Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:21, реферат
При помощи зрительной памяти водитель укладывает в памяти ориентиры, характерные черты, своеобразность дороги. Используя слуховую память, водитель следит за звуком работы мотора и других механизмов. Двигательная память обеспечивает правильные движения при управлении автомобилем.
1. Введение
2. Совершенствование памяти
3. Рекомендации по совершенствованию памяти.
4. Список используемой литературы
Введение
Память – это процесс, позволяющий человеку запоминать и воспроизводить прошлый опыт и реагировать на явления, сигналы или ситуации, которые уже не действуют на него.
Сущность памяти – это запоминание изучаемого материала в форме зрительных, слуховых и двигательных преставлений. При помощи зрительной памяти водитель укладывает в памяти ориентиры, характерные черты, своеобразность дороги. Используя слуховую память, водитель следит за звуком работы мотора и других механизмов. Двигательная память обеспечивает правильные движения при управлении автомобилем.
Память бывает
кратковременной (оперативной) и долговременной,
оба вида одинаково нужны водителям.
Долговременная память служит для запоминания
какой-либо информации, связанной с
профессией, на длительное время, например,
правил дорожного движения. Кратковременная
память служит для запоминания большого
количества сиюминутной и много
раз изменяющейся информации, данные
из кратковременной памяти могут
быть воспроизведены в течение небольшого
времени, примерно 20-100 с. (к примеру,
запоминание постоянно
Память водителя.
Рассмотрим теперь психологический план сохранения информации, необходимой и достаточной для управления . Уже на уровне восприятия познавательная функция психики осуществляется посредством активной переработки материала, относящегося к первичному, исходному психическому уровню информации, т. е. к ощущениям. Эта переработка невозможна без удержания и сохранения образов ощущений, т. е. без участия процессов памяти.
Благодаря психической способности к сохранению накопленного опыта возникает возможность использовать его для истолкования текущей информации, а значит обеспечения более глубокого, точного и быстрого познания действительности. В соответствии с этим в процессе восприятия постоянно осуществляется сличение психических образов, возникающих в каждый данный момент в результате воздействия наличных объектов, с соответствующими образами памяти – представлениями.
Можно считать, что способность водителя эффективно и надежно управлять подсистемой существенным образом зависит от запаса накопленных представлений. Понятно, что эти представления памяти должны относиться именно к тем объектам и их характеристикам и параметрам, информация о которых важна" с точки зрения управления .
Таким образом, при управлении решающее значение имеют: зрительная память, прежде всего на пространственные свойства и отношения объектов (форма, величина, расстояние, положение); память на время, особенно на короткие интервалы времени (секунды и доли секунд); зрительная память на пространственно-временные отношения (скорость, направление движения, их изменения); «суставно-мышечная» память (направление, амплитуда, скорость движений органов тела, величина усилий).
Совершенствование памяти
Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные предметы и цвета равен 3, на числа и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.
В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию процессов памяти путем воздействия на функциональное состояние мозга: химический и физический.
Химический подход, который включает использование фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен.
На благоприятные
результаты от использования
Ухудшают память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).
Физический подход. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.
Рекомендации по совершенствованию памяти
В соответствующей
литературе имеются рекомендации по
совершенствованию памяти. Для этого
не требуются специальные
Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они нелепее, тем лучше. Например, для запоминания названия ресторана "Под липами" представьте себе, как вы сидите под этими деревьями с их неповторимым ароматом. Если требуется запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все предметы перед подъездами в порядке их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл. Чтобы запомнить фамилию нового знакомого, нужно связать ее с какой - либо характерной его чертой. Например: фамилию Розов с розовым цветом его лица и т.п.
Список использованной литературы:
ЛУРИЯ А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд.МГУ,1968г.
ФАЙГЕНБЕРГ И.М. Память и обучение. ЦОЛИТУВ, М 1974г.
ЛЁЗЕР Ф. Тренировка памяти (пер. с нем.). М, Мир, 1979г.
Интернет ресурс: http://www.transportmm.ru
Содержание:
1. Введение
2. Совершенствование памяти
3. Рекомендации по совершенствованию памяти.
4. Список используемой литературы