Традиционные и не традиционные методы закаливания

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 19:41, реферат

Краткое описание

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Здоровый образ жизни - это рациональное питание, занятие спортом, отказ от алкоголя и курения и многое другое. Важную роль играет и закаливание. Рост числа часто болеющих детей, особенно в возрасте до 3 лет, в нашей стране за последние годы делает эту проблему чрезвычайно актуальной. Закаливание - это научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды.

Оглавление

Введение
1. Основные принципы закаливания
2. Традиционные методы закаливания
3.Закаливание водой
4. Закаливание воздухом
5. Закаливание солнцем
6. Контрастное и нетрадиционное закаливание
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

трад.docx

— 31.23 Кб (Скачать)

Поэтому надо к этой процедуре подходить  очень осторожно. У младших детей  особенно полезны солнечные ванны, но важен при этом индивидуальный подход. Проводить солнечные ванны  надо в движении, но игры надо проводить  спокойного характера. Солнечные ванны  увеличиваются постепенно.

 Ультрафиолетовые лучи активно  влияют на иммунологическую резистентность организма, повышая активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы. Однако нужно помнить, что чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне осторожно они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем возрасте их проводят достаточно широко, но после предварительного недельного курса ежедневных световоздушных ванн.

 В рассеянных солнечных лучах  достаточно много ультрафиолетовых  и сравнительно мало, в отличие  от прямого солнечного излучения,  инфракрасных лучей, которые вызывают  перегревание организма ребенка,  что особенно опасно для детей  с повышенной нервно-рефлекторной  возбудимостью. В осенне-зимний  и весенний периоды прямые  солнечные лучи не вызывают  перегревания, поэтому попадание  их на открытое лицо ребенка  не только допустимо, но и  необходимо.

 

 Летом рекомендуют проводить  световоздушные ванны при температуре  воздуха 22oC и выше для грудных  детей и при 20oC для детей  1-3 лет, лучше в безветренную  погоду. Поведение ребенка в момент  проведения ванны должно быть  активным. В средней полосе России  ванны лучше начинать с 9 до 12 ч дня, в более жарком климате с 8 до 10 ч утра. Продолжительность первой ванны у грудных детей 3 мин., у более старших - 5 мин с ежедневным увеличением до 30-40 мин. и более. Прямые солнечные ванны (после тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не более 15-20 мин., всего за лето не более 20-30 ванн.

 Абсолютным противопоказанием  к проведению солнечных ванн  является температура воздуха  30oC [3]. После солнечных ванн, а  не до них, детям назначают  водные процедуры, причем обязательно  нужно вытереть ребенка, даже  если температура воздуха высокая,  так как при влажной коже  происходит переохлаждение детского  организма. Искусственное ультрафиолетовое  излучение, которое еще несколько  лет назад широко применяли  не только на Севере, но и  в средней полосе России в  первую очередь с целью профилактики  рахита, в настоящее время многие  авторы либо не рекомендуют  вообще назначать детям раннего  возраста, либо использовать крайне  осторожно, учитывая его возможное  канцерогенное действие.

3.Контрастное и нетрадиционное закаливание

 К интенсивным (нетрадиционным) методам закаливания относят  любые методы, при которых возникает  хотя бы кратковременный контакт  обнаженного тела человека со  снегом, ледяной водой, воздухом  отрицательной температуры. Имеется  достаточный опыт интенсивного  закаливания детей раннего возраста  в родительских оздоровительных  клубах. Однако практически нет  научных исследований, свидетельствующих  о возможности использования  этого вида закаливания. 

 Реакция организма на действие  любых раздражителей обозначается  как общий адаптационный синдром,  в котором выделяют три стадии: стадию тревоги (активация функции  коры надпочечников, вследствие  чего уменьшается объем вилочковой  железы, селезенки, лимфатических  узлов), стадию резистентности (развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.

 Физиологическая незрелость  организма детей раннего возраста, в первую очередь незрелость  нейроэндокринной системы, является  нередко причиной не повышения,  а наоборот, подавления иммунной  активности, быстрого развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду.

 Поэтому практически все  авторы, занимающиеся вопросами  закаливания детей раннего возраста, считают купание детей в ледяной воде противопоказанным.

 Однако существует контрастное  закаливание как переходная ступень  между традиционным и интенсивным  закаливанием. Это контрастные ножные  ванны, контрастное обтирание,  контрастный душ, сауна, русская  баня и др.

 Наиболее распространенным  методом для детей является  контрастное обливание ножек.

 Необходимо соблюдать правило  - нельзя обливать холодные ноги  холодной водой, т.е. ноги предварительно  нужно согреть. В ванну ставят  два таза так, чтобы вода  покрывала ноги до середины  голени. В одном из них температура  воды всегда равна 38-40oC, а в  другом (в первый раз) на 3-4oC ниже. Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2 мин. (топчет ими), затем в прохладную на 5-20 с. Число попеременных погружений 3-6. Каждые 5 дней температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят до 18-10oC. У здоровых детей заканчивают процедуру холодной водой, а у ослабленных - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия можно проводить с настоем трав.

 Для более интенсивного охлаждения  используют настой мяты. Сухую  траву с цветами заливают кипятком  из расчета 4 столовые ложки  на 1 л, настаивают 30 мин, фильтруют,  охлаждают до 20-22oC. Горячий настой  готовят с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником, пижмой, сосновыми и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки  на 1 л кипятка, настаивают, фильтруют,  подогревают до 38-40oC. Сначала растирают  ручку ребенка полотенцем, смоченным  в холодном настое, затем другой  рукавичкой, смоченной в горячем  растворе, а после этого сухим  полотенцем растирают ручку до  покраснения. Так проводят процедуру  со второй ручкой, ногами, туловищем.  У более старших и закаленных детей при наличии положительных эмоций можно постепенно повышать температуру горячего настоя до 40-42oC, а холодного снизить до 4-6oC [4]. Более старшим детям контрастные ножные ванны можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей воды 40-50oC в течение 1 мин., затем в течение 10-20 с проводят обливание холодной водой с минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз.

 В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура  воздуха в парной (около 60-90oC) с  низкой влажностью и охлаждением  в бассейне с температурой  воды 3-20oC, а зимой купание в  снегу. При отсутствии противопоказаний, желании родителей ребенок может  посещать сауну с 3-4 лет, 1 раз  в неделю, вначале в виде одного  захода на 5-7 мин. при температуре  в парной около 80oC на высоте  верхней полки. Затем можно  довести до трехкратного посещения  парной на 10 мин. с последующим  охлаждением. 

 Во многих регионах нашей  страны широко используется закаливающий  эффект русской бани. Основой  его является строгое соблюдение  контрастного цикла: нагревание - охлаждение - отдых. Формула закаливающего  цикла - 1:1:2, т.е. париться и принимать  прохладный душ нужно примерно  одинаковое время, а отдыхать  в два раза дольше. Для детей  раннего возраста, только привыкающих  к русской бане, достаточно одного  цикла. В парильном отделении  вначале следует находиться не  более 3-5 мин., через несколько  посещений можно увеличить время  до 5-10 мин. Вначале охлаждение  лучше проводить обливанием, затем  холодным душем, позднее - купанием  в холодной воде, в том числе  и в проруби, обтиранием снегом. Постепенно количество заходов в парную увеличивают до 4-5 [1, 4]. В русской бане часто на раскаленные камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического настоя трав. Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях мяту, шалфей, тимьян, лист эвкалипта; с успокаивающей целью - тимьян, мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою ели; тонизирующее действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы обыкновенной (2 части), листья зубовки (1 часть); улучшают дыхание листья березы, дуба, липы, трава душицы, тимьяна.

 Широко используют в русской  бане веники, причем каждый веник  вызывает специфический эффект. Например, березовый веник оказывает болеутоляющее, успокаивающее и бронхолитическое действие, дубовый - успокаивающее, противовоспалительное, липовый - бронхолитическое, мочегонное, а также помогает при головной боли, простудных заболеваниях, пихтовый - помогает при радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии, рябиновый - оказывает возбуждающее действие и т.д.

 Контрастное закаливание эффективнее  закаливания только холодом. Но  есть сторонники и этого метода.

 Для этого вида закаливания  используют обливание из ведра  водой температуры 3-4oC, купание  в ледяной воде в течение  1-4 мин. в домашней ванне и,  как высшую форму закаливания,  зимнее плавание, или "моржевание". Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и детей старшего возраста преувеличен из-за незнания и неправильных выводов в крайне немногочисленных научных публикациях.

 В редких научных исследованиях,  посвященных "моржам", объем  наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто начинают заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями после безуспешного лечения традиционными медикаментозными методами. Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической болезнью сердца, гипертонией, заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта и др.

 Если родители настаивают на проведении таких видов закаливания, долг медицинского работника состоит не в том, чтобы запретить категорически, так как в большинстве подобных случаев родители все равно их будут проводить, а в том, чтобы настойчиво рекомендовать специальные правила, особенно учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка и постепенное увеличение дозы раздражающего воздействия.

 В заключение необходимо  остановиться на так называемых  фармакологических методах закаливания.  Речь идет об иммуностимуляторах, усиливающих интерферонообразование, таких как продигиозан, левамизол, тимолин, T-активин и др. Некоторые авторы рекомендуют их использовать для профилактики частых респираторных заболеваний у детей раннего возраста. Но, как правило, научные исследования об эффективности иммуностимуляторов у этой группы детей касаются только иммунологических показателей до и после применения препаратов, в частности снижения уровня IgE, нарастания числа T-лимфоцитов.

 

 Однако результаты проведенного  терапевтического опыта свидетельствуют  об отсутствии влияния лечения  иммуностимуляторами на уровень и динамику респираторной заболеваемости, в то время как, например, контрастное закаливание уже через год способствует снижение ОРВИ детей раннего возраста в 3,5 раза [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 Повышение устойчивости человека  к различным неблагоприятным  факторам окружающей среды —  основная задача современной  медицины. В этом именно и заключается  её про­филактическая направленность.

 Научная профилактика в педиатрии  своими корнями уходит в далекую  историю народной медицины. В  России с древних времен детей  приучали к холоду, к физическому  труду. Народная мудрость усматривала  в этом главный, а может быть  и единственный по тем временам, источник здоровья. Русские врачи  XVIII века Н. М. Амбодик, С. Г. Зыбелин, А. И. Полунин уже тогда отмечали необходимость использования природных факторов для укрепления здоровья детского организма.

 Выдающиеся детские врачи  Н. Ф. Филатов, А. А. Кисель, Н. П. Гундобин, Г. Н. Сперанский видели в закаливании детского организма неисчерпаемый источник здоровья детей. Ещё в 1910 г. Г. Н. Сперанский публикует первую в России книгу о закаливании детей. Научная разработка проблемы закаливания стала возможной лишь благодаря физиологическим исследованиям.

 Закаливание организма —  это формирование и совершенствование  функциональных систем, направленных  на повышение иммунитета организма,  что в конечном итоге приводит  к снижению «простудных» заболеваний.  Причем закаливание детей дает  двойной положительный результат  — снижение их заболеваемости  и повышение полезной занятости  родителей на производстве, что  имеет не только социальное, но  и существенное экономическое  значение. Можно без преувеличения  сказать, что научно обоснованные  методы закаливания являются  неисчерпаемыми источниками приумножения  здоровья детей различного возраста.

 С давних времен использовались  и сейчас остаются основными  и самыми действенными средства  закаливания естественные силы  природы: солнце, воздух и вода.

 Закаливание чаще всего рассматривается  как процесс приспособления организма  к меняющимся условиям погоды  и климата. Но говоря о закаливании  как средстве физического воспитания, имеется в виду не только  приспособление организма, происходящее  под влиянием неблагоприятных  условий. Закаливание надо рассматривать  как сознательное применение  в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 Иванченко В.Г. Тайны русского  закала.- М., 1991. - С. 31.

 Воронцова И.М., Беленький Л.А.  Закаливание детей с применением  интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - С. 27.

 Праздников В.П. Закаливание  детей дошкольного возраста - М., 1988. - С. 220.

 Традиционные и нетрадиционные  методы оздоровления детей. Материалы  конф.- Дубна, 1992. - С. 115.

 Толкачев Б.С. Физкультурный  заслон ОРЗ. - М., 1988. - С. 102.

 Турсунов М.М. Патогенетические  основы врачебной тактики при  частых ОРЗ у детей: Автореферат. - М., 1987. - С. 18.

Информация о работе Традиционные и не традиционные методы закаливания