Совершенствование памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

При помощи зрительной памяти водитель укладывает в памяти ориентиры, характерные черты, своеобразность дороги. Используя слуховую память, водитель следит за звуком работы мотора и других механизмов. Двигательная память обеспечивает правильные движения при управлении автомобилем.

Оглавление

1. Введение
2. Совершенствование памяти
3. Рекомендации по совершенствованию памяти.
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Автотранспортная психология.docx

— 18.91 Кб (Скачать)

Введение

Память –  это процесс, позволяющий человеку запоминать и воспроизводить прошлый  опыт и реагировать на явления, сигналы  или ситуации, которые уже не действуют  на него.

Сущность  памяти – это запоминание изучаемого материала в форме зрительных, слуховых и двигательных преставлений. При помощи зрительной памяти водитель укладывает в памяти ориентиры, характерные  черты, своеобразность дороги. Используя  слуховую память, водитель следит за звуком работы мотора и других механизмов. Двигательная память обеспечивает правильные движения при управлении автомобилем.

Память бывает кратковременной (оперативной) и долговременной, оба вида одинаково нужны водителям. Долговременная память служит для запоминания  какой-либо информации, связанной с  профессией, на длительное время, например, правил дорожного движения. Кратковременная  память служит для запоминания большого количества сиюминутной и много  раз изменяющейся информации, данные из кратковременной памяти могут  быть воспроизведены в течение небольшого времени, примерно 20-100 с. (к примеру, запоминание постоянно изменяющейся дорожной обстановки при езде).

Память водителя.

 Рассмотрим  теперь психологический план  сохранения информации, необходимой  и достаточной для управления . Уже на уровне восприятия познавательная функция психики осуществляется посредством активной переработки материала, относящегося к первичному, исходному психическому уровню информации, т. е. к ощущениям. Эта переработка невозможна без удержания и сохранения образов ощущений, т. е. без участия процессов памяти.

Благодаря психической  способности к сохранению накопленного опыта возникает возможность  использовать его для истолкования текущей информации, а значит обеспечения  более глубокого, точного и быстрого познания действительности. В соответствии с этим в процессе восприятия постоянно  осуществляется сличение психических  образов, возникающих в каждый данный момент в результате воздействия  наличных объектов, с соответствующими образами памяти – представлениями.

Можно считать, что способность водителя эффективно и надежно управлять подсистемой существенным образом зависит от запаса накопленных представлений. Понятно, что эти представления памяти должны относиться именно к тем объектам и их характеристикам и параметрам, информация о которых важна" с точки зрения управления .

Таким образом, при управлении решающее значение имеют: зрительная память, прежде всего на пространственные свойства и отношения объектов (форма, величина, расстояние, положение); память на время, особенно на короткие интервалы времени (секунды и доли секунд); зрительная память на пространственно-временные отношения (скорость, направление движения, их изменения); «суставно-мышечная» память (направление, амплитуда, скорость движений органов тела, величина усилий).

 

 

 

 

Совершенствование памяти

 

Исследователи установили, что в обычных условиях человек может запомнить 8 десятичных знаков, 7 букв расположенных не по алфавиту, 4-5 цифр, 5 синонимов. И перегрузок практически  не бывает. По мнению специалистов, обычно бывает достаточно запомнить не более 4-х цифр, 5-6 букв, 4 синонима и 6 десятичных цифр. Но объем памяти уменьшается, если альтернатива увеличивается. Так, например, объем памяти на различные  предметы и цвета равен 3, на числа  и точки - 8-9, на буквы - 6-9, на геометрические фигуры - 3-8 и т.д.

В принципе возможны 2 основных подхода к регулированию  процессов памяти путем воздействия  на функциональное состояние мозга: химический и физический.

Химический  подход, который включает использование  фармакологических средств, известен с незапамятных времен. Эти средства; чай, кофе (кофеин), стрихнин, нивалин, пилокарпин, фенатин, этимизол, этиразол, центрофеноксин, пирацетам, неотропил, пирамен.

На благоприятные  результаты от использования психофармакологических средств, активизирующих мозговую деятельность, можно рассчитывать лишь имея в виду людей со стабильной, уравновешенной психикой, а также людей с более или менее угнетенной психикой, инертных, малоинициативных, не уверенных в себе.

Ухудшают  память: кокаин, метизергид, препараты резерпина и аменазина (хлорпромазина).

Физический подход. Заключается он в изучении влияния физических факторов на процессы запоминания и на фазы памяти вообще. Важнейшим направлением в физическом подходе является электрическая стимуляция мозговых структур. Существует еще одна возможность целенаправленного воздействия на функции памяти - с помощью фокусированного ультразвукового эффекта. Механизмы памяти должны быть всегда подвижны и всегда в "форме". Их нужно постоянно тренировать, ежедневно выделяя для этого час или хотя бы 20-25 минут. Лучше всего функционирует память между 8 и 12 часами дня, затем ее эффективность начинает постепенно падать. После 17 часов запоминание снова улучшается и, если человек не очень устал, к 19 часам достигает высокого уровня.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по совершенствованию памяти

 

 

В соответствующей  литературе имеются рекомендации по совершенствованию памяти. Для этого  не требуются специальные тренажёры  или другие какие либо вспомогательные устройства.

Группы слов можно запоминать, создавая в сознании соответствующие сцены. Чем они  нелепее, тем лучше. Например, для  запоминания названия ресторана "Под  липами" представьте себе, как  вы сидите под этими деревьями  с их неповторимым ароматом. Если требуется  запомнить название "Вулкан" ил "Молния", нужно пытаться запомнить  слово как образ, а не как группу из нескольких букв. Чтобы, запомнить  перечень предметов, представьте себе знакомую улицу и расставьте все  предметы перед подъездами в порядке  их расположения. После этого мысленно пройдитесь по улице. Вам будет легко  восстановить в памяти весь перечень. Запоминая группу букв или слогов, полезно связывать их в слова  с определенным смыслом. Мозг человека лучше запоминает то, что имеет  смысл. Чтобы запомнить фамилию  нового знакомого, нужно связать  ее с какой - либо характерной его  чертой. Например: фамилию Розов  с розовым цветом его лица и  т.п.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

ЛУРИЯ А.Р. Маленькая  книжка о большой памяти.  Изд.МГУ,1968г.

ФАЙГЕНБЕРГ  И.М.  Память и обучение.  ЦОЛИТУВ,  М 1974г.

ЛЁЗЕР Ф.  Тренировка памяти  (пер. с нем.).  М,  Мир,  1979г.  

Интернет  ресурс:       http://www.transportmm.ru

                                       http://www.it-med.ru/library/p/pamyt.htm

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

1. Введение

2. Совершенствование памяти

3. Рекомендации по совершенствованию памяти.

4. Список используемой литературы


Информация о работе Совершенствование памяти