не подтверждать
безусловным рефлексом, то интенсивность
условного рефлекса начинает ослабевать
и может доходить до нуля. В основе этого
явления, так называемого угасания условных
рефлексов, лежит выработка торможения,
которое постепенно переводит положительный
условный рефлекс в отрицательный.
Положительный условный рефлекс может
быть переведен в отрицательный путем
присоединения к условному раздражителю
нового. Эта комбинация постепенно начинает
оказывать тормозной эффект, хотя сам
по себе условный раздражитель, может
сохранять свое действие в полной силе.
Этот вид внутреннего торможения был назван
условным торможением.
И.П. Павлов пишет, что в своей основе угасание
и условное торможение совершенно тождественны.
«Основное условие их возникновения, одно
и то же. Это отсутствие соучастия безусловного
раздражителя. А затем и там, и здесь, процесс
развивается постепенно, повторением
усиливается, последующее тормозящее
действие не ограничивается положительным
условным раздражителем, который подвергается
процедуре учащения или условного торможения,
а простирается и на другие условные раздражители,
даже и на разнородные, и, наконец, быстро
и временно нарушается под влиянием посторонних
раздражителей. Разница только в том, что
при угасании положительный условный
раздражитель один теряет свое действие,
а при условном торможении — в соединении
с посторонним агентом, являясь теперь,
так сказать, другим».
Следующий вид условного торможения может
быть показан в так называемом запаздывании.
При большом отставании во времени безусловного
раздражителя от начала действия условного
раздражителя выработанный условный рефлекс
будет состоять как бы из двух фаз: начальной
— недеятельной и второй — деятельной.
Все три перечисленных вида условных тормозных
рефлексов И.П. Павлов объединяет в одну
группу внутреннего торможения. Однако
далее И.П. Павлов отмечает, что «имеется
и четвертый случай внутреннего торможения»,
названного им «дифференцировочным торможением».
Остановимся далее на характеристике
внешнего, пассивного безусловного торможения.
Его отличие от условного торможения заключается
в том, что оно свойственно всем без исключения
отделам нервной системы, в то время как
условное торможение развивается в коре
больших полушарий мозга. Внешнее безусловное
торможение возникает сразу, без всякой
подготовки, в то время как внутреннее
торможение развивается постепенно при
повторении определенных условий (откуда
и название — длительное торможение).
Таким образом, в эволюционном отношении
безусловное торможение является более
древним типом торможения, а условное
— более молодым.
Безусловное торможение возникает при
явлениях так называемой отрицательной
индукции при конкурентном действии различных
раздражителей. И наконец, при действии
чрезвычайных, сильных, необычных раздражителей,
развивается запредельное торможение.
Последний вид торможения, развивающийся
в условиях патологии, И.П. Павлов часто
называл охранительным торможением.
Конкурентное действие разных раздражителей
может быть проиллюстрировано на примере
появления какого-либо нового раздражителя.
Он вызывает возникновение исследовательского
рефлекса, и вся другая рефлекторная деятельность
затормаживается. Тормозное действие
новых раздражителей носит временный
характер. Если новые раздражители не
сопровождаются никакими существенными
для животного изменениями, то впоследствии
они делаются индифферентными и их тормозящее
действие прекращается. Таким образом,
в отличие от раздражителей, которые постоянно
вызывают торможение, подобного рода раздражители
могут быть названы гаснущими или временными
тормозами.
На основании этого, характеризуя тормозные
процессы, И.П. Павлов писал, что они по
сравнению с раздражительными лабильнее,
так как легче меняются даже под влиянием
более слабых посторонних раздражителей.
Чем бы ни характеризовалась деятельность
корковых клеток при условном раздражении,
она рано или поздно переходит в тормозное
состояние. «Клетка переходит в тормозное
состояние и при подкреплении. Развитие
в ней тормозного состояния без подкрепления
есть частный случай более общего отношения.
Клетка под влиянием раздражения постоянно,
хотя иногда и медленно, стремится к переходу
в тормозное состояние. Безусловный раздражитель
только задерживает этот переход». Естественно,
конечно, рассматривать этот переход в
связи с функциональным «разрушением»
клетки при работе. Здесь «разрушение»
надо понимать не в буквальном смысле
этого слова, а как падение реактивности,
истощение ее энергетических запасов.
Но как представить себе случаи, когда
отрицательный условный раздражитель
сразу вызывает тормозной процесс еще
у покоящейся клетки, или почему новые
явления действуют на животный организм
тормозящим образом? Ответить на эти вопросы
трудно. Поэтому, по мнению И.П. Павлова:
«как ни значителен наш экспериментальный
материал, он явно недостаточен, чтобы
составить общее и определенное представление
о торможении и об его отношении к раздражению».
Необходимо отметить, что сон — это тоже
торможение. Первоначально И.П. Павлов
различал три вида торможений: внешнее,
внутреннее и сонное. Позже И.П. Павлов
изменил эту точку зрения. «В настоящее
время, — писал И.П. Павлов, — после продолжительного
собирания фактов и колебаний в предложениях,
мы приходим к иному заключению, что внутреннее
торможение и сон — один и тот же процесс,
только в первом случае узко локализованный
так сказать, размельченный, а не сплошной
— как в обыкновенном сне... Нормальный
периодический сон наступает вследствие
все более и более начинающего преобладать
тормозного состояния, связанного с нарастающим
истощением органа во всей его массе во
время бодрого рабочего периода».
Таким образом, и в условиях бодрствования
отдельные пункты коры головного мозга
заторможены и представляют собой участки
сонного состояния. «Значит, парциальный
сон постоянно участвует в бодром состоянии
живого организма и именно в тончайших
соотношениях его с внешним миром. И наоборот,
в сонном состоянии всегда есть бодрые,
деятельные пункты в больших полушариях,
как бы дежурные сторожевые пункты».
Общеизвестны случаи, когда мельник, уснув
на работе, сразу же пробуждался от прекращения
мельничного шума, как бы крепко он ни
спал. Мать просыпается от малейшего шороха
больного ребенка, хотя другие, гораздо
более сильные раздражители не будят ее.
Имеются эпизоды, когда люди просыпаются
в назначенный для себя час, в то время,
когда будильник не может их разбудить,
и т.д. Таким образом, никакой противоположности
между бодрствованием и сном, которую
мы обыкновенно привыкли представлять,
не существует. Все дело сводится, по мнению
И.П. Павлова, «только к преобладанию, при
известных условиях, то бодрых, то сонных
пунктов в массе больших полушарий».
По И.П. Павлову, сон есть торможение, распространяющееся
на все полушария и даже ниже — на средний
мозг.
Из приведенных примеров различных видов
условного и безусловного торможения
нетрудно усмотреть, что в некоторых случаях
приведенная классификация торможений
носит, в известной мере, искусственный
характер. Это можно объяснить тем, что
природа торможения в конечном счете всюду
едина. И.П. Павлов указывал, что есть все
основания различные виды торможения
в их физико-химической основе считать
одним и тем же процессом, только возникающим
в различных условиях.
Далее И.П. Павлов пишет, что нервная система
всегда имеет больший или меньший комплекс
анализаторов. К анализаторам должны быть
отнесены периферические приборы всевозможных
афферентных нервов, сам нерв и клеточные
мозговые концы. И.П. Павлов считал, что,
например, глазной (зрительный) анализатор
состоит из периферической части — сетчатой
оболочки, из зрительного нерва и, наконец,
из тех мозговых клеток полушарий головного
мозга, в которых оканчивается зрительный
нерв.
Большие полушария, по мнению И.П. Павлова,
состоят из собрания анализаторов: глазного,
ушного, кожного, носового, и ротового.
Кроме этого И.П. Павлов выделяет двигательный
анализатор, который имеет целью различать
огромный комплекс внутренних явлений,
происходящих в самом организме. Уже после
смерти И.П. Павлова было выделено множество
анализаторов внутренней среды организма
под общим названием интерорецепторы.
К.М. Быков и его сотрудники доказали, что
при раздражении внутренних органов, иннервируемых
вегетативной нервной системой, можно
получить условные рефлексы. Для этих
условных рефлексов характерны те же закономерности,
что и для экстероцептивных условных рефлексов.
Особенностью интероцептивных условных
рефлексов являются трудность их образования
и чрезвычайная стойкость.
Таким образом, по И.П. Павлову, образование
условных рефлексов есть явление проторения
новых путей, нервного замыкания или синтеза,
и то же время это есть процесс высшего
анализа. Поэтому один из ближайших учеников
И.П. Павлова, А.Г. Иванов-Смоленский обоснованно
предлагал говорить об аналитико-синтетической
деятельности больших полушарий, так как
эти два процесса неразрывны.
Деятельность коры головного мозга, по
мнению И.П. Павлова, как и других отделов
нервной системы, в основном, определяется
процессами раздражения и торможения.
Эти два основных нервных процесса — тормозной
и возбудительный — способствуют формированию
либо положительных, либо отрицательных
условных рефлексов. Любые внешние агенты,
раздражающие нервные окончания в коже
человека, вызывают торможение в определенных
участках мозга, которое имеет тенденцию
к распространению (иррадиации) из одного
пункта по массе больших полушарий, а затем
наступает сосредоточение в определенном
пункте — концентрация. При этом оказалось,
что иррадиация совершается быстро, тогда
как концентрация совершается в 4-5 раз
медленнее чем иррадиация. Раздражительному
процессу точно так же свойственны и иррадиация,
и концентрация.
И.П. Павлов считал, что именно процесс
концентрации раздражения лежит в основе
механизма образования временных связей
условных рефлексов. И.П. Павлов писал:
«Основное явление — образование временных
связей — основано на способности раздражительного
процесса концентрироваться. Механизм
образования условного рефлекса, механизм
ассоциаций представляется в следующем
виде. Происходит сильное раздражение,
например, пищей, и тогда всякое другое
раздражение, которое одновременно попадает
в другую часть полушарий, концентрируется
этим сильным раздражением в направлении
к его пункту. Точно так же концентрируется
и торможение, чем достигается образование
условных рефлексов».
Другим важным фактором, раскрывающим
внутренние механизмы работы больших
полушарий, было установление влияния
одного процесса на другой. Это явление
И.П. Павлов назвал индукцией. «Оно взаимно
реципрокное: процесс раздражения ведет
к усиленному торможению и, обратно, торможение
— к усиленному раздражению. Первое обозначается
у нас словом «отрицательная фаза индукции»,
второе — «положительная фаза индукции,
или короче, отрицательной и положительной
индукцией».
Далее И.П. Павлов приходит к заключению
о том, что положительная индукция представляет
собой временное, фазовое явление. Внешнее
торможение, о котором говорилось выше,
представляет собой явление отрицательной
индукции.
Характеризуя нарушения равновесия между
раздражением и торможением, И.П. Павлов
писал о ряде переходных состояний от
бодрого к тормозному, то есть тормозной
процесс нарастает постепенно, обусловливая
так называемые фазовые или гипнотические
состояния. Сущность фазовых состояний
заключается в различной интенсивности
торможения, которое нарушает нормальное
соотношение между раздражителем и ответной
реакцией.
«Когда мы имеем перед собой совершенно
нормальную клетку, — писал И.П. Павлов,
— и применяем в качестве условных раздражителей
внешние агенты разной физической силы,
то условный эффект этих раздражителей
идет более или менее параллельно их физической
силе». При фазовых состояниях эти соотношения
меняются крайне своеобразно.
Первой гипнотической фазой И.П. Павлов
называет уравнительную, при которой и
сильные и слабые раздражители давали
одинаковый эффект.
Вторая фаза — это так называемая парадоксальная
фаза. При ней сильный внешний раздражитель
вызывает либо слабую реакцию, либо никакой,
а слабый внешний раздражитель — сильную
реакцию.
И наконец, третья фаза гипноза названа
И.П. Павловым ультрапарадоксальной, когда
продолжительная реакция мозга может
быть получена на негативный стимул, то
есть наступает своеобразное извращение
реакции на качество раздражителя. Мозг
реагирует положительно на отрицательный
раздражитель и, наоборот, отрицательно
на положительный раздражитель.
Парадоксальная фаза названа И.П. Павловым
«фазой внушения». По мнению И.П. Павлова,
наиболее эффективным внушение врача
оказывается именно в этой фазе. В повседневной
практической деятельности врача-психотерапевта,
при погружении больного в гипнотическое
состояние врач не всегда может выявить
фазу гипнотического состояния, однако
по отдельным клиническим признакам можно
определить, в какой фазе находился больной
после пробуждения от лечебного сна. Некоторые
больные после очередного сеанса просят
врача проводить внушения последующего
сеанса менее громким голосом. Врач при
проведении следующего сеанса гипноза
несколько усиливает свой голос, что вызывает
одобрение со стороны больного. Данный
пример явно свидетельствует о парадоксальной
фазе.
Примером ультрапарадоксальной фазы гипнотического
состояния может служить часто встречающийся
в практической деятельности врача-психотерапевта
факт, когда чрезмерно сильный (запредельный)
внешний раздражитель вызывает разлитое
торможение в коре головного мозга. Подтверждением
наличия ультрапарадоксальной фазы является
пример, когда чрезвычайно сильное внешнее
положительное известие вызывает реакцию
плача у больного, и, наоборот, чрезвычайно
сильное внешнее отрицательное известие
вызывает реакцию неадекватного смеха.
И.П. Павлов писал: «... можно ли перечисленные
переходные фазы в состоянии полушарий
расположить в один ряд, и если можно, то
в какой именно, — остается для нас полностью
нерешенным. Если взять все наши случаи,
преемственность фаз оказывается довольно
разнообразной.
Таким образом, остается неясным, есть
ли эти состояния строго последовательные
или параллельные. Мы также не можем точно
указать, почему данная фаза прямо переходит
то в одну, то в другую, следовательно,
требуется дальнейшее исследование».
Длительная практическая деятельность
позволяет нам высказать некоторые свои
соображения о фазовых состояниях головного
мозга, предложенных И.П. Павловым. Мы считаем,
что описанные выше фазовые состояния,
при переходе человека от бодрствования
ко сну, то есть при засыпании человека,
и фазовые состояния, возникающие при
погружении человека в гипнотическое
состояние, суть одни и те же. Однако если
И.П. Павлов определяет ночной сон как
внутреннее торможение, то гипнотическое
состояние с нашей точки зрения, можно
определить как внешнее торможение. На
основании этой гипотезы, учитывая разные
механизмы наступления фазовых состояний
при ночном сне и гипнозе, можно предположить,
что различие этих механизмов может свидетельствовать
и об отличительных особенностях фазовых
состояний при ночном сне и гипнозе. С
нашей точки зрения эта гипотеза требует
экспериментальных доказательств.
При возникновении фазовых состояний,
по И.П. Павлову, торможение может захватывать
то большие, то меньшие районы больших
полушарий. Причем тормозной процесс может
быть различной степени интенсивности
и экстенсивности.
Далее, И.П. Павлов указывает, что работоспособность
нервных клеток может нарушаться, при
этом возникает ослабление раздражительного
и тормозного процессов. В этих условиях
нарушается и подвижность этих процессов.
Они становятся более инертными. Самое
распространенное явление в практической
деятельности врача-психотерапевта —
это инертное состояние раздражительного
процесса, то есть «такое, когда возбудительный
процесс делается упрямее, упорнее, менее
скоро уступает место законно возникающим
тормозящим влияниям. Помимо патологической
инертности возможно противоположное,
когда подвижность раздражительного процесса
ненормально увеличена». Это состояние
И.П. Павлов назвал патологической лабильностью
или взрывчатостью. «Это то, — писал И.П.
Павлов, — что в неврологии называется
раздражительной слабостью».
Естественно, что нарушение подвижности
процессов может наблюдаться не только
при раздражении, но и при торможении.
Пользуясь условными рефлексами в качестве
объективного метода для суждения о состоянии
высшей нервной деятельности, И.П. Павлов
установил, что стойкие изменения функциональных
состояний коры головного мозга типа неврозов
можно получить, применяя такие приемы:
1) перенапряжение раздражительного процесса;
2) перенапряжение тормозного процесса
или
3) перенапряжение подвижности нервных
процессов, что называют «сшибкой» или
столкновением раздражительного и тормозного
процессов.
Перенапряжение раздражительного процесса,
по мнению И.П. Павлова, вызывается действием
агента большой, необычной силы. Удлиняя
сроки действия отрицательных условных
раздражителей, можно вызвать перенапряжение
тормозного процесса. Нарушение подвижности
нервных процессов вызывается быстрой
сменой тормозного состояния на возбудительное,
и наоборот.
Пределы «выносливости» нервных клеток
различны, они зависят от силы нервных
процессов. Легче дают срывы, по И.П. Павлову,
слабые или временно ослабленные клетки.
И.П. Павлов и его ученики отмечали, что
развитие явлений нервного срыва наступает
не сразу после перенапряжения нервных
процессов. Для этого требуется некоторый,
хотя и непродолжительный срок в 1-2 дня.
Наш многолетний практический опыт свидетельствует
о том, что невроз в результате психической
травмы возникает по-разному. Ниже мы представим
случаи заболеваний, которые развились
параллельно с действием психотравмы,
вскоре после психотравмы, а также на отдаленном
этапе после нее.
И.П. Павлов отмечал, что при неврозах,
не возникает каких-либо совершенно новых,
не свойственных физиологии процессов.
Вся суть патологии высшей нервной деятельности,
по И.П. Павлову, состоит в том, что физиологические
закономерности головного мозга приобретают
другие качественные особенности. Это
меняет нормальную реактивность головного
мозга, и в результате происходят нарушение
взаимоотношений в организме и срывы в
виде искаженных реакций.
Если в норме все процессы, протекающие
в коре головного мозга, находятся в определенном
соподчинении и равновесии, то в условиях
патологии это равновесие нарушается.
«Нарушение этого равновесия, — писал
И.П. Павлов, — есть патологическое состояние,
болезнь, причем часто в самой, так называемой
норме».
Б анализе патологических состояний И.П.
Павлов основное внимание уделял, главным
образом, процессам возбуждения и торможения
в центральной нервной системе и нарушающимся
в процессе срыва нервной системы взаимоотношениям
между ними.
Подробное изложение основ учения И.П.
Павлова о высшей нервной деятельности
продиктовано исключительно тем, что мы
в своей практической деятельности опирались
всецело на это учение. Благодаря трудам
И.П. Павлова по высшей нервной деятельности,
которые мы тщательным образом начали
изучать в 1951 г., нам удалось понять сущность
патофизиологических нарушений при пограничных
состояниях, с одной стороны, а с другой,
на основании этого учения построить свои
методологические модели психотерапевтического
воздействия на больных, страдающих различными
функциональными нарушениями центральной
нервной системы.
Опираясь на учение И.П. Павлова о высшей
нервной деятельности, о сигнальных отношениях
в центральной нервной системе, мы более
четко осознали, что именно благодаря
слову (сигналу II порядка) можно воздействовать
на психику человека с лечебной целью.
«Слово, — писал И.П. Павлов, — благодаря
всей предшествующей жизни взрослого
человека, связано со всеми внешними и
внутренними раздражениями, все их сигнализирует,
все их заменяет и потому может вызывать
все те действия, реакции организма, которые
обусловливают те же раздражения. Таким
образом, внушение есть наиболее упрощенный
типичнейший условный рефлекс человека».
Типы нервной системы, патология высшей
нервной деятельности.
Изучение условно-рефлекторной деятельности
в опытах на собаках показало, что у разных
животных, в зависимости от индивидуальных
особенностей, условные рефлексы образуются
неодинаково быстро и оказываются неодинаково
сильным и прочными. Так, у одной собаки
требуется произвести всего от двух до
пяти сочетаний условного и безусловного
раздражений для того, чтобы выработать
прочный условный рефлекс. У других же
собак для этой цели необходимо произвести
200-300 сочетаний, и при этом все же прочный
безусловный рефлекс может не образоваться.
Равным образом различна у разных индивидуумов
степень развития тормозного процесса
и способность к анализу раздражений.
В результате многолетнего глубокого
исследования индивидуальны различий
высшей нервной деятельности животных
Павлов создал свое учение о типах нервной
системы.
В основу Павловской классификации типов
положено индивидуальное различие особенностей
нервной системы: сила нервных процессов,
их уравновешенность и подвижность. Соответственно
этому Павлов признал наличие 4 основных
типов нервной системы:
1. Тип сильный, но неуравновешенной нервной
системы, которая характеризуется преобладанием
возбуждения над торможением («безудержный
тип»).
2. Тип сильной уравновешенной нервной
системы с большой подвижностью нервных
процессов («живой», подвижный тип).
3. Тип сильной уравновешенной нервной
системы с малой подвижностью нервных
процессов («спокойный», малоподвижный).
4. Тип слабой нервной системы, при которой
слабое развитие, как возбуждения, так
и торможения.
По мнению Павлова, 4 перечисленных типа
нервной системы, изученных в опытах на
животных, аналогичны 4 темпераментам,
описанным еще в древности. Сильный неуравновешенный
тип с преобладанием возбуждения совпадает
с холерическим темпераментом; сильный
уравновешенный подвижный тип подобен
сангвинистическому темпераменту; сильный
уравновешенный малоподвижный тип соответствует
флегматическому темпераменту; слабый
тип подобен меланхолическому темпераменту.
Типы нервной системы отличаются разной
приспособленностью к различным воздействиям
окружающей среды и своей стойкостью по
отношению к патологическим воздействиям.
Так, у животных, обладающих уравновешенным
типом нервной системы, труднее, чем у
животных, обладающих слабой или сильной,
но неуравновешенной нервной системой,
возникает патологическое расстройство
высшей нервной деятельности - «невроз»,
или «срыв», по терминологии Павлова. Особенно
часто неврозы, или срывы, наблюдаются
при слабом типе нервной системы. Длительные
нарушения условно-рефлекторной деятельности
особенно легко наступают у представителей
этого типа нервной системы под влиянием
трудных жизненных положений, при необходимости
решений сложных задач, при сильных разрушительных
раздражениях.
Типы нервной системы и высшей нервной
деятельности представляют как бы сплав
из наследственных свойств - генотипа
— нервной системы и всей совокупности
влияний среды, которым подвергался данный
организм и которые определяют его фенотип,
характер. Тренировкой и воспитанием удается
в некоторой степени воздействовать на
тип нервной системы. Так, можно путем
длительных повторных упражнений усилить
процесс торможения и этим способствовать
уравновешиванию нервной системы у представителей
сильной, но неуравновешенной нервной
системы, у которых возбуждение преобладает
над торможением.
Необходимость изучения наследственно
передающихся особенностей нервной системы
послужила для Павлова основанием к организации
биологической станции в Колтушах.
Физиологические исследования школы Павлова
помогли выяснить механизм возникновения
некоторых патологических состояний деятельности
головного мозга. Павлову всегда были
близки интересы медицины и больного человека.
О проблемах экспериментальной психопатологии
Павлов говорил еще в 1903г. в своем первом
докладе, посвященном условным рефлексам.
В дальнейшем, в 1918г., Павлов посещал психиатрическую
клинику со специальной целью выяснить
физиологические механизмы, которые могут
иметь значение в возникновении психических
заболеваний. В последующие годы Павлов
и его сотрудники уделили большое внимание
исследованию патологии высшей нервной
деятельности.
Подробно были изучены так называемые
экспериментальные неврозы. Они представляют
собой патологические состояния, возникающие
при отсутствии анатомического поражения
мозговой коры. Экспериментальный невроз
- это «срыв» высшей нервной деятельности.
Он может возникнуть под влиянием трудных
для работы мозга условий, когда происходит
перенапряжение нервных процессов, когда
происходит столкновение, или, как образно
говорил Павлов, «сшибка» возбуждения
и торможения. Возникновение экспериментальных
неврозов наблюдается под влиянием применения
во время опытов очень сильных условных
или безусловных раздражений, при выработке
очень сложных и тонких дифференцировок,
при длительном воздействии тормозных
сигналов. Нарушение условных рефлексов
на протяжении многих дней и недель наблюдалось
в результате некоторых отравлений или
после того, как животное находилось в
угрожающих жизни условиях.
Экспериментальные неврозы проявляются
или в преобладании возбуждения над торможением,
или в изменении подвижности нервных процессов.
В первом случае нарушается внутреннее
торможение:
исчезает дифференцирование раздражений,
замедляется угасание условных рефлексов,
животное становится во время опыта беспокойным,
часто начинает буйствовать. Во втором
случае, когда преобладает торможение,
нарушаются, ослабляются или даже полностью
затормаживаются условные рефлексы.
В процессе развития экспериментального
невроза в лаборатории Павлова было установлено
возникновение в коре больших полушарий
головного мозга особых состояний, которое
характеризуется несколькими фазами,
переходными от возбуждения к торможению.
В одну из этих фаз кора больших полушарий
отвечает одинаковыми по силе реакциями
на слабые и сильные раздражения (уравнительная
фаза). В другую фазу слабые раздражения
вызывают сильную, а сильные раздражения
- слабую условно-рефлекторную реакцию
(парадоксальная фаза). Анализ этих фаз
привел к заключению, что они аналогичны
явлениям парабиоза, т.е. особого состояния
нервной ткани, которое возникает в результате
многих воздействий, нарушающих нормальный
ход жизненных процессов.
Изменение подвижности нервных процессов
при экспериментальных неврозах проявляются
или в виде чрезмерной подвижности, оживленности
животного, или в виде инертности, «застойности»,
медленности реакций.
Исследование экспериментальных неврозов
по методу условных рефлексов позволило
Павлову выяснить механизм тех процессов,
которые приводят к развитию у человека
таких заболеваний, как истерия и психастения.
Физиологическое исследование дало Ключ
к пониманию некоторых сторон и явлений
в картине психозов человека. Таким образом,
наметились пути к экспериментальному
исследованию в опытах над животными функциональных
нарушений деятельности мозга, изучением
и лечением которых занята психиатрия.
Не ограничиваясь экспериментальным изучением
патологии высшей нервной деятельности
у животных, Павлов занимался изучением
природы патологических нарушений при
нервных и психических заболеваний у человека.
Для этой цели были организованы при его
лаборатории специальные неврологическая
и психиатрическая клинки. В этих клиниках
под его руководством велась работа по
изучению физиологических механизмов,
при нарушении которых возникают заболевания
нервной системы, в частности и в особенности
психические заболевания.
Согласно взглядам Павлова, обе сигнальные
системы - первая и вторая - в нормальных
физиологических условиях представляют
функциональное единство и находятся
в постоянном взаимодействии. При этом
вторая сигнальная система несколько
тормозит первую сигнальную систему. Вместе
с тем деятельность второй сигнальной
системы, ее адекватность действительности
проверяются в процессе практики системы
лишь при участии первой сигнальной.
Физиологический анализ нарушения высшей
нервной деятельности показал, что вторая
сигнальная система, как наиболее позднее
функциональное образование, как самое
последнее приобретение организма в процессе
его развития, является наиболее легко
ранимой. Особенно часто возникают во
второй сигнальной системе различные
нарушения тормозного процесса, проявляющиеся
в его преобладании или уменьшении.
Разработка основных закономерностей
физиологии высшей нервной деятельности
создала необходимый фундамент для проведения
исследований по фармакологии условных
рефлексов, т.е. изучения действия ряда
лекарственных средств на функции коры
головного мозга. Эти исследования приобрели
в дальнейшем значение для терапии наблюдавшихся
у животных экспериментальных неврозов.
Павлов пришел к заключению о целебной
роли, которую выполняет торможение в
нервной системе. Торможение предохраняет
организм от тяжелых, разрушительно действующих
на него влияний внешней среды. Оно необходимо
для нормального протекания процессов
высшей нервной деятельности. Было установлено,
что путем длительного сна, вызванного
наркотическими веществами, удается бороться
с такими патологическими поражениями,
как шок.
Проблемасна.
Исследования И.П.Павлова объясняли физиологическую
природу и механизм возникновения сна.
Согласно теории, разработанной Павловым,
сон и внутреннее торможение - один и тот
же процесс по своей физико-химической
природе. Сон представляет собой торможение,
широко распространившееся, иррадировавшее,
захватившее всю кору больших полушарий
и спустившееся на подкорковые узлы, промежуточный
и средний мозг.
Вначале Павлов предполагал особую природу
этого «сонного торможения». В дальнейшем
же, изучая условия его возникновения
и протекания, он убедился в тождестве
физиологической природы сна с другими
проявлениями коркового торможения. Сон,
по Павлову, имеет важнейшее физиологическое
значение. Сон препятствует истощению
ЦНС, приводит к восстановлению ее нормального
состояния после деятельности. Подобно
другим видам внутреннего торможения,
он имеет защитное, охранительное значение,
предохраняя кору полушарий мозга и всю
ЦНС от разрушительного влияния внешних
раздражений.
Широкая иррадиация торможения в коре
и, в частности, сон могут быть вызваны
различными способами. Так действует длительное
применение слабых ритмических раздражений,
а также очень сильные сигналы, которые
вызывают бурное возбуждение, сменяющееся
торможением, и, наконец, частое применение
тормозных раздражителей, приводящих
к иррадиации тормозного процесса.
Разработка теории сна позволила приблизиться
к пониманию явлений гипноза. Павлов объяснил
их как проявления частичного сна, когда
большая часть коры полушарий головного
мозга заторможена, но сохраняются отдельные
возбужденные, иначе говоря, бодрствующие,
очаги.
Павловым был дан анализ механизмов внушения.
Он понимал его как результат образования
временных связей в коре под влиянием
словесных воздействий, словесных сигналов,
оказывающих особенно сильное влияние
в условиях иррадиировавшего, распространившегося
на большую массу полушарий тормозного
процесса. В последней из своих «Лекций
о работе больших полушарий головного
мозга» Павлов говорил, что внушение есть
наиболее упрощенный типичнейший условный
рефлекс человека. Он указывал на исключительно
большую, почти неодолимую силу внушения
как во время самого гипноза, так и после
него.
Заключение.
Воспитанный на идеях материализма, Павлов
оставался верным ему всю жизнь. И осуждал
идеализм. Материалистические воззрения
Павлова особенно четко оформились в период
его работы над условными рефлексами.
Павлов рассматривал мысль как функцию
мозга, был убежден в единстве психического
и физиологического.
В своих исследованиях физиологии высшей
нервной деятельности Павлов исходил
из убеждения, что развитие науки о функциях
мозга приведет к исчерпывающему познанию
природы психических процессов.
Одним из принципов научного познания
признавал детерминизм (причинную зависимость
всех явлений действительности).
Признание в науке объективного метода
исследования, распространение этого
метода на всю совокупность процессов,
происходящих в живом организме, включая
и процессы сознания, приводит к тому,
что каждое явление рассматривается как
строго детерминированное.
Изложенные взгляды Павлова на методологию
научного исследования находились в непримиримом
противоречии с концепциями идеалистической
психологии.
Начиная с 1902-1903гг. Павлов начал изучение
условных рефлексов.
Отрицательно относясь к идеалистической
психологии, Павлов в то же время не отрицал
значения психологии как науки о субъективных
переживаниях и состояниях человека. Но
отрицал право на существование зоопсихологии.
И.П.Павлов внес неоценимый вклад в развитие
физиологии, психологии, медицины и некоторых
других областей знания.
Благодаря созданному Павловым учению
об условных рефлексах и физиология головного
мозга и психология вступили в новую эру.
Открытие условного рефлекса
Непосредственный толчок
к условно-рефлекторному
Однако можно было наблюдать и другое явление, казалось бы не поддававшееся физиологическому объяснению: при звуке шагов служителя, приносящего корм, у собак из фистулы по каплям начинает выделяться слюна, хотя пищу не приносили. Что является причиной отделения слюны? То же наблюдается и в повседневной жизни, когда достаточно бывает одного напоминания или даже мысли о вкусном блюде и уже «слюнки текут». Такое явление считали тогда родом психической деятельности, не объяснимой с точки зрения физиологии.
Физиологи того времени считали, что возбуждение слюнных желез пищей — это рефлекс, нервный механизм которого может изучать физиология, а выделение слюны у собаки на звук шагов кормящего ее человека — «психическое слюноотделение», которое должно оставаться в ведении психологов. Однако Павлова не удовлетворяло такое объяснение. Он исходил из того, что «психическое слюноотделение» не беспричинно, оно вызывается в одном случае звуком шагов, в других — может быть вызвано видом, запахом пищи. Все это — физиологические раздражители, которые, как известно, создают очаги возбуждения в соответствующих областях коры больших полушарий. И если они вызывают слюноотделение, то это означает, что из этих областей коры мозга возбуждение проводится к слюноотделительному центру.
Следовательно, «психическое»
слюноотделение имеет все признаки
настоящего рефлекса с чувствительным,
центральным и исполнительным звеньями.
Однако этот рефлекс существует не
у всех: он не врожденный, а приобретенный.
Как же возникают такие «психические»
рефлексы? У собаки, впервые попавшей
в лабораторию, шаги служителя никакого
«психического слюноотделения»
не вызывали, т.е. возбуждение слуховой
области коры мозга не имело пути
к слюноотделительному центру. Потом
этот путь образовался. Это произошло
потому, что шаги служителя постоянно
сопровождались кормлением, т.е. после
многократного сочетания
И.П. Павлов пришел к гениальному в своей простоте выводу, составляющему сущность его замечательного открытия, — высшая нервная (психическая) деятельность мозга заключается в образовании нервными клетками новых связей между раздражителями и реакциями, т.е. в образовании новых рефлексов. В этих нервных связях мозга отражаются реальные отношения между событиями окружающей действительности. В отличие от стереотипных и постоянных врожденных рефлексов, безусловно имеющихся с момента рождения у каждого животного, эти бесконечно разнообразные и изменчивые рефлексы, создаваемые и разрушаемые меняющимися условиями жизни, И.П. Павлов называл условными рефлексами.
Развитие изучения высшей нервной деятельности
Открытие элементарного физиологического явления психической работы мозга — условного рефлекса — положило начало научному исследованию сложного поведения животных, а также мышления и поступков человека, являющихся предметом изучения физиологии высшей нервной деятельности. Такое вторжение физиологии в до того неприкосновенную для естественных наук область душевной жизни столкнулось с косностью и сопротивлением старых взглядов.
И.П. Павлов в научных дискуссиях,
публичных диспутах, выступлениях в
печати с присущей ему энергией воевал
со сторонниками идеалистической трактовки
психической деятельности. Его противники
утверждали, что у собаки «слюнки
текут» от приятных переживаний, от чувства
благодарности и любви к
Сильное впечатление производил этот поразительный факт: под действием болевого раздражителя собака визжит, а из фистулы начинает выделяться слюна. С едкой иронией спрашивал И.П. Павлов своих противников: «От каких душевных переживаний у собаки «слюнки текут» — от любви к боли или благодарности электрическому току?».
Преодолевая бесконечные трудности на пути новых исследований, Павлов со все более многочисленными учениками и последователями многосторонне занимался изучением условных рефлексов. Вскоре новое учение вышло из стен петербургских лабораторий. Научные заслуги его создателя получили повсеместное признание. В Кембриджском университете весной 1912 г. состоялась торжественная церемония присуждения И.П. Павлову почетного звания доктора наук. С балкона актового зала студенты опустили Ивану Петровичу в руки игрушечную собачку, унизанную фистулами, символически повторяя шутку с игрушечной обезьянкой, которой в свое время чествовали творца эволюционной теории Чарлза Дарвина.
Всестороннее развитие получили работы
И.П. Павлова по изучению высшей нервной
деятельности после Великой Октябрьской
социалистической революции. В тяжелую
пору зимой 1921 г. В.И. Ленин подписывает
специальное постановление
Физиология высшей нервной деятельности обогащается все новыми исследованиями и фактами. Строится знаменитая «столица условных рефлексов» в Колтушах (ныне с. Павлово), расширяются старые и создаются новые лаборатории.
Учение о высшей нервной деятельности получило мировое признание. Собравшийся в 1935 г. в Ленинграде XV Международный конгресс физиологов избрал И.П. Павлова почетным президентом. Представители 37 государств проголосовали за предложение присвоить выдающемуся ученому звание «старейшины физиологов мира». Это был последний конгресс, в котором участвовал И.П. Павлов; спустя год создатель учения о высшей нервной деятельности закончил свой жизненный путь.
Павловское физиологическое учение явилось для того времени выдающейся научной, революционной работой. Все явления в организме павловское учение трактует как постоянно изменяющиеся и развивающиеся, все процессы рассматриваются им в их взаимосвязи; организм изучается как часть природы, находящаяся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой. Возникновение качественно новых явлений в организме понимается как результат развития, накапливания качественных изменений.
Научные достижения Павлова
оказали революционное влияние
на представления того времени об
организме человека. Они на практике
показали, что границ познания не существует.
Значение исследований Ивана Петровича
трудно переоценить, так как его
учение об условных рефлексах совершило
настоящий переворот в
О его заслугах и достижениях можно говорить очень долго, ведь трудно найти человека сделавшего для физиологии и медицины столько же, сколько сделал Иван Петрович Павлов. Он считал физиологию и медицину неотделимыми друг от друга науками. Под его влиянием формировались крупные школы терапии, хирургии, психиатрии и невропатологии.
Я думаю, что учение Павлова на сегодня остается одним из самых актуальных разработок в области физиологии и медицины и на основе его теории будет сделало еще не один шаг вперед в области биологии и медицины.
Информация о работе Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности