Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты культуры здорового образа жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 00:09, реферат

Краткое описание

Санитария - 1) Научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические обоснования требований общественной гигиены. 2) Совокупность мероприятий, направленных на охрану общественной гигиены, на улучшение условий труда и быта населения.
Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.

Оглавление

Понятия «санитария», «гигиена», «медицина», «валеология».
Роль гигиены юноши и девушки в сохранении и укреплении здоровья.
Репродуктивное здоровье.
Гигиеническое воспитание (бережливость, аккуратность, дисциплинированность и др.).
Культура питания.
Системы питания и их роль в сохранении и укреплении здоровья.
Роль медицины в сохранении и укреплении здоровья.
Медицинские учреждения и особенности их деятельности.
Культура потребления медицинских услуг.

Файлы: 1 файл

Tema1.docx

— 33.62 Кб (Скачать)

 

 

   Тема: «САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

  1. Понятия «санитария», «гигиена», «медицина», «валеология».
  2. Роль гигиены юноши и девушки в сохранении и укреплении здоровья.
  3. Репродуктивное здоровье.
  4. Гигиеническое воспитание (бережливость, аккуратность, дисциплинированность и др.).
  5. Культура питания.
  6. Системы питания и их роль в сохранении и укреплении здоровья.
  7. Роль медицины в сохранении и укреплении здоровья.
  8. Медицинские учреждения и особенности их деятельности.
  9. Культура потребления медицинских услуг.

 

 

 

1.Понятия «санитария»,  «гигиена», «медицина», «валеология».

Санитария - 1) Научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические обоснования требований общественной гигиены. 2) Совокупность мероприятий, направленных на охрану общественной гигиены, на улучшение условий труда и быта населения.

Гигиена – наука о здоровье, основная профилактическая наука, которая ставит во главу угла здоровье и рассматривает его как категорию, формирующуюся под влиянием сложных взаимосвязей природных, социальных, антропогенных и эндогенных факторов.

Медицина - система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Современная медицина  сложилась в результате длительного исторического процесса; состояние медицины всегда определялось степенью развития общества, социально-экономическим строем, достижениями естествознания и техники, общим уровнем культуры.

Валеологию как науку о здоровье индивидуума, общества и природы в целом, можно подразделить на индивидуальную и общественную.

1. Индивидуальная – направлена на сохранение, приумножение и восстановление здоровья отдельного конкретного человека. Здесь ограниченно сплетаются: а) личная гигиена; б) психогигиена; в) закаливание; г) физические нагрузки; д) рациональное питание; е) методики систем оздоровления. Иными словами сюда входит все, что емко и образно называется здоровым образом жизни.

2. Общественная – это сохранение и поддержание здоровья общества, как физического, так и психического, духовного, экономического и социального. Ее можно подразделить на: а) медико-биологическую валеологию, включающую общую гигиену, общественную психогигиену (семьи, коллективы, общества в целом), спорт, экологические аспекты; б) экономическую валеологию, рассматривающую уровень жизни общества и отдельных его представителей, уровень занятости населения, уровень промышленного производства и т.п. в) социальную валеологию, направленную на рассмотрение социального устройства общества, уровня образования, научного потенциала, общественных организаций, культуры и искусства.

Чтобы сохранить собственное здоровье каждый человек должен обладать тем  минимумом знаний, который позволит, прежде всего, не пустить болезнь  в собственный организм. Это актуально, поскольку причина всех болезней едина: невежество, невежество собственное, либо невежество родителей. Пока что многие видят валеологию лишь как руководство к здоровому образу жизни, но она намного шире. В сущности – это плод интеграции медицинских, биологических наук со всеми прочими науками и направлениями человеческой деятельности, это Философия жизни. Основная задача валеологии – не суммирование отдельных медицинских знаний, а объединение их в систему, интегрирование, в процессе чего возможно появление новых, качественно отличных свойств, в данном случае – нового медицинского мировоззрения. 

2.Роль гигиены юноши и девушки в сохранении и укреплении здоровья.

Естественное желание юношей и  девушек быть красивыми и привлекательными мы можем с успехом использовать для их гигиенического воспитания. В ходе его следует обратить внимание не только на вопросы общегигиенического характера (режим труда, отдыха, питания, сна), но и на личную гигиену. Кожа, покрывая всю поверхность тела, выполняет разнообразные, весьма сложные и очень важные функции. На поверхности кожи скапливаются выделения сальных и потовых желез, чешуйки отторгнувшегося поверхностного слоя эпителия (за сутки их слущивается до 14 г) оседающие из воздуха пылинки, микробы. Если все это своевременно не удалять, то это разлагается на поверхности кожи (вот откуда неприятный запах немытого тела). Создается благоприятная среда для развития микроорганизмов, нормальная работа сальных и потовых желез затрудняется, возникает раздражение кожи (зуд, расчесы, отеки, воспаление). В юношеском возрасте положение усугубляется тем, что физиологически значительно усиливается деятельность сальных и потовых желез. Потому загрязнение кожи происходит быстрее, возможности кожных гнойничковых заболеваний увеличиваются. Чистая неповрежденная кожа - барьер на пути проникновения в организм болезнетворных микробов. Более того, чистая кожа способна сама убивать микробы (микробы брюшного тифа, например, на чистой коже погибают буквально через несколько минут). Вот почему кожу нужно беречь и строго следить за ее чистотой. Но опросы и осмотры юношей и девушек показывают, что они в большинстве своем не соблюдают самые элементарные гигиенические правила, иногда даже не моют регулярно шею, уши, ноги. Поэтому: не полагайтесь на то, что «они совсем взрослые»; найдите удобную форму напоминания о том, что за собой надо тщательно следить. Ежедневное обмывание водой с мылом хорошо растворяет и удаляет с поверхности кожи избыточно дурно пахнущие выделения сальных и потовых желез, грязь, микроорганизмы. (Обмывание теплой водой не исключает, понятно, закаливание организма водными процедурами.) Тщательное мытье тела горячей водой, мочалкой, мылом - не реже одного раза в неделю. Во время мытья кожа очищается, массируется. Улучшается кожное дыхание, кровоснабжение. Кожа приобретает естественный приятный запах, свойственный здоровой коже. Отпадает надобность в применении многих косметических средств, не всегда безвредных для кожи и организма.

3.Репродуктивное здоровье.

Важной составляющей понятия "здоровье" является репродуктивное здоровье. Под  репродуктивным здоровьем, в соответствии с рекомендациями Программы действий Международной конференции по вопросам народонаселения и развития , также подразумевается состояние полного физического и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний репродуктивной системы, нарушения ее функций и/или процессов в ней. Таким образом, репродуктивное здоровье означает возможность удовлетворенной и безопасной сексуальной жизни, способность к воспроизведению (рождению детей) и возможность решать, когда и как часто это делать. Это предусматривает право мужчин и женщин на информацию и доступ к безопасным, эффективным, доступным по цене и приемлемым методам планирования семьи и/или к иным, избранным ими методам регулирования рождаемости, которые не противоречат закону. Это означает также и право доступа к соответствующим услугам в области здравоохранения, позволяющим женщине безопасно перенести беременность и роды, и обеспечивающим наилучшую возможность родить здорового ребенка. Понятие "репродуктивное здоровье" включает в себя и сексуальное здоровье — состояние, позволяющее человеку в полной мере испытывать половое влечение и реализовывать его, получая при этом удовлетворение.

 

4.Гигиеническое воспитание (бережливость, аккуратность, дисциплинированность и др.).

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием. Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков. Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания. Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки - это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям  должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать  в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские  работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической  подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая  и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так  как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах. Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые  окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических  и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все  правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

5. Культура питания.

Культура питания является важнейшей  составляющей частью человеческой жизни. Но наше питание абсолютно не гармоничное  и неправильное.

В понятие «режим питания» входят: количество и время приема пищи в течение суток; распределение суточного рациона по его энергоценности, химическому составу, продуктовому набору и массе на завтрак, обед и т. д.; интервалы между едой и, наконец, затрачиваемое на нее время. Человеческий организм устроен исключительно сложно. Гармоническое равновесие  этой  сложной системы,  находящейся под постоянным  воздействием  внешней среды, и есть то, что мы называем здоровьем.  Важную роль в поддержании нормальной жизнедеятельности организма и его   здоровья   играет   ритм   питания.   Организм   человека устроен так,   что в определенное  время весь  пищеварительный тракт подготавливает себя к приему пищи и сигнализирует об этом. Человек, привыкший к определенному режиму питания, может по сигналам своего желудка проверять часы. Если же по каким-то причинам очередной прием пищи не состоялся, организм вынужден перестраиваться, а это влечет за собой негативные последствия. В час, отведенный для еды, или некоторое время спустя при мысли о еде в желудок начинает поступать желудочный сок, обладающий большой переваривающей способностью, и, если в это время никакой пищи в желудке нет, выделяемый сок начинает действовать на стенки желудка и двенадцатиперстной кишки. Частые нарушения режима питания приводят к образованию язв, гастритов и другим заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Во избежание подобных последствий нарушения нормального питания рекомендуется в часы обычного приема пищи что-нибудь съесть, если нет возможности поесть нормально.

Питание человека регулируется центральной  нервной системой. Этим ведает так  называемый пищевой центр (центр  аппетита) в головном мозгу. А для  нормальной и правильной работы этого  центра исключительно важен правильный режим питания. Есть надо определенное количество раз в течение суток  и через определенные, строго установленные  промежутки времени, по возможности  правильно распределяя пищу на каждый из приемов (как по объему и калорийности, так и по составу пищевых веществ).

6. Системы питания и  их роль в сохранении и укреплении  здоровья.

При формировании здорового образа жизни необходимо учитывать четыре принципа рационального питания:

1) калорийность суточного рациона  питания должна соответствовать  энергетическим затратам человека;

2) химический состав пищи должен  удовлетворять потребности организма  в белках, жирах, углеводах, минеральных  веществах, витаминах, биологически  активных веществах и «балластных»  компонентах пищи;

3) разнообразие пищевых продуктов  должно обеспечивать поступление  в организм всех ингредиентов, которые не синтезируются в  организме; 

4) прием пищи в течение суток  должен подчиняться оптимальному  режиму (как по энергоценности, так и по объему).

Правильный режим приема пищи соответствует  фазам суточных биоритмов и легко  «вписывается» в распорядок дня. Более того — этот фактор в значительной мере определяет режим жизни: человек в определенное время прерывает работу, чтобы пообедать, ужин ассоциируется со временем отдыха, вечерний стакан молока — с предстоящим сном и т. д. Вот почему большой вред здоровью может наносить привычка есть урывками, во время работы и вообще по принципу «когда придется», вредны и так называемые перекусы. При этом нарушается не только «схема» упорядоченности нервно-психической деятельности, но и нормальное функционирование механизмов регуляции пищеварительной системы (что является фактором риска заболеваний органов желудочно-кишечного тракта).

Пищевой рацион должен обеспечивать здоровое, сбалансированное питание  взрослого человека. Сбалансированным является питание, которое включает все необходимые компоненты пищи в оптимальных количествах и  соотношениях. Для обеспечения такого питания необходимо учитывать следующие  требования к составлению рациона  питания.

Рацион питания должен включать незаменимые компоненты пищи. Полиненасыщенных жирных кислот в суточном рационе должно быть около 3—5 г; богатым источником их содержания являются такие продукты, как подсолнечное и кукурузное масла (53—55 %)

Помимо углеводов, являющихся источником энергии, в пищевом рационе должны содержаться сложные полисахариды — пищевые волокна; они обладают способностью связывать воду и набухать, стимулировать перистальтику кишечника  и ускорять транзит кишечного  содержимого, адсорбировать токсичные  вещества и выводить их из организма, связывать желчные кислоты и  стерины, снижать содержание холестерина и нормализовать микрофлору кишечника. Пищевые волокна содержатся в ржаных и пшеничных отрубях, овощах и фруктах. Они не являются балластом, а активно участвуют в процессах пищеварения. В сутки организм взрослого человека нуждается в 30 г пищевых волокон.

Сбалансированное питание в  ряде случаев становится мерой профилактики серьезных заболеваний. Диетические  мероприятия, направленные на снижение уровня холестерина в крови, следующие: уменьшение в рационе питания  количества насыщенных жиров и холестерина, являющихся основными факторами  формирования гиперхолестеринемии, для чего часть насыщенных жиров, содержащихся в продуктах животного происхождения, заменяют ненасыщенными, содержащимися в растительных маслах; увеличение в рационе сложных углеводов, содержащихся в овощах и фруктах; снижение общей калорийности рациона, избыточной массы тела; уменьшение количества холестерина в пище до уровня ниже 300 мг в сутки (для взрослого человека).

Информация о работе Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты культуры здорового образа жизни